Россия / Точка зрения 23 ноября 2009 г. 17:21

Политика на колесах

Interfax-Russia.ru – Российские автовладельцы поняли, что способны сообща влиять на принятие важных для них законов, и решили объединиться в общественно-политическое движение.

В Новосибирске завершился трехдневный V съезд Федерации автовладельцев России (ФАР). Главным итогом этого форума стало решение о смене статуса межрегиональной общественной организации – она станет общественно-политическим движением, которое будет отстаивать интересы автомобилистов через своих представителей во властных структурах. Первой политической партией, которая пожелала принять новую политическую силу "под свое крыло", стала КПРФ.

Впрочем, обо все по порядку. После съезда ФАР, состоявшегося 20-22 ноября, у партии власти, очевидно, появился еще один оппонент. "Принято решение о создании общественно-политического движения. Пока название остается прежним – Федерация автовладельцев России", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" президент новосибирского регионального отделения общественной организации "Свобода выбора" (член ФАР – ИФ) Алексей Сухоруков.

Кроме того, участники этого съезда избрали нового председателя ФАР. Им стал глава алтайского отделения организации Виктор Клепиков. Он хорошо знаком автомобильной общественности, так как ранее представлял интересы водителя Олега Щербинского, проходившего обвиняемым по делу о гибели в ДТП алтайского губернатора Михаила Евдокимова. До последнего времени председателем ФАР являлся Михаил Коваль из Новосибирска. "В соответствии с нашим уставом, теперь "голова" нашей организации будет находиться в Алтайском крае", - отметил Сухоруков.

И все же главное событие прошедшего уик-энда – статусное преобразование ФАР. "Нам надо отстаивать свои интересы, в том числе и на политическом уровне, иначе успеха не будет", - объясняют этот шаг в федерации автовладельцев. Выяснилось, что ФАР намерена бороться за права отечественных водителей отнюдь не в одиночку. Так, новосибирское отделение федерации уже заключило соглашение с новосибирской областной организацией КПРФ. "Соглашение предусматривает, в том числе, совместную защиту прав и свобод автовладельцев, совместное участие в различных общественных акциях и т.п.", - пояснил Сухоруков.

Между тем, как говорят в самой КПРФ, "у автомобилистов страны накопилось немало вопросов к партии власти", так что заключенный политический союз пойдет всем на пользу. Первый секретарь Новосибирского обкома партии, депутат Госдумы Анатолий Локоть в этой связи заявил журналистам следующее: "Повышение пошлин на ввоз подержанных иномарок, применение ОМОНа против демонстрантов во Владивостоке в 2008 году, эпопея вокруг транспортного налога в 2009-м не оставили сомнений: федерации автовладельцев не удастся никуда уйти от политики".

Как говорится в совместном заявлении новосибирского обкома КПРФ и местного отделения ФАР, размещенном на сайте КПРФ, "совместная борьба против повышения транспортного налога еще больше сплотили компартию и автомобильную общественность".

Первым "совместным действием" ФАР и КПРФ, вероятно, станет очередная громкая всероссийская акция протеста. "Акция будет проведена, однако сроки и формы проведения будут определены позднее", - сказал "Интерфаксу" Сухоруков, однако добавил, что речь, вероятно, пойдет об отмене транспортного налога. "Действительно, принято решение не повышать базовые ставки налога. Однако это только часть проблемы. Мы, как и прежде, продолжим борьбу за отмену транспортного налога, потому что он означает, по сути, двойное налогообложение автовладельца", - подчеркнул представитель ФАР.

Напомним, что после того, как 13 ноября 2009 года Госдума приняла закон об удвоении ставки транспортного налога, ФАР организовала в 35 городах России масштабную акцию протеста под названием "Гудок гнева". Спустя несколько дней под давлением общественности и негативной оценки законопроекта президентом России Совет Федерации "завернул" закон и вернул его в нижнюю палату парламента. Дума приняла его в исправленном виде, однако автомобилистам праздновать окончательную победу все равно не пришлось. Компромисс, в результате которого право менять шкалу транспортного налога отдали регионам, не устроил автомобильную общественность, которая теперь требует полной отмены этого налога.

Получится ли у автомобилистов столь же успешно отстаивать свои интересы дальше, неизвестно. Единства и организованности может не хватить, говорят эксперты. Движения автовладельцев не консолидированы, и многие относятся друг к другу без симпатии, объяснил в интервью газете "Коммерсантъ" научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. "К сожалению, у большинства организаций фрирайдерские установки, - отмечает эксперт. - У них уже есть представление о собственных правах, но нет еще понимания своих финансовых обязанностей. Зачастую они делают популистские заявления, работая с самым поверхностным слоем прав. Власть их не боится - она у нас никого не боится, просто не хочет шумихи".

Теперь, если все будет так, как задумали участники V съезда ФАР, на горизонте появится сила, которая будет вести диалог с властью в основном не гудками гнева, а через своих представителей в этой самой власти.

Отметим, что первый учредительный съезд региональных организаций и движений автовладельцев, положивших начало Федерации автовладельцев России, состоялся более трех лет назад – 19 мая 2006 года. Делегатами того съезда, проведенного также в Новосибирске, были представители семи самых активных на тот момент регионов и городов: Барнаула, Владивостока, Красноярска, Кемерова, Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга. Тогда главным мотивом к созданию межрегиональной организации, которая координировала бы представительства в регионах, было стремление повысить вес автомобильных сообществ в стране.

Спустя три года, по словам руководителя московского отделения федерации Сергея Канаева, отказ от политической составляющей "был бы шагом назад". Подталкивает к таким выводам и численный рост организации. В последнем съезде ФАР, на котором было принято решение о смене статуса организации, приняли участие представители уже 18 российских регионов. Примечательно, что чаще всего инициативные группы автомобилистов в городах и субъектах РФ образуются "снизу", говорят в ФАР. По мнению специалистов, это доказывает то, что российские автомобилисты все активнее мобилизуются в желании сообща отстаивать свои гражданские и экономические права и все меньше при этом опасаются пострадать за свою гражданскую позицию.

Вместе с тем, как рассказал в беседе с Interfax-Russia.ru председатель Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин, в России процессы формирования влиятельных общественно-политических групп автовладельцев заметно "отстают от аналогичных процессов в развитых странах". В ряде государств такие силы уже давно сформированы, и они очень влиятельны. "К примеру, Германский союз автовладельцев имеет такое влияние, что любая законодательная инициатива по автомобильной тематике, сначала согласуется, серьезно обсуждается с этой организацией, а уже потом принимается, тогда как в России подобные организации автомобилистов законодатели, как правило, ставят перед фактом", - пояснил эксперт.

Что касается инициативы Федерации автовладельцев России встать на политические рельсы, то здесь Похмелкин видит в основном плюсы. "По сути, пока мало что меняется, ведь смена статуса – это лишь начало пути, однако в данной ситуации не может не радовать то, что в этой организации (ФАР – ИФ) осознали, что без вмешательства в политику защитить права автомобилистов очень сложно", - сказал глава ДАР.

Не смущает Виктора Похмелкина и то, что на старте "политкарьеры" ФАР поддерживают коммунисты. "То, что ФАР как общественно-политическая сила примыкает к политической платформе КПРФ – это нормально, ведь у них есть общий оппонент в лице "Единой России". К тому же самостоятельный выход в политику без серьезной поддержки со стороны одной из влиятельных партий ни к чему бы не привел", - полагает эксперт. "Так или иначе, чем больше политических сил будет выступать в поддержку простого автовладельца, тем лучше", - сделал он вывод.

Впрочем, как отмечают специалисты, говорить о будущей политической судьбе ФАР еще очень преждевременно – для того чтобы выступить в новом качестве, федерации необходимо пройти сложную регистрацию в Минюсте РФ и соблюсти целую гору формальностей.

Обозреватель Максим Кирчатов