Interfax-Russia.ru – Большинство региональных чиновников не спешат афишировать налоговые декларации – лишь немногие откровенно рассказали о своих доходах и доходах членов своих семей.
О необходимости разработать порядок подачи сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности, федеральных государственных служащих и членов их семей президент России Дмитрий Медведев заявил, выступая в марте на заседании совета по противодействию коррупции. По мнению президента, ежегодная отчетность такого рода будет стимулировать госслужащих к выполнению требований антикоррупционного законодательства.
Федеральный закон, обязывающий государственных служащих обнародовать данные не только о своих доходах и имуществе, но и о доходах и имуществе членов своей семьи, вступает в силу с 2010 года.
Между тем, по распоряжению главы кремлевской администрации, чиновники администрации президента уже в этом году, до 1 апреля, должны были представить в федеральную налоговую службу сведения о своих доходах, в том числе о доходах, имуществе и обязательствах своих супругов и несовершеннолетних детей. В специальной форме декларации помимо постоянного дохода чиновники должны были указывать доходы от творческой деятельности, акций и ценных бумаг, а также информацию об остатках средств на счетах, о квартирах, земельных участках, недвижимости и транспортных средствах.
31 марта глава государства и премьер-министр РФ Владимир Путин, их супруги, а также высокопоставленные кремлевские и правительственные чиновники подали декларации о доходах, после чего эти данные были преданы широкой огласке. Вслед за президентской администрацией о своих доходах и доходах членов семей публично отчитались члены правительства и полпреды президента, а также спикер Совета Федерации Сергей Миронов.
Между тем, несмотря на пример высших эшелонов власти, главы регионов России пока не спешат афишировать размеры своих доходов. В частности, из руководителей 12 поволжских регионов сведения о своих доходах на общедоступных информационных ресурсах разместили пока лишь трое. Так, губернаторы Кировской области Никита Белых и Оренбургской области Алексей Чернышев разместили информацию о своих доходах и доходах членов их семей на официальных порталах правительств регионов, а глава Пермского края Олег Чиркунов рассказал о доходах за 2008 год на страницах своего интернет-блога.
Так, доход кировского губернатора в 2008 году составил 72,9 млн рублей, причем большей частью это был доход от продажи недвижимости и ценных бумаг. Согласно декларации, Белых принадлежит дом площадью 345 кв. метров на участке 7 соток в Московской области, а также два автомобиля марки Toyota: Land Cruiser 100 2004 года выпуска и Land Cruiser 200 2008 года выпуска, который в настоящее время является рабочей машиной губернатора. Кроме того, главе региона принадлежит две квартиры в Перми (173 и 44 кв.метра) и часть гаража, унаследованная после смерти отца. Супруга губернатора Элла Белых заработала в прошлом году 120 тыс. рублей. У нее в собственности три земельных участка в Перми общей площадью 25 соток и помещение под офис площадью 135 кв. метров. Дети Белых - Юрий (6 лет), Александр и Степан (близнецы, 2 года) - собственностью не владеют и доходов не имеют.
Оренбургский губернатор за год заработал около 2 млн рублей. Согласно справке о доходах за период с 1 января по 31 декабря 2008 года доход Чернышева по основному месту работы составил 1 млн 810 тыс. рублей. Помимо зарплаты губернатор получает трудовую пенсию. Ее размер за прошедший год - 90 тыс. 482 рубля. Совместно с супругой глава региона владеет двухкомнатной квартирой площадью 77,5 кв. м. Другой недвижимости, земельных участков, транспортных средств у него нет. На счетах в банках у Чернышева хранятся 937 тыс. 700 рублей. У супруги главы региона Алисы Чернышевой заработная плата за 2008 год составила 248 тыс. 575 рублей. В банке на ее счету числятся 400 тыс. 513 рублей. Кроме того, она владеет 780 акциями ООО "Оренбурггазпром".
Доход губернатора Пермского края в 2008 году составил 1,8 млн рублей. "Это моя зарплата госчиновника. Плюс к этому около 14 тыс. рублей я получил за преподавание в Пермском госуниверситете. Эти деньги так и остались в госуниверситете, в фонде развития", - сообщил Чиркунов на страницах своего интернет-блога.
Кроме того, он отметил, что в прошлом году получил страховую выплату в размере 8 млн 445 тыс. рублей за сгоревший дом. "Мой юрист убедил меня в том, что в данной декларации не следует указывать получение страховки за сгоревший дом. Но все же я эту сумму решил задекларировать, хотя, что это? Вроде не доход в полном понимании этого слова. Но, учитывая, что эту сумму я тихонько проедаю, поскольку не начал стройку дома по новой, это как бы источник моих сегодняшних текущих расходов", - отметил Чиркунов.
Губернатор также сообщил, что ему принадлежат доли и акции предприятий, входящих в группу предприятий "ЭКС", в частности, торговой сети "Семья". Доли и акции переданы в доверительное управление. "В этом году продаж акций и получения дивидендов по ним, то есть доходов, у меня не было", - уточнил он. Кроме того, в собственности Чиркунова находятся квартира в Перми, земельный участок и баня на реке Сылва (Пермский край), квартира в Москве и автомобиль Mercedes.
Главы остальных поволжских регионов пока не спешат выносить на суд общественности размеры своих доходов. Впрочем, законодательство их к этому и не принуждает – публикация деклараций сугубо добровольное дело. В частности, в пресс-службах президентов Удмуртии, Татарстана, Пензенской и Саратовской областей Interfax-Russia.ru затруднились ответить на вопрос, собираются ли главы этих регионов публиковать данные о своих доходах.
В свою очередь в управлении общественных связей и информации президента Марий Эл Interfax-Russia.ru сообщили, что в республике не принято, чтобы президент публично отчитывался о размере своих доходов. При этом большой тайны из доходов главы региона никто не делает. "Кроме основного места работы, других доходов президент республики Леонид Маркелов не имеет, - заявил собеседник Interfax-Russia.ru. – Общий доход главы Марий Эл за прошлый год составил около 2 млн рублей".
О том, что губернатор Ульяновской области Сергей Морозов представил в федеральную налоговую службу декларацию о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, а также о доходах и имуществе членов своей семьи - супруги Елены и двух несовершеннолетних дочерей, сообщила пресс-служба облправительства. Кроме того, глава региона в рамках мероприятий по противодействию коррупции поручил предоставить в налоговые органы аналогичную информацию и всем членам правительства Ульяновской области. Однако сведения о размерах доходов, как главы региона, так и членов правительства, опубликованы не были.
Публичной огласке размеры своих доходов решил не предавать и нижегородский губернатор. Правда, Валерий Шанцев еще в марте заявил журналистам, что спокоен за свою налоговую декларацию. По его словам, он ежегодно, как любой гражданин, сдает в положенные сроки данные о своих доходах. "У меня есть моя зарплата, и я спокоен в этом плане", - заявил Шанцев. Размер заработной платы губернатор журналистам не назвал, однако подчеркнул, что "ни пароходов, ни самолетов, ни замка" у него нет.
Между тем, эксперты сомневаются, что декларирование доходов поможет эффективной борьбе с коррупцией. "Об эффективности этой меры пока говорить рано", - заявил Interfax-Russia.ru генеральный директор Центра социально-консервативной политики в Приволжском федеральном округе (ЦСКП в ПФО) Евгений Семенов.
Декларированием доходов никого не удивишь, отмечает собеседник Interfax-Russia.ru, поскольку данный инструмент в обязательном законом порядке уже применялся в период выборов. По его словам, основное внимание должно уделяться тому, каким образом были заработаны эти средства.
Разговор об антикоррупционной эффективности публичного декларирования чиновниками своих доходов можно будет вести, если данный процесс приведет к какому-либо движению среди бизнес-элиты, считает гендиректор ЦСКП в ПФО. По характеру этого движения можно будет сделать вывод об источниках доходов. "Задачу по фиксации активности должны выполнить особые государственные подразделения, контролирующие финансы, и прокуратура", - считает Семенов.
Руководитель проекта административной реформы Центра стратегического развития Владимир Южаков одним из недостатков аниткоррупционной инициативы также считает отсутствие механизма проверки источника доходов. "Проверка достоверности задекларированных данных не предполагает проверки источника доходов на предмет, не связаны ли полученные доходы с использованием служебного положения", - заявил Interfax-Russia.ru Южаков.
Кроме того, по его мнению, не разработан механизм проверки достоверности декларации. Закон предполагает наказание за предоставление недостоверных сведений о доходах, однако процедура наказания не установлена, отмечает Южаков. "Без этого слишком велик риск, что декларации останутся лишь стопкой бумаг в шкафах кадровых служащих", - считает он.
Также закон не предусматривает обязательную ответственность за предоставление недостоверных сведений – руководитель может лишь принять решение о применении одного из установленных дисциплинарных взысканий. Причем, условия, при которых он обязан это сделать, закон не определяет.
"Декларирование доходов – это только первый шаг для осуществления реального контроля за возможностью использования государственными служащими своего служебного положения, - считает Южаков. – Он, безусловно, повышает открытость власти, оказывает благотворное влияние и удовлетворяет общественное любопытство".
Следующим шагом, по его мнению, должны стать разработка процедуры проверки. Причем проверки не только достоверности декларации, но и источников дохода и возможностей использования служебного положения.
Наряду с декларацией о доходах, уверен собеседник Interfax-Russia.ru, госслужащие также должны предоставлять декларацию о конфликте интересов – информацию об объектах, в которых есть интерес чиновников. Причем, подчеркивает руководитель проекта административной реформы Центра стратегического развития, размеры этого интереса как раз нет нужды указывать: "Это могут быть как несколько акций, так и контрольный пакет". Чиновники должны обязательно подписаться под тем, что не только они, но и их подчиненные не могут решать какие бы то ни было вопросы в отношении этих объектов. Наказание за нарушение должно быть однозначным – освобождение от службы.
Только в этом случае, убежден Южаков, будет решена та исходная задача, ради которой сейчас заполняются декларации.
Кстати о том, что одним лишь декларированием доходов в борьбе с коррупцией не обойтись, уверены и главы регионов. В частности, обратил на это внимание кировский губернатор. "Декларация доходов и имущества госчиновников и членов их семей является, выражаясь математическим языком, необходимым, но недостаточным условием для того, чтобы бороться с коррупцией", - заявил Белых в эфире "Эхо Москвы". По его словам, необходимо вводить санкции за неполное или недостоверное предоставление информации о своем имущественном положении и своих родных.
Второе, что, по мнению Белых, является крайне важным - это вопрос конфликтов интересов. "Конфликт интересов заключается в том, что если у чиновника, либо у его родственников существует заинтересованность в деятельности той или иной организации, которая имеет какое-то отношение либо к бюджетным заказам, либо к выполнению каких-то бюджетных работ, то об этом должно быть известно", - считает глава региона.
В свою очередь губернатор Пермского края Чиркунов считает необходимым контролировать и расходы госчиновников. "Становится стандартом представление не только декларации доходов госчиновников, но и публичность этого документа. Думаю, что это правильно, хотя еще более правильно контролировать не столько доходы чиновников, сколько их расходы. Что город Москва - один из самых дорогих городов в мире - это ведь тоже о чем-то говорит. Наверно, о том, что там тратятся большие деньги. А кто их тратит в чиновничьем центре страны? Думаю, не только бизнес", - написал он в своем интернет-блоге.
Впрочем, и рядовые граждане сомневаются в том, что декларирование доходов сыграет решающую роль в борьбе с коррупцией. Большинство россиян прекрасно информированы об антикоррупционной инициативе президента РФ. И, согласно опросу Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ), почти каждый третий респондент считает подобную инициативу вполне эффективной мерой в борьбе с коррупцией. При этом 18% респондентов полагают, что инициатива президента – шаг в правильном направлении, но необходимо искать более эффективные меры в борьбе с коррупцией. А около четверти наших сограждан уверены, что чиновники смогут обойти закон. Главный аргумент скептиков – недостаточная жесткость российских законов и наличие в них множества "лазеек".
Обозреватель Анастасия Николаева