Россия / Точка зрения 26 января 2009 г. 16:30

Пошлины о двух концах

Interfax-Russia.ru - В то время как автобизнес в приграничных регионах страны впал в кому, протестные акции против высоких пошлин на ввоз иномарок неожиданно сменились акциями в поддержку российского автопрома.

Новые ставки таможенных пошлин на автомобили, ввозимые в Россию, вступили в силу с 12 января. Как уже сообщал Interfax-Russia.ru, плата за таможенное оформление новых иномарок увеличилась с 25% до 30%, а налог за 1 куб. см двигателя подержанных авто - практически вдвое. К тому же подержанными теперь считаются не семилетние, а пятилетние автомобили.

Как и опасались защитники прав автомобилистов, а также владельцы дилерских контор в таких регионах как Приморский край и Калининградская область, торговля на авторынках после новогодних праздников практически сошла на нет. Как сообщили агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководители ряда автодилерских компаний, пожелавшие остаться неназванными, почти все фирмы, которые занимались доставкой машин из Японии, их продажей в Приморье и других регионах Дальнего Востока и Сибири, уже сократили численность персонала практически наполовину. Часть таких компаний за первые недели января прекратила существование. По данным собеседников, без работы уже осталось около двух тысяч человек, занимавшихся автобизнесом.

"Торговля на рынках, в том числе на самом крупном в стране рынке подержанных японских автомобилей "Зеленый угол" во Владивостоке, встала. Покупателей нет, и этому есть несколько объяснений", - рассказал агентству один из предпринимателей в сфере автобизнеса. По его мнению, в условиях кризиса и неопределенного будущего люди придерживают деньги на "черный" день. Жизнь стала дороже, так как цены на товары первой необходимости, продукты и услуги жилищно-коммунального хозяйства существенно поднялись. Кроме того, и стоимость машин на рынках выросла в среднем на 50-100 тысяч рублей.

"Если еще два месяца назад можно было найти легковую иномарку скромной комплектации за 150 тыс. рублей, то сейчас торговля начинается от 200 тыс. рублей. Такое изменение цены связано с тем, что в Японии машины покупаются за иены или доллары, а рубль по отношению к этим валютам на сегодня серьезно ослаб", - отметил собеседник агентства.

Но, по его словам, небольшой спад в продажах всегда был свойственен началу года. "К апрелю все машины разберут, и рынки опустеют, так как завозить автомобили в прежних объемах при условии выросших пошлин нет смысла - купить машины по новым ценам смогут позволить себе лишь 20% от прежнего количества покупателей", - пояснил предприниматель. "Если до повышения пошлин легковой автомобиль с двухлитровым двигателем можно было найти за 240 тыс. рублей, то теперь он будет стоить минимум 400-450 тыс. рублей, а это почти в два раза дороже", - добавил он. Новые же автомобили могут себе позволить единицы, так как доходы дальневосточников низкие.

"Сейчас люди теряют работу, предприятия закрываются, идут сокращения, снижение зарплат. Все это убивает автобизнес и делает это очень быстро", - продолжил мысль коллеги другой местный автодилер. В то же время он отметил, что машины, конечно, не перестанут ввозить. "Но это будут почти новые малолитражки, пошлина на них не так значительно выросла. Только вот дороги на Дальнем Востоке такие, что эти маленькие машинки, пусть даже и новые, долго не протянут", - добавил бизнесмен.

При этом собеседник агентства уверенно заявил, что дальневосточники и сибиряки никогда не пересядут на машины российского производства. "Даже из соображения безопасности. Продукция российского автопрома не соответствует никаким нормам безопасности и это подтверждено европейскими испытателями. Кроме того, содержать такую машину намного дороже, плюс каждодневный ремонт", - объяснил предприниматель.

Между тем, резкое сокращение ввоза иномарок из Японии подтверждают и данные таможенников. Начальник Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко 23 января сообщил журналистам, что с момента вступления в силу новых таможенных пошлин ввоз иномарок через таможни Дальнего Востока сократился в 19 (!) раз - с 950 машин в день до 50 автомобилей.

Со своей стороны заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Сахалинской таможни Максим Кижаев рассказал в эти же дни на пресс-конференции, что с 12 января на Сахалин не завезено ни одной иномарки, хотя в прошлом году из Японии еженедельно прибывали 2-3 морских транспортных судна, каждое из которых за один рейс доставляло на остров до 60-80 иномарок.

На другом конце страны калининградские перегонщики подержанных иномарок также практически прекратили завозить в регион автомобили из Западной Европы и США, заявил на днях "Интерфаксу" представитель Калининградской областной таможни (КОТ). "В настоящее время ввоза в регион подержанных иномарок из-за границы фактически нет. Такая картина наблюдается уже с 12 января, когда были введены новые, повышенные пошлины на таможенное оформление импортных автомашин", - уточнил собеседник агентства. По его словам, начиная с этой даты, таможня оформляет "одну-две машины в течение двух-трех дней". В основном это машины высокой ценовой категории не старше 5 лет.

Как пояснил "Интерфаксу" один из калининградских перегонщиков, "можно смело утверждать, что региональный бизнес на подержанных иномарках фактически ликвидирован. Массово уже никто автомашины из Европы и США завозить не будет. Hо полностью этот вид бизнеса все-таки не умрет".

Около месяца назад по стране прокатилась волна протестов против повышения ввозных пошлин на автомобили. Особенно "отличился" Дальний Восток, где порядок на улицах пришлось наводить ОМОНу. В эти дни своеобразный реванш берут те, кто считает, что повышение пошлин - благое дело, прежде всего, для российских автопроизводителей.

Так, в минувшие выходные около тысячи сторонников партии "Единая Россия" в субботу провели у завода ЗИЛ в Москве акцию в поддержку действий правительства РФ. Как передал корреспондент "Интерфакса", манифестанты скандировали: "Покупай российское - поддержи себя!". В ходе акции зампредседателя Мосгордумы Андрей Метельский заявил: "Нам не нужен автомобильный хлам на наших дорогах. Нам нужна высококлассная техника, и эту технику создадим мы!". В резолюции, зачитанной в конце митинга, отмечается, что главной задачей сегодняшнего дня является отстаивание интересов России в условиях глобального кризиса.

В распространенном накануне этой акции пресс-релизе партии уточняется, что общероссийские акции под девизом "Мы за Путина! Мы за автопром!" пройдут и в других городах, где расположены крупнейшие автозаводы и смежные с ними предприятия: Москве, Брянске, Екатеринбурге, Калининграде, Елабуге, Набережных Челнах, Ликино-Дулево, Санкт-Петербурге, Всеволожске, Нижнем Новгороде, Липецке, Таганроге, Тольятти, Ульяновске, Миассе, Ярославле, Балаково. "28 января массовые выступления пройдут сразу в 10 крупных городах России", - говорится в пресс-релизе.

Правозащитники с иронией отнеслись к действиям и заявлениям "единороссов". Так, лидер движения "За права человека" и автомобилист Лев Пономарев считает, что проводимая партией "Единая России" акция в поддержку отечественного автопрома будет иметь смысл, если чиновники пересядут на российские автомобили. "Если пара миллионов чиновников пересядут на российские машины, то это будет поддержка автопрома. В течение года перевести чиновников на отечественные машины и посмотреть, что из этого получится, а потом уже что-то другое делать", - сказал Пономарев "Интерфаксу".

По его словам, поддержкой отечественного автопрома могло бы стать решение о приобретении на бюджетные средства для органов власти только отечественных автомобилей. "Это была бы поддержка, причем не за счет населения, а за счет чиновников", - сказал правозащитник. Пономарев также сказал, что прежде, чем повысить пошлины на ввоз иномарок, правительству следовало провести консультации с общественными организациями автомобилистов. "Решать этот вопрос необходимо вместе с гражданским обществом. Можно было выработать какой-то вариант, чтобы не вводить зубодробительные пошлины и одновременно поддержать отечественный автопром", - сообщил собеседник агентства.

Вместе с тем, энтузиазм коллег не совсем разделяют и представители "Единой России" в Приморье. Вместо этого руководители регионального отделения партии направили в адрес ряда российских автопромышленных предприятий предложения как можно скорее открыть в крае свои дилерские и сервисные центры, но также приблизить качество их продукции к зарубежному, привычному местным жителям. "Мы уже обратились к российским автозаводам. Пожалуйста, приближайте свой продукт к потребителю", - сообщил журналистам исполняющий обязанности секретаря приморского отделения "единороссов" Михаил Веселов. При этом он пожелал, чтобы "российские конструкторские умы воспользовались тем, что сейчас в стране очень востребовано развитие инновационной экономики, и подработали свою продукцию". "Ответ на наше предложение мы пока не получили", - добавил Веселов.

Что касается отношения к проблеме повышения пошлин россиян в целом, то, как отмечают социологи "Левада-Центра", около половины россиян (46%) - против повышения пошлин на иномарки, а четверть (27%), наоборот, положительно отнеслась к нововведению. Оставшиеся респонденты пока не могут высказать свое мнение по этому вопросу, говорят социологи. Что ж, у этих людей наверняка еще будет возможность послушать лозунги обеих сторон и принять решение, но, как показала вся эта шумная история с пошлинами, настоящих "авто-патриотов" в нашей стране намного меньше, чем думали.

Обозреватель Сергей Нагорный

Фото ИТАР-ТАСС