Interfax-Russia.ru – В России запретили менять валюту на сумму более 15 тыс. рублей без предоставления паспортных данных. Эксперт считает, что это может стать первым шагом к валютным ограничениям.
Формально новые правила обмена валюты вводятся для борьбы с финансированием терроризма и отмыванием денег. Этот вывод следует из названия положения N499-П, опубликованного в "Вестнике Банка России" 16 декабря. Называется оно "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Это положение может создать определенные неудобства. Согласно документу, при ряде операций, в том числе при обмене валюты в кассе, гражданину, который раньше не являлся клиентом конкретного банка, придется заполнять анкету, в которой необходимо указать ФИО, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН (при наличии) и контактную информацию.
Новые правила вступают в силу по истечении 10 дней после опубликования, то есть 27 декабря. В ЦБ РФ считают, что новые правила идентификации банками клиентов не создадут гражданам дополнительных сложностей при обмене валюты.
При безналичном обмене валюты изменений нет, так как клиента идентифицируют при открытии счета.
При покупке и продаже валюты на сумму до 15 тысяч рублей идентификация клиента по-прежнему не требуется. Если сумма операции больше, то клиент предоставляет паспорт, а анкету заполняет сам банк, говорится в разъяснении ЦБ, опубликованном на его сайте.
"Законодательство не обязывает физических лиц самостоятельно фиксировать свои идентификационные данные путем заполнения анкет, опросных листов и т.п.", - говорится в сообщении.
Кроме того, банковские работники не будут проверять подлинность документов, сличать номера и так далее – они просто будут заносить эти данные в свои таблицы.
"Положение Банка России от 15.10.2015 N 499-П не возлагает на кредитные организации дополнительных обязанностей по идентификации клиентов, помимо предусмотренных законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", - отметили в ЦБ.
Казалось бы, ничего особо важного не произошло, и никакой государственный контроль над обменом валют не установлен. Тем не менее, банки обеспокоены новыми правилами, а эксперты предполагают, что сбором данных о гражданах, меняющих валюту, дело может не ограничиться.
Ложка дегтя
Несколько банков уже высказали опасения, что идентификация клиентов для противодействия отмыванию доходов может удлинить процедуру обмена валюты.
"При обмене валюты через кассы не клиентами банка увеличится время обслуживания клиента, так как необходимо будет заполнить анкету в целях идентификации клиента, в том числе выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, так как N499-П не допускает упрощенную идентификацию в части валютообменных операций", - сообщил "Интерфаксу" представитель пресс-службы "Промсвязьбанка".
В "Промсвязьбанке" отмечают, что посыл на отказ от обмена валюты через кассы был дан уже достаточно давно, в том числе и самими банками. Регулятор исходит из необходимости контроля валютно-обменных операций и максимального использования для этого счетов, а не наличных денежных средств. Это должно повысить прозрачность операций и снизить нагрузку на кассы, полагают в банке.
Также новые правила можно рассматривать как первый шаг на пути введения валютных ограничений для граждан, заявил Interfax-Russia.ru доктор экономических наук, экс-зампред ЦБ, заведующий кафедрой финансов, денежного обращения и кредита факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Александр Хандруев.
"Конечно, это еще не валютные ограничения, но ужесточение валютного контроля. Пока это происходит в рамках действующего законодательства и взятых на себя обязательств по выполнению ст. 8 устава Международного валютного фонда. Но в принципе, это скольжение в сторону введения валютных ограничений, хотя само по себе это не является мерой, желающей дискредитировать тех, кто конвертирует валюту", - сказал эксперт.
Однако спрогнозировать, когда будут введены валютные ограничения и произойдет ли это вообще, пока с точностью нельзя.
"Все зависит от развития ситуации. Будут ли приняты такие решения в дальнейшем – пока трудно сказать. Де-факто, сейчас мы на переходной ступени, но не факт, что ограничения все-таки введут", - сказал Хандруев.
Между тем, он отметил, что грань между отсутствием ограничений и их наличием достаточно тонка.
"Валютные ограничения – такое понятие, у которого трудно начало. Например, в США сейчас юридически нет ограничений движения капитала. Если перевести деньги в американский оффшор, то там закон формально контролирует только налоговую дисциплину, но фактически это введение прямых ограничений на движение капитала, хотя формально таких ограничений нет", - пояснил специалист.
Однако Хандруев, несмотря на то, что теоретически введение ограничений на покупку или продажу валюты для физических лиц в России возможно, советует не поддаваться панике и не начинать срочно скупать доллары и евро.
"Покупать валюту надо тогда, когда рубль укрепляется, а не падает. Сейчас, когда евро почти 80 рублей, а доллар более 70, особых желающих покупать-продавать валюту сейчас нет, хотя, конечно, люди меняют деньги для туристических поездок и других неотложных нужд", - подчеркнул Хандруев.
Сейчас люди, действительно, не осаждают обменники, как это было в декабре 2014 года, когда на фоне резкого ослабления рубля банки фиксировали резкий рост конверсионных операций со стороны населения.
Сейчас Сбербанк не отмечает паники населения и роста числа операций по конвертации валют, сообщил зампред правления банка Александр Торбахов журналистам.
"Судя по всему, население тоже привыкло к тому, что происходит. Никакой паники, даже не то что паники - малейшего даже движения в сторону "давайте конвертировать туда-обратно" не наблюдается. Ничего сопоставимого с ноябрем-декабрем прошлого года в этом году не происходило, и, я думаю, уже не произойдет", - сказал Торбахов.
Он отметил, что направление операций по обмену валют сейчас "абсолютно планомерное".
Пока неудобства с обменом валюты возникнут скорее у банков, а не у физических лиц.
"Анкеты заполнять будут работники банка, ведь они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы в отделениях не было очередей. Просто будет больше волокиты и, в принципе, это усиление управленческой нагрузки и давление на издержки банка", - подчеркнул он.
Кроме того, пока неясно, как на практике будет осуществляться ряд положений нововведения.
"Не ясно, что будет с ИНН: может ли человек продиктовать его номер или нужен оригинал документа? Немногие люди хранят ИНН и помнят, где он лежит, поэтому с этим могут быть трудности", - заключил он.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook