Interfax-Russia.ru – В России вступил в силу "сухой закон" для автомобилистов.
С 6 августа покрасневшее лицо, несвязная речь, неустойчивая поза или дрожащие руки уже не являются признаками алкогольного опьянения. Во всяком случае, для водителей автотранспорта, остановленных сотрудниками ГИБДД.
Вступил в действие федеральный закон, изменивший ст. 19 другого федерального закона - "О безопасности дорожного движения". Президент РФ Дмитрий Медведев подписал документ, запрещающий управлять автомобилем в состоянии опьянения, еще 23 июля, а к 4 августа Минздравсоцразвития РФ утвердил поправки в Инструкцию по медицинскому освидетельствованию водителей. Теперь состояние опьянения врачи будут определять только по выдоху или анализу крови.
Что касается сотрудников ГИБДД, то они будут проверять водителей при помощи алкотестеров. Судя по сообщениям пресс-службы ГИБДД МВД РФ, размещенным на сайте ведомства, все автомобили ДПС будут оборудованы встроенными алкотестерами уже в ближайшее время. Так что при задержании нетрезвого автомобилиста инспекторам не придется везти его на пост, так как освидетельствование можно будет провести прямо на месте в патрульной машине.
По словам заместителя начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) МВД РФ генерал-майора милиции Владимира Кузина, все новые автомобили ДПС, поступающие в подразделения, заранее оборудованы такими алкотестерами. Кроме того, эти приборы есть на каждом посту ДПС у старших по смене и в дежурных частях подразделений ГИБДД. "Так что у инспекторов всегда есть возможность либо быстро привезти прибор на место задержания предполагаемого нарушителя, либо отвезти водителя к месту его нахождения", - подчеркнул Кузин.
Причем пользоваться сейчас сотрудники ГИБДД должны только новыми алкотестерами. В прибор заносятся данные водителя, а полученный результат распечатывается с указанием времени проведения исследования. "Если сотрудник ГИБДД пытается провести освидетельствование с помощью иного прибора, то гражданин вправе отказаться", - пояснил начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, порекомендовав водителям жаловаться на таких инспекторов их руководителям.
Впрочем, как сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ГИБДД Екатеринбурга, патрульных автомобилей со встроенными алкотестерами в городе еще нет. Видимо, далеко не во всех даже в крупных городах России патрульные машины в настоящее время оборудованы алкотестерами нового образца.
Со своей стороны многие автомобилисты относится к новому порядку освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с недоверием. Как заявил Interfax-Russia.ru лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев, применение алкотестеров приведет к массовым разбирательствам в судах.
"Нулевой уровень содержания алкоголя в крови характерен далеко не для всех, даже если человек не пьющий", - заявил Канаев.
По его словам, накануне вступления "сухого закона" в силу в присутствии съемочной группы одного из телеканалов был проведен эксперимент: абсолютно трезвый человек выпил 1 литр кваса. "Через 1 минуту содержание алкоголя в его дыхании, по показаниям тестера, составило 0,6 миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. Прошло почти полтора часа, прежде чем показатели вернулись к норме", - отметил Канаев.
Впрочем, в Минздравсоцразвития в таких накладках не видят ничего страшного. По мнению главного специалиста-нарколога ведомства Евгения Брюна, следы приема спиртосодержащих лекарств и жидкостей с микроскопическим содержанием алкоголя очень скоро исчезают из организма человека. "Что касается кваса, кефира, спиртосодержащих лекарств вроде валокордина, то они выветриваются очень быстро", - цитирует нарколога пресс-служба министерства.
"Даже если гражданин выпьет сразу перед поездкой литр кваса, и при проверке у ГИБДД прибор что-то покажет, то уже через 20 минут у врача будет ноль", - пояснил он.
Но, допустим, ни через 20, ни через 30 минут результаты анализов не обнулились. "Если гражданин не согласен с результатами проверки, то он может потребовать провести анализ крови", - цитирует пресс-служба министерства слова Евгения Брюна.
По его словам, после проверки у врача на водителя составят протокол об административном правонарушении, однако и при этом тот может не согласиться с результатом медицинского освидетельствования. "В этом случае он может написать заявление с просьбой рассмотреть его дело в территориальной медицинской комиссии, которая есть в каждом районе", - пояснил Брюн.
Из дальнейших пояснений специалиста становится ясно: проще всего автомобилисту заранее запастись справкой о естественно высоком уровне присутствия алкоголя в организме. Как отметил главный нарколог Минздравсоцразвития, комиссия может принять решение в пользу водителя, если у гражданина высокий эндогенный (естественный) уровень алкоголя в крови, что должно быть подтверждено соответствующей справкой от врача.
Таким образом, вместо того, чтобы давать взятки сотруднику ГИБДД, любителям выпивки проще будет дать взятку знакомому врачу-наркологу.
Также стоит отметить, что у алкотестера, как у каждого прибора, созданного руками человека, имеется допуск на техническую погрешность. Как заявил "Интерфаксу" замглавы департамента ОБДД МВД РФ Владимир Кузин, при прохождении теста на приборе автоинспектора "будет делаться скидка на возможную техническую погрешность алкотестера, которая составляет примерно 0,05-0,04 миллиграмма этилового спирта на 1 литр выдыхаемого воздуха и указывается в паспорте на прибор".
Но обольщаться не стоит. Похоже, даже квас в эту техпогрешность не укладывается. Как отметил лидер ФАР Сергей Канаев, теперь автомобилистам предстоит стать абсолютными трезвенниками, что, разумеется, устроит далеко не всех.
Гораздо меньше внимания, чем "сухому закону", досталось двум другим поправкам, также вступающим в силу 6 августа. Одна из них касается видеофиксации нарушений на дорогах.
"Основное нововведение – это изменение места рассмотрения совершенного правонарушения, - рассказал замглавы департамента ОБДД Владимир Кузин. – Раньше дело об административном правонарушении рассматривалось по месту его совершения, а теперь будет непосредственно в центре видеофиксации, куда поступила информация с прибора".
"В настоящее время в субъектах РФ создаются крупные центры видеофиксации, а поскольку приборы могут расставляться по всей территории, в разных районах и на разных дорогах, то информация вся стекается в один центр и там обрабатывается, это экономически оправданно", - пояснил Кузин.
После обработки материалы оформляются в виде электронного документа, под которым должностное лицо будет ставить электронную подпись. А затем копия электронного постановления о нарушении ПДД распечатывается на бумаге и в трехдневный срок высылается заказным письмом по почте.
"У нас сейчас нередко возникают проблемы, связанные с исчислением срока вступления в законную силу постановления, а это в свою очередь связано с моментом вручения гражданину копии постановления,- отметил замглавы департамента ОБДД. – Люди различными способами стараются не получать постановления, а потом, когда их пытаются привлечь к ответственности за неуплату штрафа, они говорят, что ничего не получали". В ГАИ рассчитывают, что с вступлением поправок в силу эта проблема будет решена.
Решена она будет для ведомства, но никак не для граждан, считают автолюбители. "В ГИБДД, видимо, считают, что у нас все граждане, имеющие автомобиль, проживают по тому же адресу, по которому зарегистрированы, - заявил Interfax-Russia.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Срок оплаты штрафа за совершенное правонарушение будет исчисляться с момента прибытия заказного письма в почтовое отделение по месту регистрации гражданина. С другой стороны, эта мера заставит автолюбителей следить за почтовыми уведомлениями и проверять, не пришла ли на их имя какая-либо корреспонденция".
Кроме всего прочего, с 6 августа законодатели запретили водителям любые дизайнерские ухищрения в отношении автомобильных номеров. Причем эта мера касается и "транзитников". Теперь водителям, которые ездят без номерных знаков или пытаются их всячески приукрасить или скрыть, грозит штраф в 5 тыс. рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев.
Возможно, на практике не все нововведения окажутся столь же эффективными, как это кажется сейчас их разработчикам. Но если в результате их введения число ДТП на дорогах России будет снижаться, значит данные изменения были оправданы.
Обозреватель Елена Глушкова