Россия / Точка зрения 2 октября 2017 г. 16:06

Проблема на продажу

Interfax-Russia.ru – Общий долг "ВИМ-Авиа" достиг 10 млрд рублей. Несмотря на это, есть инвесторы, рассматривающие возможность покупки авиакомпании с долгами.

Проблема на продажу
Фото РИА-новости

Общий долг проблемной авиакомпании "ВИМ-Авиа" составляет около 10 млрд рублей, лизингодатели не препятствуют работе перевозчика, заявил глава Росавиации Александр Нерадько.

Он подчеркнул, что напряженности, связанной с ситуацией вокруг "ВИМ-Авиа", в аэропортах нет. По его словам, продолжается работа с авиакомпаниями, в том числе с "Аэрофлотом".

"Обязательства пока выполняются в полном объеме, удалось погасить эту напряженность, и переводим работу авиакомпании в плановый режим", - добавил Александр Нерадько.

При этом он указал, что "очень много вопросов еще в будущем нам предстоит решить, но на данном этапе мы все были сосредоточены исключительно на вывозе пассажиров из-за рубежа и продолжения авиасообщения, прежде всего, с Дальним Востоком, а также с курортов Сочи и Симферополя".

Глава Росавиации уточнил, что из общего долга в 10 млрд рублей около 7 млрд рублей - кредиторская задолженность перед кредитными организациями, лизингодателями, аэропортами, топливозаправочными комплексами.

"Представляется, что руководству авиакомпании каким-то способом удавалось урегулировать эту кредиторскую задолженность путем получения краткосрочных кредитов в различных кредитных организациях. Но наступил тот рубеж, когда кредитные организации перестали кредитовать авиакомпанию. Наши проверки финансово-экономического положения авиакомпании осуществляются один раз в шесть месяцев", - сказал глава Росавиации.

Министр транспорта РФ Максим Соколов при этом отметил, что авиакомпания осуществила текущий платеж по зарплате, Минтранс и Росавиация продолжат контролировать выплаты текущей заработной платы, "и в случае остановки компании или последующего банкротства, конечно же, обеспечим трудоустройство работникам компании".

Между тем, Басманный суд Москвы поместил гендиректора "ВИМ-Авиа" Александра Кочнева и главного бухгалтера перевозчика Екатерину Пантелееву под домашний арест.

Владельцы проблемного перевозчика до сих пор не найдены, хотя и объявлены в международный розыск.

Министр транспорта РФ Максим Соколов заявил о том, что главой "ВИМ-Авиа" назначен Александр Бурдин, экс-гендиректор обанкротившейся авиакомпании "Трансаэро".

Он был назначен новым гендиректором "ВИМ-Авиа" 29 сентября. Сообщение о назначении Бурдина распространила сама "ВИМ-Авиа", отметив, что новый гендиректор имеет "значительный опыт антикризисного менеджера".

В сообщении авиакомпании не уточнялось, кто именно принял решение о назначении. По данным источника "Ведомостей", решение приняли собственники авиакомпании Рашид и Светлана Мурсекаевы. Вместе с этим глава Росавиации Александр Нерадько говорил, что исчезновение собственников "ВИМ-Авиа" создает формальные препятствия для введения внешнего управления.

В "ВИМ-Авиа" утверждали, что Александр Бурдин "приходит в авиакомпанию "ВИМ-Авиа" в составе сильной команды экспертов в сфере управления, обладающих значительным и успешным опытом действий в кризисных ситуациях".

Вместе с тем, действующей авиакомпанией Бурдину управлять не пришлось: он возглавил "Трансаэро" уже после отзыва у нее сертификата эксплуатанта и фактически руководил процедурами, предшествующими банкротству, а рынок периодически будоражили заявления Александра Бурдина о возможном возрождении "Трансаэро" как перевозчика, приводившие к скачкам котировок акций компании.

В свою очередь, глава Росавиации Александр Нерадько добавил, что пока в ведомство не поступали "официальные документы о назначении Александра Бурдина генеральным директором".

В тоже время, Минтранс РФ намерен представить в правительство предложения по мониторингу финансового состояния авиакомпаний, заявил Максим Соколов.

По словам министра, это комплексное предложение по внесению изменений в действующее законодательство по туризму и воздушной деятельности.

В свою очередь, глава Росавиации Александр Нерадько отметил, что "ситуация, которая сложилась в "ВИМ-Авиа" - она удивительна тем, что собственник компании осуществлял кредитные операции, он перекредитовывался" и мог бы переломить ситуацию.

"Но он опустил руки, сказал: "Мне это надоело, поэтому я продаю компанию за рубль, кто хочет, - купите, а я уезжаю". Вот так случилось", - добавил глава Росавиации.

Между тем, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что чартерную программу "ВИМ-авиа" закроют до 7 октября, все пассажиры с билетами этой авиакомпании к этой дате будут доставлены в аэропорты назначения.

"Сейчас нет проблем с арестом, задержкой самолетов в аэропортах, которых достаточно, чтобы завершить всю работу. Мы планируем, что крайний срок, когда она завершится - это 7 октября, это все пассажиры с плановыми сроками вылета вернутся домой. Постараемся все сделать даже до 5 октября", - сказал он на совещании премьер-министра Дмитрий Медведева со своими заместителями.

Вице-премьер пояснил, что есть группа китайских туристов в Бельгии, которые летели через Домодедово, которые должны вернуться к 5 октября, но крайним сроком в Минтрансе называют 7 октября.

Вместе с тем он добавил, что у авиакомпании останутся также рейсы внутри России - перелеты на Дальний Восток, в Благовещенск, Певек и Магадан.

"Продано билетов всего несколько десятков, другие авиакомпании спокойном режиме подхватят этих пассажиров, эти билеты, они спокойно переместятся на Дальний Восток и обратно. Так что мы не видим особых проблем", - добавил зампредседателя правительства.

Он также пояснил, что менее тысячи пассажиров, ожидающих своего вылета из-за проблем с авиакомпанией "ВИМ-Авиа", вывезут из Турции 2-3 октября.

Дальнейшая судьба авиакомпании "ВИМ-Авиа" пока не известна, но есть инвесторы, рассматривающие возможность покупки авиакомпании с долгами, заявил Аркадий Дворкович.

По его словам, продолжается работа с кредиторами авиакомпании по отсрочке в погашении различных платежей.

"Ведем переговоры с банками и другими кредиторами компании по отсрочке в погашении платежей, чтобы уже новым инвестором либо в процессе банкротства эти задолженности были урегулированы", - сказал вице-премьер.

Также, по его словам, решается вопрос с погашением задолженностей по зарплатам пилотам и стюардессам и другим членам экипажей, которые обслуживают соответствующие рейсы.

"Роструд занимается урегулированием дальнейших трудовых отношений этих специалистов", - сказал Аркадий Дворкович.

Он также пояснил, что в ближайшее время в правительство РФ будет внесен законопроект, который установит более жесткий контроль за авиарынком и исключит ситуации, подобные проблеме "ВИМ-Авиа".

В свою очередь, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев распорядился полностью решить проблему перевозок пассажиров лоукостера.

Он также поинтересовался, достаточно ли бортов для осуществления перевозок в плановом порядке.

"Самолетов достаточно, есть вопросы, связанные с задолженностью авиакомпании по лизинговым платежам и по аэропортовому обслуживанию. Штаб, который был создан специально для разрешения ситуации и им руководил министр транспорта Максим Соколов, - эти проблемы решил", - ответил ему Аркадий Дворкович.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook