Россия / Точка зрения 25 октября 2010 г. 10:21

Проблема пробок

Interfax-Russia.ru – Сергей Собянин начал работу на посту московского мэра с решения транспортных проблем столицы. Водителей беспокоит вопрос, будет ли въезд в центр Москвы платным.

Нам любые дороги дороги

Новый московский глава Сергей Собянин провел в субботу выездное совещание по наиболее острым транспортным вопросам столицы. Участники совещания посетили ряд объектов в секторе, ограниченном Звенигородским и Ленинградским шоссе.

Как рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе мэра и правительства Москвы, в ходе совещания Собянин заявил, что недопустимо распылять силы в деле дорожного строительства.

По мнению мэра, за долгие годы в Москве именно из-за этого накопилось множество объектов в начальной стадии строительства, осложняющих жизнь москвичей. "Необходимо сосредоточить усилия на нескольких конкретных объектах, которые могут быть реализованы в самое ближайшее время", - отметил градоначальник.

В пресс-службе подчеркнули, что Собянин потребовал от соответствующих руководителей столицы "ставить перед собой и новые крупные задачи, четко планировать будущие дороги". Также он раскритиковал и несколько "самостроев", назвав некоторые из них позором для Москвы.

Собеседник "Интерфакса" рассказал, что мэр и участники совещания сначала побывали в районе Москва-Сити, где Собянин заявил, что "система дорожных развязок вокруг делового центра нуждается в значительной доработке". Далее градоначальник посетил участок Краснопресненского проспекта от Живописной улицы до 3-го Силикатного проезда, Живописный мост, Серебряноборские тоннели, эстакады-съезды на пересечении проспекта Маршала Жукова с МКАД.

"После этого Сергей Собянин побывал в районе "Большой Ленинградки", где осмотрел Алабяно-Балтийский тоннель, ознакомился с новыми технологиями строительства, определил сроки его завершения и решил ряд организационных вопросов", - добавили в пресс-службе мэра и правительства.

Напомним, что в начале прошлой недели Москва, наконец, обрела нового градоначальника в лице теперь уже бывшего вице-премьера Сергея Собянина. Руководство страны возложило на Собянина большие надежды еще до его официального вступления на пост московского мэра. Ссылаясь на большой управленческий опыт господина Собянина, российские политики и чиновники прогнозируют, что жизнь в столице скоро станет лучше и комфортнее.

Между тем, президент России Дмитрий Медведев, заявив о внесении кандидатуры Сергея Собянина на пост мэра столицы, сказал, что новому градоначальнику нужно будет сконцентрироваться, прежде всего, на решении проблем пробок, коррупции и повышении уровня жизни москвичей.

"В Москве, к сожалению, есть проблемы, связанные с ее столичным статусом и огромным населением, пробки. В Москве очень тяжело передвигаться и, несмотря на то, что население Москвы растет, растет количество автомобилей, я уверен, что при наличии желания и определенных возможностей эту проблему, если не полностью удастся решить, то, во всяком случае, существенным образом повлиять, улучшить ситуацию с трафиком по Москве", - сказал тогда Дмитрий Медведев.

Сам Собянин согласен с президентом в том, что транспортные проблемы в столице необходимо решать незамедлительно.

"Если не предпринять экстраординарных мер, мы придем к той ситуации, когда движение транспорта в Москве будет остановлено", - сказал Сергей Собянин на совещании в министерстве транспорта России.

Новый мэр подчеркнул, что если будет парализовано движение транспорта в столице, то это неминуемо скажется на ее жизнедеятельности и безопасности.

Он предложил министру транспорта России Игорю Левитину и губернатору Московской области Борису Громову синхронизировать график и логистику движения в столичном регионе, вынести грузовые потоки за пределы Москвы, комплексно развивать общественный наземный транспорт и метро, а также не забывать о железнодорожном, воздушном и речном транспорте.

Левитин в свою очередь отметил, что организация дорожного движения в столице вызывает большой общественный интерес не только среди жителей, но и среди гостей города.

Подводя итоги совещания, Сергей Собянин признал, что "есть опасность, что однажды город просто остановится".

В связи с этим он подчеркнул, что "нужно начинать с того, что можно сделать максимально быстро". "Это реконструкция отдельных узких мест на существующих магистралях, сооружение развязок на наиболее проблемных перекрестках и, что особенно важно, массовое строительство парковок, наземных и подземных переходов", - сказал он.

Между тем, в правительстве Москвы предлагают решить проблему пробок радикальным способом – заставить водителей платить за въезд в центр столицы. Такое положение содержится в постановлении московского правительства "О концепции развития городского пассажирского транспорта в городе Москве на 2011-2013 годы", опубликованном на сайте департамента транспорта и связи столицы.

В документе отмечается, что для "организации приоритетного движения общественного транспорта, для повышения скорости его движения необходимо предоставление выделенных полос для движения пассажирского транспорта общего пользования, развитие приоритетного проезда общественным транспортом перекрестков со светофорным регулированием, введение платы за въезд личного транспорта в центр города".

Кстати, такая система вот уже несколько лет действует в Лондоне. С 2007 года въезд в центр британской столицы стал платным. Каждый, кто хочет въехать в платную зону с 7 утра до 6 вечера с понедельника по пятницу, должен заплатить 8 фунтов. Проживающие в центральных районах города пользуются скидкой в 90%. Система в основном работает с использованием автоматического распознавания автомобильных номеров.

О борьбе с московскими заторами

Проблема московских пробок стоит на повестке дня далеко не первый день. Предшественник Собянина Юрий Лужков тоже пытался вылечить столицу от заторов. Более того, он считал, что город можно совсем избавить от автомобильных пробок.

"Это абсолютно возможно", - заявлял Лужков на вопросы журналистов о плачевной ситуации на дорогах Москвы. - Мы знаем, что нужно делать, мы знаем, как нужно развивать транспортную систему - знаем доподлинно".

Более того, экс-градоначальник хотел даже предложить правительству страны особую формулу для совместного решения проблемы транспортного коллапса.

"Хочу предложить формулу - на каждый рубль, который вкладывает Москва, правительство России дает свой рубль",- высказывал идеи Лужков.

Между тем, с каждым годом проблема столичных пробок становилась все острее и острее и требовала уже не только эфемерных идей и предложений, но и конкретных действий со стороны правительства Москвы и страны.

Так, в 2007 году Лужков предложил строить подземные развязки в центре столицы, а вот к идее строить дороги по крышам домов отнесся с сомнением, отметив, что Москва не намерена превращаться в Токио. С точки зрения экс-мэра, столица Японии – потерянный в архитектурном отношении город.

"Токио стал городом многоуровневых развязок, несмотря на это, там все время пробки. В центре города мы не можем строить развязки в виде эстакад, только подземные. И в центре города мы ни одной надуровневой развязки не сделаем, все уйдет под землю", - обещал тогдашний столичный градоначальник.

В качестве еще одного жизнеспособного проекта по спасению столицы от транспортного паралича Лужков предлагал установить в Москве разное время начала работы организаций, чтобы снизить пиковые нагрузки на дороги и общественный транспорт. Стоит отметить, что с такой идеей столичные власти выступали не единожды.

"Мы предлагали разные сроки начала работы банковских структур, учебы, магазинов, других организаций, чтобы рассредоточить пиковые нагрузки. Если это произойдет, мы уже получим не вершину Эвереста, а холмики", - отмечал Лужков. Он предлагал властям и СМИ серьезно задуматься над этой идеей, а не высмеивать ее, как это делалось неоднократно.

Кроме того, Юрий Лужков предлагал вывести точки оптовой торговли на периферию города, либо за его пределы для борьбы с излишней нагрузкой на столичные трассы, а также перенести за пределы Москвы часть грузовых дворов железных дорог.

Напомним, что по данным исследования IBM Commuter Pain Survey российская столица занимает четвертое место в мире по количеству пробок, уступая только Пекину, Мехико и Йоханнесбургу.

Таким образом, рецептов лечения Москвы от пробок было достаточно, причем, надо отметить, что далеко не самых плохих. Однако, ситуация на московских дорогах не сильно улучшилась. Сможет ли новый московский мэр решить проблему пробок – покажет время. Фактом остается лишь то, что правительство и рядовые москвичи возлагают на Собянина большие надежды в этом жизненно важном для столицы вопросе. Для столичных же водителей вопросом номер один остается возможность платного въезда в центр города.

Обозреватель Анастасия Карпова