Interfax-Russia.ru – Вместо налога на роскошь в РФ повысят ставки транспортного налога и введут новую систему налогообложения для дорогой недвижимости. Впрочем, выгоды государству эти меры не принесут.
В одной из своих предвыборных публикаций премьер-министр РФ Владимир Путин, который позже выиграл президентскую гонку, заявил, что считает необходимым уже с 2013 года ввести налог на роскошь. Тогда свое решение премьер объяснил экономической необходимостью, но эксперты усомнились в реальности воплощения некоторых пунктов инициативы.
Как заявил глава правительства, налог станет "своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие – в пользу сверхпотребления и тщеславия. Фискальное значение налога не стоит преувеличивать".
Немногим позже идею премьера развили члены "Справедливой России", которые в начале марта разработали аналогичный законопроект.
Авторы документа предложили увеличить налог на недвижимость, стоимость которой начинается от 30 млн рублей – в этом случае ее владелец должен будет ежегодно платить государству 0,3% от ее стоимости. А за недвижимость, стоимость которой превысила бы 150 млн рублей, пришлось бы заплатить 5% налог. По мнению авторов проекта, роскошью можно было считать автомобили определенной мощности, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда и катера.
Эсеры насчитали в России около 200 тыс. объектов недвижимости, подпадающих под новые правила. Это значит, что после принятия законопроекта в госказну могло бы поступить около 165 млрд рублей.
Между тем, эксперты предлагали не торопить события и для начала разобраться, что именно считать роскошью и сверхдоходом. А, кроме того, придумать, как перекрыть "пути отступления" тем, кто хочет уйти от налогов.
"Давайте определим, что является роскошью. Для человека, живущего в Тверской губернии, в заброшенной деревне, для пенсионерки, которая всю жизнь работала и получает мизерную пенсию, роскошь олицетворяем даже мы с вами, сидящие здесь и одетые в импортные костюмы", – заявил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин в интервью "Российской газете".
Кроме того, глава Счетной палаты отметил, что сложности возникнут в отношении имущества россиян, зарегистрированного за границей.
"Ну, попытаетесь вы обложить налогом на роскошь некоего известного бизнесмена, владельца заводов, газет, пароходов. Как вы это сделаете физически? У него же все зарегистрировано не здесь, а там. Все! Даже знаменитый футбольный клуб", – пояснил он.
В свою очередь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов отметил, что нужно разработать меры, которые отсекут лазейки тем, кто хочет уйти от уплаты налога. Например, владелец дорогой недвижимости может перерегистрировать ее на юридическое лицо, и не ясно, будет ли он в этом случае платить налог на роскошь.
По словам замминистра, при разработке структуры налога также нужно учесть, каким образом он повлияет на ситуацию в стране, "не будет ли это просто переоформление или уход наших граждан в другие государства, каким образом будет задействованы офшоры, к чему это приведет".
В интервью "Российской газете" президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин пояснил, что предлагаемые меры подразумевают повышение налоговых ставок на "роскошное" имущество, а не введение нового налога. Он отметил, что налогообложение роскоши будет носить социально ориентированный характер.
"Налог на роскошь – общее понятие, предполагающее, что увеличивается нагрузка на сверхпотребление, а не название нового вида налога. Нам же нужна система стимулирования инвестиционной активности. Нецелесообразно просто взять и повысить нагрузку на и без того ограниченную инвестиционную активность граждан", – уточнил президент РСПП, отметив, что при определении роскоши стоит отталкиваться от "максимального порогового значения в Москве и Санкт-Петербурге, а не от среднего по стране".
Позже стало известно, что среди прочего законотворцы причислили к роскоши дорогую недвижимость, мощные автомобили и рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов.
Впрочем, эксперты усомнились в скором введении налога на роскошь в отношении транспортных средств – препятствием для этого были сложности в определении налоговой базы.
Дело в том, что по закону владелец автомобиля платит транспортный налог в зависимости от мощности автомобиля. И чем больше лошадиных сил – тем больше налог.
Как пояснила заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Светлана Бондарчук, роскошь должна иметь стоимостную оценку. Поэтому, если налог коснется автомобилей, нужно понять, по каким критериям будет оцениваться их стоимость.
"Непонятно, кто и каким образом будет определять стоимость транспортных средств. В любом случае хочу сказать одно: для того, чтобы ввести налог в отношении транспорта, должна быть пересмотрена полностью налоговая база этого налога", - сказала она, отметив, что оценщикам придется учитывать параметры, влияющие на цену машины – например, возраст и мощность двигателя.
"Я думаю, если в отношении недвижимости вопрос об определении стоимости не стоит, законодательство полностью сформировано, и есть возможность решить этот вопрос, то в отношении транспорта вопрос налога на роскошь в ближайшее время не стоит", – констатировала замглавы ФНС.
В свою очередь, в Минэкономразвития посчитали нецелесообразной "привязку" налога на роскошь к стоимости недвижимости и автомобилей.
Как рассказала министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министерство рассматривало вариант введения повышенного транспортного налога на автомобили не только в зависимости от лошадиных сил, но и возраста машины. То же и с недвижимостью – повышенный налог на нее мог зависеть от общей либо от жилой площади.
Несмотря на это, 2 мая правительство РФ одобрило основные направления налоговой политики на 2013-2015 годы. Согласно документу, предполагается введение новой системы налогообложения недвижимого имущества, снижение налоговой нагрузки на труд и капитал и повышение нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов и пр.
Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов отметил, что "в ближайшем будущем налоговая нагрузка на несырьевую экономику повышаться не будет".
"Более того, мы предполагаем, что по большинству направлений она будет снижаться за счет того, что с 1 января 2013 года будет применяться льгота по налогу на имущество в отношении вновь вводимого оборудования. Такое оборудование будет выводиться из-под налогообложения все последующие годы", – сказал замминистра. По его словам, начиная с 2013 года ежегодно примерно 50 млрд рублей будет оставаться в распоряжении бизнеса, то есть не поступит в бюджет в виде налога на имущество.
Помимо этого, документ предполагает введение налога на недвижимость, зависящего от кадастровой стоимости зданий и земельных участков.
"Наверно, в 2013-2014 годах эта система может стартовать. Не на всей территории России, но, по крайней мере, в тех регионах, которые будут наиболее продвинуты", - сказал замминистра.
Прежними (30%) останутся ставки страховых взносов. Впрочем, тарифы могут быть пересмотрены осенью или зимой 2012-2013 года, когда Минздравсоцразвития представит проект пенсионной реформы.
Что касается автомобилей, то с 2013 года владельцы легковушек с мощностью двигателя свыше 410 лошадиных сил должны будут заплатить 300 рублей транспортного налога с каждой лошадиной силы. Впрочем, местные власти могут увечить эту ставку. Также в 5 раз может увеличиться средняя ставка транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130-150 лошадиных сил), гидроциклов (свыше 150 лошадиных сил), катеров и яхт (свыше 300 лошадиных сил).
"По большому счету это Maybach, Lamborghini, Ferrari, Maserati, Bentley, Porsche, Aston Martin, Rolls-Royce, Chevrolet Corvette, а также шестилитровые Mercedes-Benz и BMW седьмой серии", – пояснил замглавы Минфина РФ Сергей Шаталов.
Кстати, порог в 410 лошадиных сил был установлен, чтобы исключить повышенное налогообложение для машин, произведенных в России.
Изменения ждут и налог на недвижимость, который будет зависеть от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица и составит от 0,05% до 0,3% стоимости. Максимальную ставку (без возможности ее снижения на местном уровне) установят для недвижимости, совокупная кадастровая стоимость которой превышает 300 млн рублей.
"Подчеркну, что речь идет о совокупной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся на территории России", – рассказал замглавы Минфина РФ.
В документе предусматривается повышение акцизов на алкогольную продукцию, отмена с 2013 года льготы по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей, магистральных трубопроводов и линий электропередачи (в настоящее время они не облагаются налогом на имущество организаций).
Кроме того, чтобы изъять у производителей газа до 80% дополнительных доходов, полученных при повышении внутренних цен на газ, документ предполагает с 1 июля 2013 года повысить ставки НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на голубое топливо.
Несмотря на предложенные меры, Минфин РФ не ожидает получить существенных доходов от повышения тарифов – по словам Сергея Шаталова, предложенные меры затронут около 20 тыс. машин.
"Мы даже не проводили градацию, какая часть из них относится к старым, а какая к новым. Это больших доходов бюджету не даст", – пояснил замглавы Минфина, отметив, что государство получит не более 2-3 млрд рублей. То же самое и с налогом на недвижимость, который Сергей Шаталов назвал "социальной справедливостью".
Реверанс власти пришелся по душе большей части россиян.
Согласно данным всероссийского опроса, проведенного социологами ВЦИОМ, "за" повышение тарифов на роскошь высказалось 74% респондентов. Впрочем, людей радовала не столько справедливость меры, сколько тот факт, что налоговые изменения обойдут их стороной.
Обозреватель Татьяна Кочеткова