Interfax-Russia.ru – Россиянам могут предложить работать только четыре дня в неделю. Эксперты считают, что эта инициатива обречена на провал.
Международная организация труда (МОТ) 6 октября предложила странам-участницам, в том числе и России, перейти на четырехдневную рабочую неделю, сообщил центр новостей ООН. Госдума РФ намерена рассмотреть это предложение, сообщил председатель нижней палаты парламента по труду Андрей Исаев газете "Коммерсантъ".
Он подчеркнул, что важно не количество рабочих дней, а количество рабочих часов, и необходимо обсуждать введение 36-часовой рабочей недели с сохранением зарплат.
Эксперты в свою очередь считают, что в России эта идея обречена на провал.
Радости свободной жизни
Эксперт МОТ Джон Мессенджер полагает, что короткая неделя позволит создать больше рабочих мест. В числе плюсов от сокращения рабочей недели он называл также улучшение здоровья работников и рост продуктивности труда, так как офисные сотрудники, засиживаясь на работе, часто лишь имитируют бурную деятельность.
Еще одним веским аргументом в пользу этой инициативы является положительное влияние на окружающую среду, так как сократится количество поездок людей на работу и обратно, отметил Мессенджер.
Отечественные эксперты частично разделяют мнение своего зарубежного коллеги. Так, по мнению члена Общественной палаты (ОП) России Ивана Мохначука, в свой третий выходной россияне смогут активнее заниматься домашними делами.
"Если рабочая неделя станет четырехдневной, то у граждан появится гораздо больше свободного времени на решение личных проблем, воспитание детей и многое другое", - приводятся слова Мохначука на сайте Общественной палаты.
Позитивно отреагировали на эту инициативу в и Московском патриархате РПЦ, предложив серьезно обсудить ее с точки зрения интересов человека, общества и государства.
"Думаю, что мы ничего не потеряем от четырехдневной рабочей недели даже без увеличения присутственных часов. Это, конечно, не касается сферы услуг и других областей, где присутствие человека на рабочем месте обязательно", - заявил председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин порталу "Интерфакс-Религия".
Он констатировал, что уже сейчас у многих людей изменился характер труда - они могут работать удаленно, а деловые дискуссии во многих случаях более эффективно ведутся "через переписку, видеоконференции, дистанционную работу над текстами".
"А вот к производительности труда нужно подходить иначе, оценивая, прежде всего, реально затраченные усилия и их результаты. Будущее - не за человеком, который восемь часов играет в офисе в "Косынку", а за тем, кто за короткое время достигает больших результатов, причем вовсе не обязательно исчислимых в рублях или долларах", - убежден священник.
По мнению старшего редактора портала Rabota.ru Андрея Павлюченко, вся история человечества построена на постепенном сокращении рабочего времени за счет роста производительности труда, и сейчас самое время пересмотреть продолжительность работы.
"Современная продолжительность рабочей недели - 40 часов - установилась еще в первой половине XX века. С тех пор информационные технологии сделали работу во много раз более производительной за счет экономии времени при коммуникации и расчетах. Это означает, что при той же продолжительности рабочей недели мы работаем намного больше", - сказал Павлюченко Interfax-Russia.ru.
Получается, что сейчас организм человека испытывает перегрузки из-за переработок, что приводит к росту сердечно-сосудистых заболеваний, репродуктивных дисфункций, психических расстройств. Сокращение времени работы может снизить риски для здоровья и сократить некоторые издержки работодателя, в том числе финансовые, считает он.
"Выгоды для компании могут заключаться в улучшении самочувствия работника, ведь он в этом случае будет отдыхать больше. Можно будет экономить на офисных расходах", - перечислил Interfax-Russia.ru плюсы возможного нововведения управляющий директор HeadHunter Михаил Жуков.
По мнению Павлюченко, сокращение рабочей недели вряд ли коснется сотрудников, поддерживающих непрерывный цикл работ, однако для всех остальных профессий "предложенные МОТ условия вполне приемлемы". Более того, многие компании информационной сферы, такие как Forbes и Google, либо уже перешли на сокращенный или свободный график работы, либо готовы сделать это в ближайшее время.
"Прочим же придется перенастраивать бизнес-процессы для получения такого же результата в сжатые сроки, но здесь нет ничего критичного. Думаю, отдохнувшие сотрудники работодателям придутся по душе больше, чем сонные и вялые имитаторы бурной деятельности, которых немало в наших офисах", - сказал эксперт.
Позитивно в общечеловеческом смысле идею о сокращении рабочей недели оценили в общероссийском объединении профсоюзов – Союзе профсоюзов России (СПР).
"Развитие цивилизации, техники, технологий, повышение производительности труда позволяет человечеству высвободить время для отдыха, познания, наслаждения прекрасным, живописью, музыкой, иным искусством. Это в идеале, и стремиться к этому, безусловно, необходимо. Человек работает, чтобы жить, а не живет, чтобы работать. Исходя из такой трактовки идеи перехода на четырехдневную рабочую неделю, СПР поддерживает данную инициативу", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе организации.
Однако там напомнили, что на практике при внедрении этой инициативы может получиться как в поговорке "хотели как лучше, получилось как всегда".
Третий – лишний
При всей заманчивости перспективы четырехдневной рабочей недели необходимости регулировать этот вопрос через федеральные акты в России нет. Человек и сейчас может найти работу с подходящим графиком, а "обязаловка" даст работодателю отговорку для сокращения зарплат и штатов, считают в СПР.
"Для бизнеса и сегодня нет препятствий для решения этого вопроса. Коллективный договор, "скользящий" график и организация производственного процесса – действующее законодательство этому не противоречит. Принудительные действия, посредством принятия закона, вынудят бизнес оптимизировать издержки через сокращение заработной платы, через сокращение персонала", - сказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе организации.
С этим мнением согласилась руководитель отдела социологических и маркетинговых исследований портала Superjob.ru Наталья Голованова.
"Не вижу в этом предложении никакой экономической целесообразности. Оптимизировать расходы на персонал, снижать безработицу и сохранять здоровье работников можно более проверенными способами – никто не мешает компаниям использовать их уже сейчас", - заявила она Interfax-Russia.ru.
Если рабочую неделю в России все-таки сократят, то работодатели будут всячески пытаться обмануть систему.
"Речь может идти не только о росте количества "серых" зарплат, но и о скрытой от официальных органов добровольно-принудительной переработке до 40 и более часов в неделю. Скорее всего, это станет довольно распространенной практикой в случае, если предложение МОТ будет ратифицировано в России", - подчеркнул Павлюченко.
Жуков, в свою очередь, сообщил Interfax-Russia.ru, что россияне не готовы отдыхать три дня в неделю, если при этом снизится уровень их доходов.
"Пару месяцев назад мы проводили исследование на эту тему: 67% опрошенных против сокращения рабочей недели при сокращении их дохода", - сказал управляющий директор HeadHunter.
Более того, плохой идеей вводить сокращенную рабочую неделю считает подавляющее большинство работодателей.
"Как показало наше исследование, четверть российских компаний считают четырехдневную рабочую неделю плохой идеей. В то же время, 59% видят в ней и свои плюсы, но все равно перейти на нее не готовы. Лишь 1% опрошенных компаний заявили, что готовы так сделать, если потребуется", - подчеркнул Жуков.
Суть предложения МОТ опирается на высокую производительность и автоматизацию труда, а также значительную долю knowledge economy в ВВП западных развитых стран. Российская экономика к таким переменам не готова, считает эксперт.
"Только когда значимая часть экономики превратится в "экономику знаний", а остальная часть экономики будет управляться роботами, можно будет говорить о том, чтобы россияне имели возможность больше времени для отдыха", - сказал он.
В пресс-службе СПР также подчеркнули, что внедрению идеи в жизнь должно предшествовать масштабное общественное обсуждение, а также повышение качества управления (в том числе и государственного), обеспечение технической и технологической возможностей бизнеса, сформирование иной культуры труда и социально-трудовых отношений.
Мертворожденная идея
Большинство опрошенных Interfax-Russia.ru экспертов считают, что ломать копья при обсуждении данной инициативы нет смысла, так как в России четырехдневную рабочую неделю в ближайшее время все равно не введут. Такой точки зрения, в частности, придерживается директор автономной некоммерческой организации "Агентство социальной информации" (АСИ), член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова.
"Ввести четырехдневную рабочую неделю в России сейчас невозможно, и всерьез относится к этой инициативе я бы не стала… Я бы не расценивала это предложение МОТ как официальное, это просто идея, рекомендация к рассмотрению, предпосылок для введения которой в России нет", - заявила она Interfax-Russia.ru.
Мохначук также придерживается мнения, что инициатива вряд ли будет претворена в жизнь.
"Считаю, что сегодня необходима более глубокая проработка возможности реализации этой задачи. Однако, как мне кажется, в современных условиях в нашей стране эта идея реализована не будет", - приводятся слова Мохначука на сайте Общественной палаты.
В пресс-службе СПР подчеркнули, что на скорое и успешное внедрение этой инициативы в России сейчас не позволяет надеяться уровень культуры взаимоотношений "работодатель-работник".
"Сегодня нам приходится бороться не за четырехдневную рабочую неделю, а за соблюдение режима пятидневной рабочей недели и понуждать работодателя к справедливой оплате за переработку. Часто работник для работодателя не социальный субъект производства, а объект по увеличению собственной прибыли, производственная биомасса, источник удовлетворения корысти", - подчеркнули в СПР.
По мнению Жукова, четырехдневная рабочая неделя в России может быть введена только через несколько десятков лет.
"В России в нынешних условиях введение четырехдневной рабочей недели невозможно. Одни из ключевых проблем нашей экономики – низкая производительность труда и критическая зависимость бюджета страны от сырьевых доходов. Обе эти проблемы не дадут никакого шанса массово перейти на четырехдневную рабочую неделю в ближайшие одно-два поколения россиян", - сказал управляющий директор HeadHunter.
Interfax-Russia.ru не удалось получить комментарии по данной теме крупных российских компаний, работающих в сферах информации, ритейла и энергетики. Возможно, это косвенным образом подтверждает предположение, что работодатели в сокращении рабочей недели не заинтересованы, и пока ждать от них "аттракциона неслыханной щедрости" не приходится.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"