Interfax-Russia.ru - Более 32 млрд рублей потратят на федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения", в результате чего смертность на дорогах сократится.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил федеральную целевую программу (ФЦП) "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах". В постановлении правительства говорится, что общий объем финансирования программы на семь лет составит 32,4 млрд рублей, в том числе 17,2 млрд рублей за счет средств федерального бюджета. Ожидаемый результат ФЦП - сокращение смертности в результате ДТП к 2020 году на 8 тыс. человек (на 28,82%) по сравнению с 2012 годом.
В настоящее время ежегодно в России в ДТП погибают или получают травмы более 275 тыс. человек, в том числе и дети. "На дорогах за последние 9 лет погибло 9 тыс. 852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209 тыс. 223 ребенка", - говорится в постановлении правительства.
Основные показатели аварийности в России существенно выше, чем в развитых странах мира. В частности, по данным Госавтоинспекции РФ, за 9 месяцев 2013 года в России на дорогах погибло 18 тыс. 955 человек, а 187 тыс. 457 человек получили травмы. В 2012 году в ДТП погиб 27 тыс. 991 человек, а 258 тыс. 618 человек было ранено.
"Когда мы сравниваем свой уровень транспортных рисков с тем, что происходит за рубежом, нам грустно. В странах, где проблема безопасности почти решена, количество погибших на каждые 10 тыс. автомобилей меньше одного. В таких странах как Германия, Япония, Великобритания этот показатель меньше 0,5. Наша цифра выше семи. Это в 15 раз хуже, чем в развитых странах", - прокомментировал Interfax-Russia.ru ситуацию директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.
Как ожидается, мероприятия, реализуемые в рамках ФЦП, позволят в следующем десятилетии существенно сократить аварийность на дорогах.
ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" была принята на смену аналогичной программы, которая действовала с 2006 по 2012 годы.
По оценке премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, данная программа была достаточно эффектной. "Достаточно сказать, что за годы действия программы такой (дорожно-транспортный - ИФ) травматизм и количество погибших в ДТП - самая тяжелая цифра сократилась практически на 20%", - сказал Дмитрий Медведев на заседании правительства 23 сентября.
Однако ФЦП получила неоднозначную оценку. Так, президент РФ Владимир Путин напомнил о программе "Повышение безопасности дорожного движения", критикуя на Госсовете РФ качество исполнения бюджетов и говоря в связи с этим о нереализуемых ФЦП.
"Некоторые целевые программы и их отдельные мероприятия вовсе не реализуются и не финансируются. Остаются на бумаге. Заложенные на них средства лежат в бюджете мертвым грузом", - заявил президент.
Он также добавил, что многие бюджетные статьи и программы "страдают неконкретностью и аморфностью".
Ранее Сергей Степашин, который тогда был председателем Счетной палаты, в ходе своего последнего выступления в этой должности на пленарном заседании Госдумы отметил, что ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения" входит в пятерку программ, плановые значения по которым не достигнуты ни по одному целевому показателю.
Отметим, что в 2006-2012 годах финансирование ФЦП за 6 лет составило 48 млрд рублей. В то время как сейчас за 7 лет планируется потратить 32,4 млрд рублей.
Среди критиков сокращения бюджета программы был ряд депутатов Госдумы. В частности, член фракции "Единая Россия", депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил, что сэкономив на программе 15-20 милрд рублей, в дальнейшем можно будет потерять гораздо больше.
"Экономя некоторую сумму для бюджета, мы потратим значительно больше; для меня это совершенно ясно. Чисто арифметический подход там, где нужно учитывать последствия, недопустим. Где-то можно затянуть пояс – но не в вопросах безопасности, в том числе и дорожной, где потери, прямые и косвенные, исчисляются процентами от ВВП. В конце концов, это не только сохранение жизни водителей и пешеходов, но и - как бы цинично это ни звучало – экономия средств бюджета. Уменьшение количества жертв на дорогах одновременно экономит и бюджетные деньги", – полагает Вячеслав Лысаков.
В свою очередь эксперт Высшей школы экономики Михаил Блинкин отметил, что в уменьшении бюджета программы нет ничего необычного, так как сокращения прошли и по многим другим программам. Это связано с тем, что правительство обязано оглядываться на бюджетные ограничения.
В целом эксперт положительно оценил принятую программу. "Принципиальные вещи заключаются вот в чем: что может делать государство в направлении безопасности дорожного движения? Принимать все меры, связанные с купированием тяжести аварий: своевременное прибытие служб, медицинская помощь – вот реальные государственные затраты, на которые нужно выделять деньги. Все эти статьи расходов в программе присутствуют, при этом за предыдущие годы накоплен реальный опыт. Понятно, что работает лучше, что хуже. Программа в этом смысле полна и толкова", – говорит Блинкин.
Он отметил и другие аспекты проблемы, которые не связаны с финансированием и не могут решиться при помощи федеральных программ. Например, все, что связано с пассивной и активной безопасностью в автомобиле, по словам эксперта, решается мировым автопромом гораздо лучше, "чем любыми ФЦП, всех стран вместе взятых".
Собеседник Interfax-Russia.ru назвал и третий аспект проблемы, решение которого не зависит от количества выделенных средств, ни от состояния дорог, а скорее является вопросом политической воли. "Плохие дороги не имеют никакого отношения к делу, у нас плохие институции. Главная вещь здесь: абсолютное равенство всех участников дорожного движения. На дороге нет ни прокурора, ни патриарха, есть только участники дорожного движения. За неправильную парковку или неправильный скоростной режим во многих странах можно штрафовать короля, губернатора, полицейского, маршала, кого угодно", - сказал Блинкин.
По данным совместного всероссийского исследования Высшей школы экономики и ВЦИОМ, проведенного в марте среди 1600 респондентов, 58% российских автовладельцев считают, что обладатели особых серийных номеров машин пользуются на дорогах большими правами, чем остальные водители. При этом три четверти опрошенных достаточно четко смогли выделить те серии, к которым сотрудники ГИБДД проявляют большую лояльность.
Абсолютное большинство респондентов - 97%, как выяснили социологи, уверены, что предъявление служебных удостоверений позволяет ряду водителей избегать наказаний за нарушение ПДД. А 91% опрошенных поддерживает предложение о запрете на предъявление сотрудникам ГИБДД водителями каких-либо удостоверений.
"Мы к тотальному равенству на дорогах даже не приблизились. У нас количество привилегированных участников дорожного движения огромно. От этого мы должны избавляться, но ФЦП тут, к сожалению, не поможет", - подытожил Блинкин.
В целом в профессиональном сообществе хорошо оценили федеральную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения" и отметили положительную динамику снижения количества ДТП во многом благодаря реализации мер ФЦП. Что же касается неравенства на дорогах, то, рано или поздно, по мнению экспертов, проблема будет решена, но уже за рамками целевых программ.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"