Россия / Точка зрения 15 июня 2009 г. 18:01

Раздача слонов на столетнем юбилее

Interfax-Russia.ru - В Сочи вручены призы кинофестиваля "Кинотавр-2009".

Торжественное событие совпало с двойным юбилеем: 20-летием российского кинопраздника и 100-летием возникновения самого черноморского курорта. Сто лет назад, 14 июня 1909 года, состоялось открытие фешенебельного ультрасовременного для того времени (канализация, водопровод, электричество) курорта "Кавказская Ривьера", созданного по заказу московского коммерсанта, потомственного дворянина Антона Тарнопольского. В определенной мере его можно назвать одним из "отцов-основателей" нынешнего "Кинотавра": ведь без его "Ривьеры" не было бы и современного Сочи. В начале XX века строить здесь курортный центр было риском, граничившим с безумием: малярийный край, глушь и бездорожье… Тарнопольского не без оснований называли авантюристом. Но именно авантюристы тащат за собой цивилизацию. Вскоре на Ривьере отдыхали Шаляпин, Маяковский, потом - передовики-стахановцы. Теперь же к многочисленным отдыхающим ежегодно добавляются сотни деятелей российского киносообщества, собирающихся в начале июня на праздник отечественного кино.

Впрочем, на этот раз и многие критики, и еще большее число зрителей сошлись на том, что ощущения праздника после просмотра конкурсных фильмов "Кинотавра" не было. Уж очень мрачные картины были представлены на суд жюри и публики. Они словно преследовали цель продемонстрировать: кризис нынче свирепствует не только в экономике и финансах, но прежде всего - в головах. Общее настроение задавали слухи о том, что в планах подготовки будущей зимней сочинской Олимпиады - снос гостиницы "Жемчужина", которая без малого 20 лет была своеобразным центром, сердцем "Кинотавра". Правда, слухи оказались беспочвенными.

Многие кинокритики и киноведы отмечают, что в конкурсной программе был представлен "тяжелый и непроглядный арт-хаус". Значительная часть картин действительно была наполнена атмосферой безысходности и убогости.

Одна из таких непростых, тяжелых картин - экранизация популярной повести Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" (режиссер Сергей Снежкин). Хотя история восьмилетнего мальчика Саши Савельева, которого не могут поделить между собой властная тираническая бабушка (ее роль блистательно исполнила Светлана Крючкова) и любящая мать, сама по себе предельно драматична. Но что такое этот драматизм по сравнению с беспросветными буднями других картин, паноптикума тихих и безумных сумасшедших, а также прочих прелестей нашей милой жизни, какой она видится современному поколению молодых российских режиссеров? А большая часть конкурсных фильмов снята именно молодежью. "Бубен, барабан" Алексея Мизгирева - о нищей библиотекарше, засыхающей от провинциальной тоски и обманутой случайным уголовником. "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова - о белорусском деревенском пареньке, приехавшем в Москву на заработки, ограбленном, избитом и нашедшем приют в доме сумасшедшего пенсионера, пытающегося восстанавливать справедливость на свой сумасшедший лад. "Сказка про темноту" Николая Хомерики - терзания милиционерши Гели (Алиса Хазанова), которая ищет, как устроить неудавшуюся жизнь. "Я" Игоря Волошина - фильм, действие которого происходит в психиатрической больнице…

Собственно, нет смысла рассказать о всех конкурсных лентах. Достаточно назвать фильмы-победители как квинтэссенцию российского кино, представленного на нынешнем фестивале. Вообще-то, если быть совсем уж точными, главный приз "Кинотавра" (в денежном эквиваленте - 625 тысяч рублей) жюри основного конкурса фестиваля присудило фильму "Волчок" режиссера Василия Сигарева. Однако Гильдия киноведов и кинокритиков РФ, вручающая на фестивале свой приз "Белый слон", не была столь единодушна с основным жюри: мнения мэтров разделились поровну - по 11 голосов - между двумя лентами. В результате "Белого слона" получили сразу две картины - уже упомянутый "Волчок" и "Кислород" Ивана Вырыпаева. Помимо этого, Сигарев получил приз им. Григория Горина за лучший сценарий, актриса Яна Троянова - приз за лучшую женскую роль в том же "Волчке". Ивану Вырыпаеву достался приз за лучшую режиссуру, его "Кислороду" - приз за лучшую музыку к фильму.

Что же представляют собой "сливки" нынешнего российского кино по версии "Кинотавра"? "Волчок" рассказывает историю женщины сомнительного поведения и моральных качеств. Она убивает человека, рожает при задержании, попадает в тюрьму. Ее дочь живет с бабушкой, а через семь лет домой возвращается и беспутная мама с очередным ухажером. Дочка любит маму, а та, напротив, ненавидит ребенка, беспробудно пьет, осыпает дочку ругательствами… А та - делится горем с разноцветным волчком - единственной игрушкой, которую подарила ей мать. Пронзительный, страшный и гнетущий фильм вызвал у зрителей противоположные чувства - от безоговорочного признания до категоричного отрицания. В кулуарах фестиваля даже прозвучало нелицеприятное определение "Вопли и сопли", намекающее на откровенную эксплуатацию жалости, сентиментальности и боли на грани истерики. Оппоненты возражают: те же самые обвинения при желании можно выдвинуть и по отношению к Достоевскому. В одном сходятся и те, и другие: фильм сделан очень добротно и профессионально. Что неудивительно, учитывая драматургический талант Василия Сигарева. В свои 32 года он уже имеет звания лауреата премий "Дебют", "Антибукер", "Эврика", "Новый стиль", а также британской премии Evening Standard Awards. Его пьесы ставились не только в России, но и в Лондоне, Гамбурге.

Еще больше споров вызвал фильм "Кислород". Его сюжет журналист-кинокритик Катя Тарханова определила одним чрезвычайно ярким предложением: "Деревенский мужик лопатой изрубил в фарш нелюбимую жену, чтобы уйти к московской наркоманке". То, что принято сейчас называть "кино не для всех". Десять эпизодов, интерпретирующих традиционные библейские заповеди - Он и Она на свой лад обыгрывают эти заповеди - впрочем, пропуская некоторые из них.

Честно говоря, после Алена Роб-Грийе (к примеру, "Прошлым летом в Мариенбаде") подобные переосмысления уже не кажутся новым словом в искусстве, к тому же исполнены в непривычной отечественной публике стилистике. Зато подобная стилистика близка западным "эстетам". Возможно, именно поэтому произведения Вырыпаева переведены на многие европейские языки. Спектакли по его пьесам (включая тот же "Кислород") с успехом идут в Старом Свете. Впрочем, "лавстори" серпуховского парня и столичной дивы, пересказанная в ритме рэпа, снята ярко, необычно, профессионально, с использованием компьютерной графики и анимации. Хотя вряд ли это поможет продвижению фильма на большой экран - не многие в нашей стране способны понять такое кино. И в самом деле, много ли людей в здравом уме пойдет смотреть, к примеру, "Носорогов" Эжена Ионеско? Или "В ожидании Годо" Сэмюэля Беккета? Это - не столько произведения искусства, сколько его мифы, знаки…

Не обошло вниманием жюри и другие неоднозначно тяжелые фильмы. Так, приз за лучшую мужскую роль получил Борис Каморзин ("Сказка про темноту", режиссер Николай Хомерики). Лучшим оператором назван Дмитрий Яшонков ("Я", режиссер Игорь Волошин).

Как заметил кто-то из критиков, нынешних молодых кинорежиссеров отличает умение видеть окружающий мир через слишком жесткие, мрачные очки, зачастую видеть этот мир в эго самых кошмарных проявлениях. Переиначивая Маяковского, можно только добавить: послушайте, если народ кошмарят - значит, это кому-нибудь нужно?

Обозреватель Александр Сидоров