Россия / Точка зрения 17 ноября 2009 г. 16:06

Разворотный момент

Interfax-Russia.ru – Ситуация с повышением транспортного налога в стране поставила "Единую Россию" в щекотливое положение.

Двукратное увеличение транспортного налога в России, которое на днях в третьем чтении и по обыкновению "на ура" приняла Госдума, вероятнее всего "завернет" Совет Федерации. Президент России через свою администрацию уже однозначно дал понять, что решение увеличивать налоговое бремя для автомобилистов – не слишком обдуманный шаг.

"В последние дни и недели развернулась широкая, интенсивная дискуссия вокруг законопроекта, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части транспортного налога", - обратился к журналистам после совещания у Дмитрия Медведева руководитель администрации президента Сергей Нарышкин. Он отметил, что "российские граждане, автолюбители, профессиональные водители, общественные организации высказались против повышения ставки транспортного налога".

"С учетом этого обстоятельства и поручения президента вчера в администрации президента было проведено совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти руководителей фракции "Единая Россия", членов Совета Федерации. Признано нецелесообразным повышать ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога", - сказал Нарышкин.

Впрочем, еще накануне – 16 ноября – спикер Госдумы, председатель высшего совета партии "Единая Россия" Борис Грызлов неожиданно заявил о необходимости пересмотреть ранее принятое парламентским большинством решение о повышении вдвое транспортного налога. "Решение о транспортном налоге требует пересмотра. Необходимо вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога, уменьшив ее в два раза и оставив право ее изменения за регионами", - сказал Грызлов в понедельник вечером.

Как сообщает пресс-служба партии, Грызлов предложил сенаторам – членам "Единой России" проголосовать за возвращение соответствующего закона в нижнюю палату парламента для доработки. Кстати, изначально среди решительных противников увеличения транспортного налога выступил и глава Совета Федерации Сергей Миронов. "Свою точку зрения по этому вопросу я высказывал неоднократно: считаю эту инициативу непродуманной, – пишет в своем блоге в ЖЖ Миронов. - Нельзя относиться к автовладельцам, как к овцам, которых можно бесконечно стричь".

Напомним, что закон, предполагающий индексацию акцизов и удвоение ставки транспортного налога с 2010 года, был принят Госдумой в третьем окончательном чтении 13 ноября. Документ составили в правительстве РФ, его активно лоббировал Минфин. За закон проголосовали 313 депутатов, 131 был против, и 2 воздержались, то есть за повышение транспортного налога, по сути, голосовали лишь представители фракции "Единая Россия".

Вместе с тем, оппозиционеры – КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия" – на всем протяжении работы над документом выступали категорически против его принятия. Оппозиция расценила данную законодательную инициативу как "антинародную" и неоднократно предлагала снять этот законопроект с рассмотрения. Несмотря на это, "единороссы" провели данное решение. Представитель этой фракции, глава комитета по бюджету и налогам Юрий Васильев, в частности, заявил, что "абсолютное большинство регионов дали положительные отзывы" на предложения правительства.

Теперь эксперты гадают, что заставило депутатов от партии власти заговорить по-другому. По мнению одних наблюдателей, на ситуацию могло повлиять возмущение автомобилистов по всей стране, обернувшееся акцией протеста с грозным названием "Гудок гнева". Другие специалисты отмечают, что думцы - "единороссы" слишком поспешили с принятием изменений, приняли закон, словно по привычке, не желая при этом воспринимать контраргументы коллег по Госдуме.

Что касается народного протеста, то в последние месяцы против повышения транспортного налога активнее всех выступало общественное движение "Федерация автовладельцев России (ФАР). Как рассказали Interfax-Russia.ru в пресс-службе этой организации, ФАР в настоящее время продолжает сбор подписей под обращением в Совет Федерации с целью объяснить сенаторам, почему повышение налогов не принесет пользы никому – ни народу, ни самой власти. "Автолюбители являются наиболее социально активной частью общества, которые скажут свое слово на грядущих выборах против тех, кто принимает законы, ущемляющие их права", - привел собеседник Interfax-Russia.ru цитату из обращения федерации к верхней палате парламента.

Он напомнил, что в сентябре-ноябре 2009 года активисты ФАР в 35 городах страны уже провели несколько мощных общероссийских акций – митингов и автопробегов, в которых приняли участие тысячи автомобилистов.

Координатор московского отделения ФАР Дмитрий Самарин вскоре после заявления Грызлова о пересмотре спорного решения заявил "Интерфаксу": можно считать, что усилия автомобильной общественности "не пропали даром". Вместе с тем, Самарин все еще до конца не уверен в успехе. "Доработать законопроект можно по-разному. Посмотрим, что получится в итоге", - сказал представитель московских автовладельцев. Правда, как сообщил Interfax-Russia.ru представитель организации, "ФАР готова принять участие в обсуждении новой версии законопроекта, если ее точку зрения захотят выслушать".

Между тем, по мнению ряда политологов, истинная причина резкого поворота власти в отношении транспортно-налоговой проблемы – это именно позиция властей на местах. Мнение про то, что "абсолютное большинство регионов дали положительные отзывы" на законопроект, многие специалисты теперь ставят под большое сомнение.

Особенно это стало очевидно после того, как Борис Грызлов заявил, что решение отказаться от повышения ставки транспортного налога было принято после консультаций с властями субъектов РФ. "Консультации в первую очередь велись с рядом законодательных собраний субъектов РФ", - сказал Грызлов журналистам во вторник. "Думаю, что такое решение было правильным – вернуться к прежней базовой ставке транспортного налога и предоставить субъектам достаточно широкие рамки действий по уменьшению или увеличению этой базовой ставки", - подчеркнул спикер.

Грызлов обратил внимание на то, что данный налог, действительно, взимается именно в субъектах РФ в соответствии с установленным коридором. Однако, по его мнению, в некоторых регионах увеличение налога восприняли как необходимость автоматически увеличить в два раза действующий сейчас в регионах соответствующий налог. Именно это разночтение и побудило партию вернуться к ранее принятому решению и пересмотреть его, оправдывался Грызлов.

Заметим, что в настоящее время в России действуют ставки транспортного налога, которые были установлены еще в 2003 году. Согласно закону, вокруг которого и разгорелись последние страсти, с 2010 года ставки транспортного налога будут увеличены в два раза, а региональные власти смогут уменьшать установленные ставки не в пять раз, как в настоящее время, а в 10 раз и увеличивать не более чем в пять раз.

Но оказалось, что регионам это не особо нужно, да и вообще не выгодно – ни политически, ни даже экономически. Например, в Псковской области транспортный налог точно повышаться не будет, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе администрации региона. "Следующий год будет непростым. В администрации области сейчас идет активная работа над бюджетом на 2010 год. Проанализировав доходную часть финансового документа региона, мы пришли к выводу, что у нас есть резервы для сохранения транспортного налога на прежнем уровне", - процитировали в пресс-службе губернатора Андрея Турчака.

По мнению губернатора, в нынешних экономических условиях повышение налога приведет лишь к росту социальной напряженности, но не улучшит наполняемость бюджета. "Псковским автомобилистам волноваться не стоит. Дополнительное финансовое бремя им не грозит", - заключил глава региона.

Итак, регионам, похоже, удалось отстоять свою точку зрения, а вот в Госдуме из-за немного нелепой ситуации с транспортным налогом запахло едва ли не новым парламентским кризисом. "Единороссы" вновь испытывают настоящий шквал критики.

В ЛДПР считают, что отказ "Единой России" от своего решения по транспортному налогу напрямую связан с позицией президента РФ. "Президент дал им (депутатам от "Единой России" – ИФ) по шапке, и они пошли на попятную", - сказал лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. По его мнению, "единороссы", скорее всего, не согласовали свою позицию по поправкам в Налоговый кодекс с администрацией президента, и, как результат, - пришлось пересматривать ранее утвержденное решение.

Как отметил Лебедев, сегодня парламентское большинство "выполняет роль штампа", то есть автоматически принимает все законопроекты, предложенные правительством. "То, что произошло с транспортным налогом, со всей очевидностью показало – единственный, кто сегодня в состоянии изменить ситуацию – президент, поскольку только он может не подписать, отклонить законы, принятые "Единой Россией", - подчеркнул руководитель фракции ЛДПР.

В свою очередь первый замруководителя фракции "Справедливая Россия" Оксана Дмитриева сказала "Интерфаксу", что последние действия "Единой России" доказали ее "абсолютно несамостоятельную позицию". По ее мнению, "единороссы" тем самым фактически доказали свою ненужность, поскольку законопроекты, спущенные из правительства, они принимают без учета мнения других парламентских фракций, а то и ухудшают.

Что касается транспортного налога, то, как уверена представитель "Справедливой России", парламентскому большинству стало известно о том, что на этот закон Совет Федерации собирается наложить вето. "Угроза вето – это, на мой взгляд, главный мотив для отказа от ранее принятого "Единой Россией" решения", - полагает депутат.

Она считает, что в данном случае "единороссы" попытались "сыграть на опережение" и именно поэтому до заседания в Совете Федерации заявили о целесообразности создания согласительной комиссии для доработки правительственных поправок в Налоговый кодекс.

Некоторые эксперты полагают – приняли бы закон окончательно в нынешнем виде, получили бы массовые протесты по всей стране. Вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский в беседе с "Интерфаксом" отметил, что в России, "где 35 млн частных автомобилей, а каждая семья насчитывает минимум три человека, повышение налога означает, что 100 млн человек могут бастовать". "Конечно, 100 не будут, но часть будет точно", - полагает Ольшанский.

Как в свою очередь пишет в своей статье аналитик Центра политических технологий (ЦПТ) Татьяна Становая, в этих условиях "Кремль спасает собственную репутацию за счет своей же партии власти, которой и было навязано это решение по повышению налогу". "Ей так и не дали возможности реабилитироваться в глазах избирателей: теперь все выглядит так, будто это не Кремль одобрял изначальное решение, а сама партия власти немного ошиблась, и вот теперь Кремль восстановил справедливость", - пишет эксперт и добавляет, что российские "автомобилисты становятся едва ли не самой способной к быстрой мобилизации общественной группой, действующей в рамках понимания собственных гражданских и экономических прав".

Обозреватель Сергей Нагорный