Россия / Точка зрения 17 октября 2018 г. 17:13

Следствием установлено

Interfax-Russia.ru – Роскосмос назвал официальную версию крушения "Союза" - блок первой ступени ракеты коснулся второй ступени, что привело к прерыванию полета.

Следствием установлено
Фото пресс-службы ЦВО

Блок первой ступени ракеты-носителя "Союз-ФГ", потерпевшей аварию при старте с Байконура 11 октября 2018 года, коснулся второй ступени, что привело к прерыванию штатного старта, заявил исполнительный директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев.

"В 1986 году произошла очень схожая ситуация, связанная с тем, что произошел удар первой ступени по второй: ракета прекратила штатный подъем. Телеметрия, которую получили на Земле, оказалась очень схожей. Сейчас, кроме телеметрии, у нас были еще и данные со специально установленной камеры, которые подтвердили, что произошло соприкосновение одного из блоков с блоком второй ступени", - сказал он на брифинге в Звездном городке.

Чиновник "Роскосмоса" заявил, что по результатам работы аварийной комиссии, расследовавшей причины падения ракеты в 1986 году, авария произошла из-за нештатной работы концевого выключателя.

"В результате не произошло открытие сопла, которое уводит боковушку в сторону", - сказал Сергей Крикалев.

В 2018 году нештатная ситуация произошла с кораблем "Союз МС-10" на второй минуте после старта. Экипажу пришлось совершить аварийную посадку в Казахстане, для выяснения причин создали государственную комиссию. В ее работе принимают участие специалисты предприятия, с помощью которых осуществляется проверка этапов производства РН "Союз-ФГ". Фрагменты ракеты уже передали на завод в Самару для выяснения причин крушения.

По данным источника в ракетно-космической отрасли, первый после аварии запуск ракеты "Союз" запланирован на конец октября – с 24 по 26 октября.

На текущий момент США предоставили России всю имеющуюся у них информацию по полету космического корабля "Союз".

"Мы сейчас уже взаимодействуем с американскими коллегами. И они нам предоставили всю информацию, которую они прямым или косвенным образом получили на протяжении полета, включая даже фотографии "насавских" репортеров, которые снимали хорошей оптикой, что произошло", - сказал на брифинге исполнительный директор по пилотируемым программам "Роскосмоса" Сергей Крикалев.

Пока комиссия анализирует эти снимки, отметил он.

Сергей Крикалев также заявил, что Роскосмос не планирует проводить запуск ракеты-носителя "Союз-ФГ" с кораблем "Союз МС" без экипажа для проверки после аварии.

Следующий пуск ракеты-носителя "Союз" будет осуществлен только после того, как аварийная комиссия определит причины аварии и будут выработаны мероприятия по предотвращению подобных ситуаций в будущем.

"Для полета пилотируемого корабля нам по существующим правилам должен быть хотя бы один беспилотный пуск после аварии. У нас на данный момент планируется до следующего пилотируемого полета, запланированного на начало декабря, по крайней мере, три пуска. Пуск с космодрома Куру, пуск беспилотного аппарата и пуск беспилотного корабля "Прогресс", но по пилотируемой программе. Поэтому необходимых подтверждений будет более чем достаточно для того, чтобы пускать следующий экипаж", - отметил сотрудник "Роскосмоса".

Между тем, американский астронавт Ник Хейг, находившийся на борту совершившего аварийную посадку "Союза МС-10", заявил о готовности снова отправиться в космос.

"Я чувствую себя очень хорошо. И когда НАСА захочет отправить меня в полет, я буду готов", - сказал он на организованной НАСА пресс-конференции, трансляция которой велась в Facebook.

Вспоминая об аварийной посадке, астронавт отметил, что "после всех тренировок чувствовал, что готов к таким вещам".

Он высоко оценил "Союзы", назвав их "инженерным чудом". В частности, Ник Хейг отметил четкую работу системы, позволившей экипажу успешно совершить аварийную посадку.

"Эту систему не использовали 35 лет. И вот нам она понадобилась", – добавил астронавт.

Он выразил уверенность, что российские эксперты смогут выявить причину аварии.

Астронавт подчеркнул, что его работа - по определению опасна.

"Но оно того стоит, так как работа в космосе приносит всем пользу", - сказал Ник Хейг.

Его коллега, командир не взлетевшего корабля, Алексей Овчинин также заявил, что готов к полетам.

"Экипаж чувствует себя хорошо и готов продолжать дальнейшие космические полеты", - заявил он.

Он также рассказал, что "Союз" не имел на борту критически важных грузов, без которых не сможет работать МКС.

"То, что в бытовом отсеке, наверное, будет утеряно, но там не было ничего такого критического, без чего не могли бы работать наши экипажи, находящиеся сейчас на борту Международной космической станции", - сказал он в интервью телеканалу "Россия-24" (ВГТРК).

По его словам, большая часть грузов, которые вез космический аппарат, сохранилась.

"Грузы у нас находились как в бытовом отсеке, так и в спускаемом аппарате. У нас вместо третьего члена экипажа был грузовой контейнер. Часть грузов, которые находились в спускаемом аппарате, они не утеряны", - сказал Алексей Овчинин.

Нынешний экипаж МКС из-за аварии корабля "Союз МС-10" может пробыть станции на месяц дольше запланированного.

Между тем, отбор в новый отряд космонавтов начнется уже в скором времени, а завершится к лету 2019 года.

"Набирать будем. Когда набирали предыдущий отряд, мы в работе комиссии, которая проводила отбор в отряд, рассмотрели возможные варианты кого и как выбирать и сколько человек нам надо. Мы приняли решение, что постараемся делать отборы немножко более частные", - сказал Сергей Крикалев.

По его словам, космонавты, отобранные в предыдущий отряд, завершат свою подготовку весной 2019 года.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"