Россия / Точка зрения 14 августа 2013 г. 18:12

Строже и дороже

Interfax-Russia.ru – Российских автомобилистов с 1 сентября ждут изменения в ПДД, среди которых значительное увеличение штрафов и отмена нулевого промилле.

Очередное ужесточение наказаний за несоблюдение правил дорожного движения (ПДД) предусматривают изменения в КоАП РФ и законе "О безопасности дорожного движения".

Согласно внесенным поправкам, с 1 сентября резко возрастут штрафы и другие меры наказания за нарушения ПДД. Так, минимальная сумма штрафа за все административные правонарушения в сфере дорожного движения поднимется до 500 рублей. Причем как для водителей, так и для пешеходов.

При этом за ряд правонарушений – в частности, за превышение установленной скорости движения и проезд на запрещающий сигнал светофора – законом вводится повышенная ответственность в случае их повторного совершения. Хотя и наказывать теперь будут лишь за превышение скорости более чем на 20 км/ч, а не на 10 км/ч, как было до недавнего времени, водители, совершающие такие нарушения неоднократно, будут нести значительно более строгую ответственность.

К примеру, превышение скорости движения на 20-40 км/ч обойдется в 500 рублей. За превышение скорости на 40-60 км/ч придется заплатить уже 1,5 тыс. рублей; а за повторное аналогичное нарушение – 2,5 тыс. рублей. При этом превышение скорости на 80 км/ч может обернуться штрафом в 5 тыс. рублей или лишением прав на полгода (при повторном нарушении – на 1 год).

Существенно увеличатся санкции и за неправильную перевозку детей. Так, за нарушение требований ПДД по перевозке детей сумма административного штрафа будет увеличена с 500 до 3 тыс. рублей. В соответствии с ПДД, всех детей в возрасте до 12 лет необходимо перевозить с использованием детских удерживающих устройств.

С 1 сентября также вступает в силу норма об отмене нулевого промилле. Теперь состоянием опьянения будет считаться наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,16 и более миллиграмма на литр выдыхаемого воздуха. При этом закон еще раз подчеркивает, что употребление водителем любого количества вызывающих опьянение веществ категорически запрещается, а 0,16 мг/литр выдыхаемого воздуха - это суммарная погрешность алкотестера, рассчитанная специалистами и покрывающая все возможные технические погрешности, в том числе и ту, которая указана в паспорте прибора.

Кстати, ч.2 ст.1.7 КоАП РФ предусматривает, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, совершившее административное правонарушение до вступления такого закона в силу.

Поэтому уже с 24 июля (дата публикации федерального закона) факт употребления веществ, вызывающих алкогольное опьянение, определяется с учетом возможной суммарной погрешности измерений. Соответствующие разъяснения направлены во все подразделения Госавтоинспекции.

Одновременно закон ужесточает ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения или отказавшимся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В том числе предусматривается совмещение одновременно таких наказаний как административный штраф и лишение права управления транспортными средствами.

Так, с 1 сентября за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения будет применяться и административный штраф в размере 30 тыс. рублей, и лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет. А при повторном нарушении сумма штрафа составит 50 тыс. рублей, а срок лишения права управления - 3 года.

Причем, возвращать водительские удостоверения всем водителям, которые были лишены права управления, будут только после проверки знаний ПДД, а после лишения права управления за управление транспортным средством в состоянии опьянения и отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения - после проведения медицинского освидетельствования.

Вместе с тем, 1 сентября уйдет в прошлое временное водительское удостоверение - инспекторы ГИБДД не смогут изымать водительское удостоверение на дороге даже за самые грубые нарушения. Теперь, если суд примет решение о лишении водителя права управления транспортным средством, он сам должен будет в течение трех дней отвезти удостоверение в подразделение ГИБДД. Номер подразделения также будет определять суд. Это может быть либо подразделение по месту жительства, либо по месту составления протокола, либо по месту возбуждения дела об административном нарушении.

Если же водитель будет уклоняться от сдачи водительского удостоверения после вступления в силу постановления суда, получится, что он сам продлит себе срок лишения права управления, поскольку срок лишения прав исчисляется со дня их изъятия. Кроме того, любой сотрудник ГИБДД, остановив водителя с такими "правами" на руках и проверив его по базе данных, сможет возбудить дело за управление автомобилем без прав. В этом случае, наряду со штрафом в 30 тыс. рублей и обязательными работами на срок от 100 до 200 часов, нарушителю грозит административный арест на срок до 15 суток.

Предыдущие изменения в ПДД вступили в силу 6 августа. В их числе увеличение возможной максимальной скорости движения для отдельных видов транспортных средств вне населенных пунктов при условии, что дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.

Так, по решению владельцев автомобильных дорог для легковых и грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн может быть установлена максимальная скорость в 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком "Автомагистраль", и в 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком "Дорога для автомобилей".

При этом само наличие знаков "Автомагистраль" и "Дорога для автомобилей" на дороге не означает, что по ней можно ехать с повышенной скоростью - в местах, где владельцы дорог примут решение об увеличении максимальной скорости движения, будут установлены дорожные знаки "Ограничение максимальной скорости".

Следующие изменения ПДД намечены на 5 ноября. С этой даты на территории РФ к управлению транспортными средствами будут допускать лишь водителей с российскими правами. Сейчас готовят проекты соответствующих нормативных правовых актов, определяющих порядок обмена иностранных национальных и международных водительских удостоверений на российские национальные и международные водительские удостоверения.

Что же касается изменений правил дорожного движения, предполагаемых в будущем, то среди предложений отмена штрафа за езду по "выделенке" ночью, а также увеличение штрафов за нарушение ПДД для обладателей роскошных авто. Обе идеи исходят от фракции ЛДПР в Госдуме.

Так, на минувшей неделе депутат Михаил Дегтярев предложил увеличить штраф за нарушение правил дорожного движения для владельцев автомобилей стоимостью свыше 3 млн рублей. Свое предложение он обосновал вступающим в силу с 1 января 2014 года "налогом на роскошь". Поскольку закон устанавливает повышенную налоговую нагрузку на собственников дорогостоящих транспортных средств (повышенным налогом облагаются легковые автомобили стоимостью свыше 3 млн рублей), аналогичный повышающий коэффициент депутат считает необходимым ввести и при взимании штрафов за нарушение ПДД.

Как отмечает Дегтярев, большинства граждан такого рода санкции не коснутся, так как российские автолюбители в основном ездят на машинах стоимостью менее 1 млн рублей. Между тем, уверен он, "административные штрафы в пределах 100-5 тыс. рублей зачастую не оказывают профилактического воздействия на материально обеспеченных автовладельцев, способных найти несколько миллионов рублей на покупку престижной модели транспортного средства".

Кроме того, группа депутатов от ЛДПР во главе с вице-спикером Игорем Лебедевым предложила внести дополнение в КоАП, в соответствии с которым "не является административным правонарушением движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе с 23:00 до 7:00 часов местного времени". Соответствующий законопроект внесен в Госдуму 14 августа.

Административная ответственность за движение автомобилей по так называемым "выделенным" полосам, а также за остановку на таких полосах установлена с 1 июля прошлого года. За это нарушение предусмотрен штраф в размере 1 тыс. 500 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга - 3 тыс. рублей.

Поскольку ночью маршрутные транспортные средства практически не ездят, то авторы законопроекта считают, что внесение соответствующих корректив в КоАП позволит снизить загруженность российских дорог.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"