Точка зрения 2 декабря 2013 г. 11:41

Связь без спама

Interfax-Russia.ru – В Госдуму до конца года внесут законопроект, который должен будет защитить абонентов от смс-спама.

Глава комиссии по информационной политике Совета Федерации Руслан Гаттаров сообщил, что

разработанный в верхней палате законопроект по борьбе со спамом внесут на рассмотрение Думы до конца текущего года.

"Сейчас законопроект проходит доработку в рамках нашей комиссии с учетом предложений, которые поступили от операторского сообщества, Минкомсвязи и экспертов. И, думаю, что до конца текущего года он будет внесен на рассмотрение в Госдуму", - заявил журналистам Руслан Гаттаров, выразив надежду, что в начале весенней сессии этот законопроект будет одобрен и вступит в силу.

По его словам, Минкомсвязи поддерживает концепцию законопроекта.

"Концептуально этот законопроект, с которым в нашем ведомстве мы уже ознакомились, мы поддерживаем и оцениваем то, что сегодня творится со спам-рассылкой смс-сообщений, является полной вакханалией, которую пора прекратить", - заявил замглавы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов на заседании комиссии по информационной политике верхней палаты.

Законопроект вносит поправки в действующий закон "О связи", он также вводит понятие и критерии рассылки по сети подвижной связи коротких текстовых сообщений или иных неголосовых сообщений. При этом изменения не коснутся личных сообщений абонентов.

"На сегодняшний день смс-рассылки в виде спама получает 76% россиян и эта ситуация недопустима", - считает сенатор Руслан Гаттаров.

В настоящее время в соответствии с законом "О связи" рассылки правомерны только в том случае, если абонент дал согласие на получение рекламных сообщений. Гаттаров предлагает внести изменения в действующий закон. В частности, в соответствии с законопроектом, абонент сможет обратиться к оператору с требованием прекратить рассылки от конкретного отправителя.

Сложнее станет и провести рассылку. Для этого нужно будет заключить с оператором договор об осуществлении рассылки и предоставить необходимые сведения.

"Речь идет о сведениях, касающихся объема рассылки, ее характере. При этом оператор обязан согласовать время проведения рассылки и другие параметры. Именно такие меры позволят обеспечить нормальное функционирование сети связи оператора и, соответственно, выполнение обязанностей, возложенных на него законом и иными нормативно-правовыми актами", - прокомментировал Гаттаров.

Он также отметил, что в качестве дополнительной меры защиты абонентов от нежелательных рассылок обязанность доказывать наличие согласия абонента на получение рассылок могут возложить на заказчика рассылки.

С принятием законопроекта могут ввести понятие "рассылки по сети подвижной связи" коротких текстовых или иных неголосовых сообщений, так как сейчас оператор связи не имеет права фильтровать сообщения и отказаться от доставки части из них, даже если есть сведения, что это рассылка и на ее получение абонент не давал согласия.

В соответствии с законопроектом, критериями рассылок по сети подвижной связи будут массовость – по аналогии с регламентом Международного союза электросвязи, автоматический характер, то есть оправка сообщений техническими средствами без участия человека, и использование номеров, непредусмотренных российской системой и планом нумерации. Имеются в виду короткие и буквенные номера, с которых в основном и делаются рассылки рекламы и другой информации.

Законопроект, по мнению Гаттарова, позволит значительно снизить количество незаконных смс-рассылок. На отправку сообщений в личных целях изменения распространяться не будут. Не являются рассылками и массовые отправки сообщений в случаях установленных законодательством и по решению властей для своевременного информирования абонентов, например, в случаях чрезвычайных ситуаций.

С смс-спамом сталкивался почти каждый россиянин, у которого есть мобильный телефон. Иногда это просто безобидные, хоть и назойливые, сообщения, рекламирующие магазины одежды, такси, турфирмы и так далее, но часто рассылки носят мошеннический характер: содержат сомнительный ссылки, просьбы пополнить баланс незнакомого номера, отправить смс на короткий номер, чтобы забрать свой новенький Bentley или помочь больному ребенку.

Большинство операторов сотовой связи об этих уловках знают и предупреждают абонентов у себя на сайтах. Но, к сожалению, те, кто чаще всего становятся жертвами подобного спама, редко активно используют интернет. Между тем, рынок спам-рассылок только растет.

В пресс-службе ОАО "Мегафон" Interfax-russia.ru сообщили, что в настоящее время клиенты "Мегафона" вынужденно получают около 2 млрд спам-сообщений в месяц с буквенно-символьных и "коротких" номеров, что почти в 1 тыс. раз больше, чем 2 года назад. Чтобы оградить клиентов от рекламного и мошеннического спама, сотовый оператор начал полностью блокировать смс-спам, рассылаемый абонентам с неидентифицированных "коротких" цифровых и буквенно-символьных номеров.

По словам директора "Яндекса" по информационной безопасности Сергея Певцова, с мошенничеством российские интернет-пользователи сталкиваются в 2,8 раза чаще, чем с зловредным ПО.

"Это, вероятно, связано с тем, что создание вредоносного ПО - большая ответственность и наказание, а за смс-развод почти не преследуют", - сказал Певцов. При этом он отметил, что значительная часть интернет-мошенничества приходится именно на смс-мошенничество.

По информации исследовательского центра портала Superjob.ru, только 5% россиян никогда не получали рекламных sms. Причем некоторые из них просто отключили возможность приема текстовых сообщений на своем телефоне. Большинство опрошенных (55%) рассылки терпит.

В большинстве комментариев респонденты поддержали закон о защите абонентов от смс-спама. По мнению людей, его надо было принять давно.

Только 29% опрошенных активно борются со спамом. Оборонительных тактик несколько: позвонить оператору с жалобой на смс-рассылку или внести в "черный список" телефона номер, с которого приходят нежелательные сообщения.

Некоторые периодически чистят память телефона от непрочитанных спам-сообщений, кто-то звонит в компанию, рассылающую спам, с требованием исключить их из базы данных, другие с помощью интернет-помощника устанавливают запрет на получение смс с коротких номеров. Совсем немногие пользуются сервисами жалоб сотовых операторов, стараются "не светить" свой номер или устанавливают специальные программы для смартфонов. Самые радикальные пишут в ФАС и Роскомнадзор.

При создании законопроекта разработчики учли зарубежный опыт, в частности, опыт Евросоюза, где запрещается использовать адрес электронной почты в маркетинговых целях, а любые рекламные сообщения могут рассылаться только с предварительного согласия абонента. В США и Великобритании спам-рассылка также разрешена только на коммерческие электронные адреса, а для рассылки физическим лицам необходимо получить их согласие. Кроме того в США коммерческая рассылка помечается словом "AD" – реклама, а абонент может в любой момент отказаться от рассылки. Похожее законодательство, по данным разработчиков, принято и в Китае.

"Нормальной практикой является предварительное согласие абонента не только на получение рассылки и предоставление ему возможности отписаться по ней, но и в любой момент отказаться от такого рода рассылки", - комментирует законопроект Гаттаров. По мнению сенатора, следующий шаг в борьбе со спамом блокирование его распространения по электронной почте, которое тоже нужно оформить законодательно.

Необходимость бороться с смс-спамом законодательно обсуждается уже довольно давно. Так в начале этого года "Мегафон" отправлял в Роскомнадзор пакет предложений по внесению изменений в закон "О связи", в частности, кампания предлагала разработать систему противодействия мобильному спаму.

Оператор считает, что, во-первых, необходимо определить понятие спама, во-вторых, определить право оператора этот спам блокировать, так как часто техническая возможность заблокировать спам есть, но сделать это невозможно из-за юридических ограничений. "Вымпелком" и МТС эту инициативу поддержали.

"Мы поддерживаем идею, что за оператором должно быть закреплено право блокировать спам-рассылки на свою сеть как на уровне регуляторики, так и в межоператорских договорах между телеком-компаниями", - заявила "Интерфаксу" пресс-секретарь "Вымпелкома" Анна Айбашева.

Мера по борьбе со спамом, предложенные Гаттаровым в "Мегафоне" назвали достаточными.

"Мы готовы принять участие в обсуждении этого законопроекта как участники рынка, и рады, что законодательная власть понимает актуальность темы борьбы со спамом. Естественно, эффективность любого закона необходимо проверять на практике, но меры, предложенные в данном законопроекте, уже успешно применяются в западных странах", - сообщила Interfax-russia.ru пресс-секретарь компании Юлия Дорохина.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще