Россия / Точка зрения 23 сентября 2010 г. 19:23

Тонировка вне закона

Interfax-Russia.ru – Штраф за чрезмерную тонировку стекол автомобиля увеличился в пять раз. Кроме того, теперь выезд на встречную полосу движения будет "стоить" 5 тыс. рублей.

23 сентября вступил в силу технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, устанавливающий требования при производстве, ввозе и эксплуатации машин, а также поправки в КоАП РФ, повышающие штраф за чрезмерно затемненные стекла со 100 до 500 рублей.

В техническом регламенте четко прописано само понятие тонировки и стандарты, которым она должна соответствовать, пояснял в начале сентября замглавы департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) МВД РФ Владимир Кузин. По его словам, лобовые стекла должны пропускать не менее 75% света, передние боковые – не менее 70%. Впрочем, несколькими днями позже правительство РФ внесло коррективы в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, снизив нормы светопропускания до 70%.

В МВД говорят, что в первую очередь эта норма вводится в интересах самих водителей. "Ведь часто недобросовестные специалисты в автосервисах чрезмерно тонируют стекла, не предупреждая при этом автовладельцев об ухудшении обзора, а при плохих погодных условиях этот фактор может спровоцировать ДТП", - пояснил Кузин.

"Кроме того, нередко именно в "наглухо" затонированных автомобилях ездят преступники, а инспектора ГИБДД, остановив такую машину на дороге, не видят, кто именно находится внутри, и подвергают опасности свою жизнь и жизни других водителей", - сообщил замглавы ДОБДД.

Стоит отметить, что борьба с "глухой" тонировкой в России ведется достаточно давно. Так, еще в 2004 году коллегия МВД Ингушетии попыталась запретить эксплуатацию машин с тонированными стеклами. Однако только в 2007 году такое решение было принято на уровне руководства республики. Причем под запрет попали автомобили не только с тонированными стеклами, но и дополнительными предметами - шторки, жалюзи - и иными нанесенными покрытиями, ограничивающими обзорность и светопропускаемость. Такое решение было принято в связи с тем, что на территории республики стали чаще совершать тяжкие и особо тяжкие преступления с использованием автотранспорта с затемненными стеклами. А в прошлом году запретили эксплуатировать автотранспорт с тонированными стеклами и всем чиновникам Ингушетии.

В июле этого года активную борьбу с тонированными автомобилями начали в Татарстане. Причем в республике решили не ограничиваться штрафом, который на тот момент составлял 100 рублей, а пошли дальше. Теперь водителю автомобиля с тонированными не по норме стеклами после остановки предлагают прямо на месте растонировать машину. "В случае если водитель откажется, о неповиновении будет составлен протокол по ст. 19.3 ч.1 КоАП РФ, который будет направлен в мировой суд, нарушителю в этом случае грозит либо штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на 15 суток", - рассказывал журналистам начальник УГИБДД МВД по Татарстану Рифкат Минниханов. При этом машину нарушителя сразу отправят на штрафстоянку - вплоть до выполнения предписания госавтоинспектора.

"Водитель может оспорить мнение автоинспектора, если у того не будет с собой специального прибора, и светопропускание тот определит на глазок. В этом случае на место будет вызван специалист с этим и другими приборами, но это может выйти боком водителю: помимо нарушения по тонированию специалист обязательно найдет и другие технарушения, проверив тормозной путь и прочее", - заметил начальник УГИБДД. Кстати, в 2008 году автомобили с тонированными стеклами попали под запрет в Молдавии и в Таджикистане. Запрещено эксплуатировать автотранспорт, у которого затонированы лобовое и передние боковые стекла, и в европейских странах.

Впрочем, запрет на чрезмерно тонированные стекла лишь один из пунктов технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, насчитывающего 460 страниц. Проект технического регламента разработал Минпромторг, а затем 10 сентября 2009 года его утвердило правительство РФ. При этом стоит отметить, что "детище" Минпромторга к моменту утверждения под воздействием общественности претерпело серьезные изменения.

В частности, к моменту утверждения пункт, огранивающий эксплуатацию автомобилей с правым рулем, исключили из технического регламента - идея Минпромторга РФ о запрете правого руля не встретила поддержки в правительстве РФ, а также привела к массовым протестным акциям автолюбителей.

Пункт о запрете правого руля содержался в третьем разделе технического регламента. Регламент предусматривал, что "расположение органов управления выпускаемых в обращение транспортных средств должно соответствовать условиям правостороннего дорожного движения, установленного в РФ". Комментируя документ, Минпромторг попросил участников рынка отказаться от примитивного восприятия технического регламента. "Прежде всего, нужно отказаться от примитивности восприятия этого документа. Речь идет не о запрете на эксплуатацию праворульных автомобилей, а об обеспечении безопасности, о сохранении жизни и здоровья людей", - сообщал Минпромторг.

Примечательно, что последние поправки в документ правительство внесло буквально накануне вступления технического регламента в силу. Новые поправки сделали поначалу неоправданно строгий документ более демократичным. Так, в финальную редакцию не попали разработанные в Минпромторге запреты, связанные с ввозом и эксплуатацией японских автомобилей.

В первоначальной редакции технический регламент разрешал эксплуатировать в России только машины с 17-значным идентификационным номером. Между тем, на японских автомобилях такого номера просто не существует. Поправки к документу устраняют эту несправедливость для отдельных машин, включая бывшие в употреблении, ввозимые в РФ. Вместе с тем, согласно регламенту, на транспортном средстве нельзя использовать фары для левостороннего движения. При этом на "неправильные" фары можно наклеивать пленку для корректировки светового пучка.

Еще одна статья регламента серьезно усложняет жизнь владельцам джипов. Речь идет об установке на автомобили так называемых "кенгурятников" - защитных решеток на бампер. Теперь для прохождения техосмотра придется расстаться с устройствами, придающими машине более "весомый" вид. Однако последние поправки снимают ограничение на использование "кенгурятников" на машинах повышенной проходимости (категория G). Кроме того, разрешается устанавливать решетки для защиты знаков государственной регистрации автомобиля весом не более полукилограмма.

В поправках также уточнено понятие интерфейса автомобиля, который должен быть на русском языке. В частности, согласно техрегламенту, на русском языке должны быть выводимые на дисплеи предупреждающие сообщения, надписи на табличках и наклейках, информирующие о порядке безопасного использования автомобиля. При этом, если есть инструкция на русском языке, это требование не касается сообщений аудио-, видео-, игровых и других мультимедийных систем. Кроме того, требование о русификации не распространяется на сообщения и надписи, предназначенные для работников сервисных станций.

Вместе с тем, новая редакция техрегламента ужесточает требования к автомобилям, перевозящим опасные грузы, а также к автобусам, используемым для коммерческой перевозки пассажиров. С 1 января 2013 года все эти машины должны быть в обязательном порядке оборудованы системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Причем сама конструкция этих машин должна предусматривать возможность установки данных приборов.

Также поправки предусматривают оснащение грузовых автомобилей и автобусов техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха. Данное требование относится к автомобилям, которые начнут эксплуатироваться с 23 января 2012 года.

А с 1 января 2016 года все автомобили должны будут быть оснащены дневными ходовыми огнями. Кроме того, новые автомобили, не проходившие ранее оценку соответствия в РФ, должны быть оснащены системой ABS и ESP.

И в заключение вернемся к штрафам, то есть новым изменениям в КоАП, которые вступят в силу уже в ближайшее время. Так, с 21 ноября выезд на полосу встречного движения будет грозить лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Кроме того, эта санкция дополнена штрафом в размере 5 тыс. рублей. Именно на эту сумму будут штрафовать водителя, выехавшего на встречную полосу и попавшего в поле зрения средств автоматической видеофиксации нарушений.

За игнорирование дорожных знаков или разметки штраф увеличат со 100 до 300 рублей.

Кроме того, теперь в отдельную норму выделено движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Такое действо теперь карается штрафом в 5 тыс. рублей либо лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев. Данная мера, поясняется на сайте ГИБДД, связана с тем, что во многих городах в настоящее время изменяют схему организации дорожного движения, вводят одностороннее движение на дорогах, которые ранее были двухсторонними. И зачастую водители нарушают, не имея злого умысла, а просто из-за невнимательности, так как человек, едущий знакомым маршрутом, делает это "по привычке", не замечая новые дорожные знаки, запрещающие движение в нужном ему направлении.

У подобных "зазевавшихся" водителей, считают в ГИБДД, теперь будет шанс не лишаться сразу же прав, а на первый раз всего лишь заплатить большой штраф, что уж точно заставит их быть более внимательными на дорогах.

Обозреватель Анастасия Николаева