Interfax-Russia.ru – Мнения россиян о топливном рынке страны расходятся с действительностью.
В конце апреля Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) провел социологический опрос, посвященный росту цен на бензин и дизельное топливо. В опросе приняли участие жители более 100 населенных пунктов в 44 субъектах РФ.
В ходе опроса, в частности, был задан вопрос о том, как повлиял рост цен на бензин и дизельное топливо на число поездок россиян на личных автомобилях.
24% опрошенных ответили, не снизили число поездок, 16% пожаловались на то, что из-за дороговизны топлива ездить приходится реже, а у 58% нет личного автотранспорта.
С одной стороны, примерно каждый шестой россиянин вынужден реже ездить на своем автомобиле из-за подорожания топлива. Вместе с тем, стоимость проезда в городском транспорте растет значительно быстрее, чем цена на бензин.
Например, в начале 2008 года литр бензина Аи-92 в Москве стоил 20,2 рубля, а проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае - 17 рублей. В 2010 году цена литра бензина этой марки поднялась до 21,6 рубля за литр (+6,9%), а билет на автобус, троллейбус или трамвай стоил уже 24 рубля (+41,2%)! Сейчас за проезд в наземном городском транспорте москвичам приходится платить 25 рублей, а за литр бензина - 24 рубля. В других городах тарифы на проезд в городском транспорте ниже московских, но тенденция точно такая же - билеты на автобус дорожают быстрее, чем поднимается цена на топливо. Возможно, некоторые респонденты, отвечая на этот вопрос, немного лукавили, стараясь подчеркнуть свое недовольство растущими ценами на топливо. Благодаря усилиям СМИ в россияне твердо уверены, что в России топливо стоит дороже, чем за рубежом. Да что там СМИ, даже государственные чиновники нередко заявляют об этом.
Поэтому неудивительно, что 46% опрошенных уверены, что в Европе бензин дешевле, чем в России. Многие - 33% - затруднились с ответом на этот вопрос, а 5% считают, что цены на бензин примерно равны. Правильный ответ смогли дать только 16% участников опроса!
Удивительно, но неверное представление о ценах на бензин имеют даже люди с высшим образованием и высоким уровнем доходов. При этом именно эта группа россиян составляет большинство российских туристов, выезжающих на европейские курорты.
Возможно, не все из них путешествовали по Германии или Норвегии, где бензин стоит 1,6 и 1,8 евро за литр соответственно, но уж в Болгарии, Греции или в Турции бывали многие!
Цена бензина в этих странах настолько сильно превышает российский уровень, что не заметить разницу невозможно. В Украине и Белоруссии бензин также стоит намного дороже, чем в России. Вообще достаточно сложно отыскать страну, в которой топливо стоит дешевле, чем у нас. Среди таких стран, пожалуй, только Венесуэла, Иран и Туркмения - страны, в которых российские туристы бывают довольно редко. Получается, что СМИ россияне доверяют больше, чем собственным наблюдениям? Или простой средний российский служащий, вырвавшийся на несколько дней из душного офиса на средиземноморский курорт, не смотрит на щиты у бензоколонок и его больше интересуют цены на экзотические блюда, напитки и всевозможные развлечения. Так или иначе, но представление о европейском уровне цен на топливо у российских граждан далеко от действительности.
Вопрос в ходе опроса ФОМ о качестве российского бензина не задавался, но можно смело предположить, что большинство россиян уверены, что отечественному бензину далеко до заграничного. Однако, когда у россиян спросили, готовы ли они платить больше за более качественный бензин, то подавляющее большинство с негодованием ответили "нет". Больше половины автовладельцев голосуют за низкосортное, но более дешевое топливо. И только среди москвичей, измученных выхлопными газами, нашлось 19% готовых платить больше за улучшение экологии. Жители других городов России, в том числе с населением более 1 млн человек, готовы смириться с нынешним качеством бензина.
Впрочем, их позицию можно понять. Действительно, так ли уж необходим бензин уровня Евро-5 в сельской местности и в регионах с низкой плотностью населения? Селяне зарабатывают значительно меньше, чем москвичи, но при этом им достаточно свежего воздуха. Может, правительству стоит прислушаться к голосу народа при составлении технического регламента и вводить новые экологические требования только в тех районах, где это действительно необходимо? Технически это вполне осуществимо - Москва, страдающая от ужасного загрязнения воздуха, ввела стандарт Евро-3 намного раньше, чем вся Россия. Это позволило стабилизировать уровень загрязнения воздуха в столице. При этом эксперты считают, что стандарты Евро-4 и Евро-5 позволят улучшить городской воздух. Очевидно, что в Москве и других крупных городах России нужно принимать эти стандарты как можно скорее, но для сельских жителей, как показывает опрос, цена топлива значительно важнее, чем его качество.
Очень жестко россияне настроены и в отношении регулирования цен на топливо. Лишь каждый десятый считает, что цена на топливо должна быть рыночной и устанавливаться в результате баланса спроса и предложения. Число тех, кто уверен в том, что правительство должно установить справедливые цены на топливо, не зависящие от мировых цен на нефть и мнения нефтяных компаний, значительно выше - такого мнения придерживается около половины опрошенных.
В принципе, это вполне возможно - на внутреннее потребление идет всего около четверти добытой нефти, оставшаяся нефть направляется на экспорт. Причем в эти 25% укладывается не только моторное топливо, но и весь ассортимент продукции нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности - от машинного масла до пластмасс и изделий из капрона. Государству вполне по силам установить "справедливые" цены на топливо на внутреннем рынке, оставив при этом нефтяным компаниям возможность зарабатывать на экспорте.
Однако опыт показывает, что государственное вмешательство приводит к технологическому застою в отрасли и очень часто к дефициту, а вот снижения цен удается добиться далеко не всегда. В этом можно убедится на примере железных дорог - несмотря государственное регулирование тарифов цены на билеты весьма высоки, а уровень комфорта в российских вагонах не дотягивает до европейского. Кстати, несмотря на дорожающий бензин, поездка на автомобиле на курорты Краснодарского края обходится дешевле, чем железнодорожный билет.
Обозреватель Денис Гуленков