Interfax-Russia.ru – Малайзия настаивает на создании трибунала по сбитому в небе над Украиной Boeing-777. Москва призывает не торопиться.
Спустя год после крушения малазийского Boeing-777 в Донецкой области Украины делегация Малайзии в ООН распространила проект резолюции Совета безопасности всемирной организации с требованием сформировать международный трибунал для независимого расследования дела о сбитом самолете.
В проекте документа, на который ссылаются СМИ, говорится, что СБ ООН должен "сформировать международный трибунал с единственной целью - добиться судебного преследования тех, кто несет ответственность за преступление, связанное со сбитым самолетом авиакомпании Malaysia Airlines, совершавшим рейс MH17 17 июля 2014 года".
По мнению Малайзии, трибунал станет "эффективной гарантией независимого и беспристрастного процесса расследования", поскольку то, что авиалайнер был сбит, стало "угрозой международному миру и безопасности".
О том, что Малайзия готовит резолюцию о создания трибунала, еще в июне упоминали немецкие СМИ. Как отмечала радиостанция Deutsche Welle, за создание международного трибунала для процесса по делу о малазийском Boeing выступали, помимо Малайзии, Нидерланды. Возможное создание международного трибунала обсуждали также представители группы международных экспертов из Австралии, Бельгии и Украины, которые ради этого встретились со своими коллегами из Малайзии и Нидерландов в середине июня 2015 года в Нью-Йорке.
При этом Малайзия рассчитывала, что СБ ООН одобрит предложение о создании трибунала 22 июля, ровно через год после того, как он принял резолюцию по авиакатастрофе малайзийского Boeing.
По данным СМИ, эксперты особо отмечали необходимость "избежать вето России" в СБ ООН, а также планировали провести тщательное обсуждение текста резолюции, в которой будет предложено создание трибунала. Резолюция должна быть принята до того, как расследование катастрофы будет завершено, считают международные эксперты.
К учреждению международного трибунала, на котором бы рассматривались дела в отношении ответственных в крушении малазийского самолета на Украине, лично призывал и премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. "Трибунал ООН является лучшим вариантом наказания виновных в катастрофе МН17, так как это лучший шанс предать их суду", - заявил Рютте на пресс-конференции в начале июля.
Создание международного трибунала поддержала и Украина. "С точки зрения международной легитимности механизма привлечения к ответственности, наиболее оптимальной представляется модель создания трибунала, устав которого одобряется Советом Безопасности ООН. Это позволит обеспечить взаимодействие с трибуналом всех стран и признание его решений. В то же время, мы не отвергаем других механизмов привлечения к ответственности, в том числе, в пределах национальной юрисдикции", - заявлял посол по особым поручениям МИД Украины Дмитрий Кулеба.
В комитете Госдумы России по обороне также одобрили инициативу о создании трибунала. В частности, как заявлял "Интерфаксу" член профильного думского комитета Виктор Заварзин, площадка ООН - то место, где, наконец, смогут быть представлены все имеющиеся на сегодня свидетельства трагедии, в том числе и те, которые собраны российскими экспертами.
"Это - площадка, где можно будет показать снимки космической разведки и другие доказательства, сейчас же все эти факты "замотаны", пресса к этим свидетельствам не допускается", - отметил Заварзин, добавив, что в случае проведения трибунала ООН "нейтральные государства разберутся" в обстоятельствах трагедии.
Между тем РФ в МИД РФ посчитали контпродуктивными планы Малайзии о создании трибунала. Как заявлял журналистам в Москве замглавы министерства Геннадий Гатилов, "эта тема очень чувствительная и серьезная и требует тщательной проработки". "Сейчас необходимо дождаться окончания расследования, а не принимать скоропалительных резолюций о создании трибуналов", - добавил российский дипломат.
Свою позицию Гатилов подтвердил и в "Твиттере" МИД РФ, еще раз обратив внимание на то, что расследование авиакатастрофы до сих пор не завершено.
В состав команды по расследованию причин крушения малайзийского лайнера входят специалисты из Малайзии, США, Великобритании, Австралии и Нидерландов. Предварительный доклад, содержащий первые выводы относительно крушения MH17, был опубликован 9 сентября 2014 года. В нем содержались первоначальные данные расследования причин катастрофы на основе источников, которыми располагал совет.
Согласно выводам экспертов, малазийский Boeing-777 был технически исправен и "распался в воздухе, вероятно, в результате структурных повреждений, вызванных большим количеством объектов высокой энергии, которые проникли в самолет извне".
Вместе с тем Россия в качестве возможной версии катастрофы рассматривала наличие в небе над Донбассом украинского самолета Су-25, который мог атаковать пассажирский лайнер. Эта версия, как сообщал "Интерфаксу" источник, знакомый с материалами дела, строится на основе показаний военнослужащего ВВС Украины Евгения Агапова.
Однако это предположение не совпало с данными, которые обнародовали в начале июня на пресс-конференции представители концерна ПВО "Алмаз-Антей". В частности, советник генконструктора концерна ПВО "Алмаз-Антей" Михаил Малышевский сообщил, что малайзийский Boeing, сбитый 17 июля 2014 года над восточной Украиной, был уничтожен зенитной управляемой ракетой типа 9М38М или 9М38М1 с боевой частью типа 9М314 или 9М314М1 из зенитного ракетного комплекса "Бук-М1". Ракета разорвалась в 3-4 метрах от внешней обшивки самолета, ближе к левой стороне кабины пилотов.
В свою очередь генеральный директор концерна Ян Новиков отмечал, что "Алмаз-Антей" обладает доказательствами того, что на вооружении украинской армии есть ракеты "Бук-М1". Он сообщил, что в 2005 году концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. "На тот момент их количество в Вооруженных силах Украины составляло 991 изделие", - сказал Новиков.
При этом он подчеркнул, что в руководстве концерна не исключают других версий катастрофы малайзийского авиалайнера: "Мы говорим только, что если Boeing был сбит зенитным ракетным комплексом, то комплекс этот был только "Бук-М1" и только эта ракета".
Со своей стороны МИД РФ неоднократно призывал обнародовать данные со спутников и систем контроля, которые касаются крушения малайзийского Boeing-777. "То же самое касается записей переговоров украинских диспетчеров с военным сектором. Наши настойчивые требования их опубликовать упорно игнорируются. Многие другие вопросы также остаются без ответа. Это еще раз подтверждает, что Киеву есть, что скрывать", - завляли в МИД.
2 июня представителям стран-участниц расследования, в том числе и России, был передан черновой вариант заключительного доклада о крушении малайзийского авиалайнера, что подтвердил и замглавы Росавиации Олег Сторчевой. Вместе с тем, по его словам, по итогам рассмотрения доклада у российских экспертов появился еще ряд вопросов.
"У наших специалистов целый ряд существенных замечаний к документу, к приведенной аргументации, просто техническим сведениям - сейчас мы их все собираем, и в ближайшие дни направим в Нидерланды", - рассказал Сторчевой журналистам.
Он выразил надежду, что дополнения и комментарии российских специалистов найдут отражение в финальном отчете и, кроме того, будут даны ответы на поставленные специалистами из РФ вопросы.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook