Interfax-Russia.ru – Уголовное дело в отношении экс-главы столичного метро Дмитрия Гаева завели не столько для наказания, сколько чтобы помешать ему и дальше извлекать "из-под земли" прибыль.
Чтобы не было скучно
Тучи над шефом московского метрополитена Дмитрием Гаевым начали сгущаться вскоре после отставки его главного начальника и покровителя – мэра Москвы Юрия Лужкова. Под руководством последнего Гаев трудился в своей должности более 15 лет. Когда к власти пришел новый градоначальник Сергей Собянин, финансовые проверки затронули многие сферы столичного хозяйства, не обойдя при этом и метрополитен.
"Чтобы не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палатой провести проверку работы метрополитена", - заявил мэр Москвы на одном из первых заседаний правительства столицы. В тот день глава метрополитена заявил, что стоимость каждого нового километра метрополитена обойдется в умопомрачительную для всех москвичей сумму в 5 млрд рублей, а всего Москве нужно 100 км подземных линий.
До этого подозрительно на Гаева смотрели исключительно население, СМИ и оппозиция. В частности, его подозревали в том, что он практикует "кумовство". Якобы дочери Гаева принадлежит предприятие, владеющее эксклюзивными правами на сувениры с символикой московского метро. А сын руководит фирмой, которая выпускает билеты для подземки. Оказалось, что эксклюзивных прав на символику метро у дочери Гаева в действительности нет, а производством билетов занималась фирма, не имевшая к его сыну никакого отношения.
Проверки, начатые в ноябре, выявили несколько другие "прегрешения". Уже в середине декабря 2010 года Генпрокуратура РФ обратилась к мэру Москвы с предложением уволить Гаева. Руководителя метрополитена прокуратура подозревала в незаконном получении дохода с возглавляемого им предприятии в размере более 100 млн рублей. По первоначальным слухам, в основном, по договорам, увеличивающим тарифы на перевозку пассажиров.
Позднее выяснилось, что глава метрополитена создал целую подземную "империю", приносившую ему прибыль.
"Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, либо коммерческой структуры, выполнявшей работы по контракту с метрополитеном, в ущерб интересам возглавляемого предприятия", - рассказала в начале декабря официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.
Кроме того, как выяснила прокуратура, подземное хозяйство под управлением Гаева функционировало зачастую не оглядываясь на существующие законы: так многие земельные участки, которыми оно пользовалось, не были поставлены на кадастровый учет, метрополитен не охранял станции – объекты культурного наследия, его руководство без согласия столичных властей заключало договора на аренду нежилых помещений и пользование технологическим каналом связи. К Гаеву и метрополитену у Генпрокуратуры действительно накопилось много претензий.
Однако тогда Собянин не стал рубить сплеча – он пообещал дождаться окончательных итогов проверки Счетной палаты и лишь потом принять решение по Гаеву. "Важно не то, уволим мы его или нет, а будет лучше метро или не будет, будут дорожать билеты в метро или не будут", - рассудил философски тогда глава Москвы и пообещал рассмотреть документы, которые поступят к нему из Генпрокуратуры.
Гаев, в свою очередь, не стал, как Лужков, жестко противостоять руководству и сам сдал после Нового года позиции. Очевидно, что готовились к его "добровольному уходу" заблаговременно. Ведь еще за пару недель до отставки стало известно имя следующего главы метро и то, что он уже проходил собеседование у Собянина. Между тем, московские власти опровергали информацию о грядущей отставке Гаева даже тогда, когда до нее оставались считанные дни.
Заявление об уходе по собственному желанию Гаев написал 7 февраля. Отставку главы метрополитена столичное правительство приняло незамедлительно. В тот же день новым начальником московской подземки стал Иван Беседин, до этого возглавлявший Калининградскую железную дорогу (филиал ОАО "РЖД"). Гаев никак не стал комментировать свою отставку журналистам, сославшись на то, что сильно занят – передает все дела своему преемнику.
Выработал свой срок
Между тем, Генпрокуратура спустя пару недель после отставки главы подземки передала материалы по метрополитену в следственный комитет (СК) при МВД. Ведомство должно было еще в конце февраля принять решение - заводить уголовное дело в отношении Гаева или нет. Но решение так и не было принято. Казалось, что все возможные провинности бывшего главы столичного метрополитена, выявленные прокурорами, просто спустят на тормозах.
Но события показали, что это не так. На самом деле ведомство проводило дополнительную проверку представленных материалов. И 24 марта с заявлением о том, что против Гаева возбуждено уголовное дело, выступил официальный представитель СК при МВД Ирина Дудукина.
"В качестве руководителя предприятия Дмитрий Гаев с целью извлечения личной выгоды за счет государственных средств направил 16 января 1998 года заявку, а затем получил патент на изобретение "Автоматизированной системы оплаты проезда и проверки проездных документов на транспорте", - объяснила официальный представитель.
Дальнейшая схема была проста – согласно промежуточным итогам следствия, "используя служебное положение, Гаев заключил с ГУП "Московский метрополитен" лицензионный договор на использование этой системы".
"В период с 1999 по 2010 годы Дмитрий Гаев получил в качестве вознаграждения 112 млн рублей. При этом 12 из них были получены первоначально и затем по 10 - ежегодно", - сообщила Дудукина, заметив, что ущерб в итоге был причинен государству.
Уголовное дело в отношении Гаева правоохранительные органы возбудили по статье 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы сроком до 4 лет. В случае если оно признано тяжким, то до 10 лет.
Сам Гаев от каких-либо комментариев по этому поводу вновь отказался. По словам его защитников, он в сейчас проходит реабилитацию после перенесенных операций в одной из подмосковных больниц. Выяснилось также, что новость о возбуждении дела Гаев узнал не от следственных органов, а из сообщений СМИ.
Между тем адвокат бывшего шефа московского метрополитена считает, что его клиент пока может ни о чем не беспокоиться. Дело в том, что никакие материалы от Следственного комитета защита пока еще не получила. Кроме того, следователи пока не изъявляли желания встретиться лично с Гаевым.
Интересно, что даже в случае самого неблагоприятного исхода дела, экс-глава метрополитена, скорее всего, в тюрьму все же не попадет. У выявленного следователями преступления уже истек срок давности и наказать за него чиновника, даже если его вина будет доказана, нельзя, поясняют юристы.
Но зачем тогда надо было заводить дело? По одной из наиболее вероятных версий решающими стали сопутствующие обстоятельства. Бывший шеф московского метро оказался в уникальной для современной России ситуации: он ушел, а бывшая должность продолжает приносить ему неплохую прибыль, поскольку официально патент оформлен именно на него. Дополнительных ежегодных выплат размером в 10 млн рублей прощать Гаеву никто не собирался. И поэтому главным результатом заведенного дела вполне вероятно будет не срок, а лишение возможности 60-летнего Гаева и дальше "стричь купоны" со столичной подземки.
Если, конечно, не откроются новые обстоятельства и другие нарушения.
Обозреватель Алексей Дружников