Россия / Точка зрения 23 марта 2011 г. 13:40

Упрощение в приказном порядке

Interfax-Russia.ru – Новые правила регистрации транспортных средств вступят в силу с начала апреля. Как ожидается, благодаря нововведениям российские водители сэкономят массу времени и нервов.

В самое ближайшее время российских автовладельцев ждут серьезные перемены. Однако на сей раз под словом "серьезные" подразумеваются не усложняющие жизнь нововведения, а долгожданные шаги навстречу. Процесс регистрации транспортных средств в России будет заметно упрощен – в небытие уйдет огромное количество лишних действий, при этом сама процедура заметно сократится по времени.

Сегодня регистрацию транспортных средств регламентируют "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" и "Административный регламент". Именно эти документы подверглись существенным изменениям. В среду, 23 марта, правительственная "Российская газета" опубликовала приказ МВД N28 о внесении изменений в правила регистрации машин. Через 10 дней после публикации, то есть 3 апреля, документ официально вступит в силу.

Итак, в чем суть главных перемен? Отменяется обязательный осмотр номера двигателя, при смене владельца автомобиля можно будет сохранить его государственные номера, а при смене места жительства - не тратить время на снятие машины с учета. Рассмотрим эти и другие нововведения подробнее.

Мелочь, а приятно

Новая редакция правил регистрации автомобилей в ГИБДД предусматривает, на первый взгляд, небольшое, но, по сути, революционное изменение – при регистрационном осмотре автомобилей инспекторы больше не будут искать номер двигателя. Вообще этот номер более не будет указываться в регистрационных документах. Не секрет, что, например, у некоторых японских моделей автомобилей добраться до этого номера чрезвычайно сложно. Если этот злополучный номер отсутствовал или не читался, то машину и вовсе могли отправить на криминалистическую экспертизу, что гарантировало автовладельцу от нескольких дней до нескольких недель томительного ожидания. Либо подталкивало на дачу взятки. В основном проверка номера двигателя была настоящей головной болью тех, кто решил поставить на учет подержанный автомобиль.

В приказе МВД N28 четко прописано, что инспектор ГИБДД при осмотре машины сверяет с документами идентификационный номер (VIN), номер кузова (рамы) и номер шасси. О номере двигателя не говорится больше ни слова.

"Очень много порядочных людей имели неприятности из-за проверки инспектором номера двигателя, - заявил в этой связи журналистам известный адвокат Леонид Ольшанский. – Скажем, двигатель заржавел, из-за этого нельзя четко прочитать номер, а гражданам отказывают в регистрации. Или человек много лет проездил на машине, продал ее, и новый владелец не может поставить ее на учет из-за того, что там не читаются две цифры. Так что эта отмена очень своевременная".

Кроме того, новым приказом вводится особый документ – акт осмотра группы транспортных средств. Он призван упростить осмотр двух и более автомобилей.

Вместе с тем, в приказе перечисляются случаи, когда транспортное средство не нужно представлять на осмотр: при получении регистрационных знаков (или регистрационного документа, или паспорта транспортного средства) взамен утраченных или пришедших в негодность; при внесении изменений в учетные данные, не связанные с изменениями регистрационных данных транспортных средств; при снятии с учета в связи с утилизацией или утратой машины; при прекращении временной регистрации на основании заявления собственника или по окончанию срока ее действия.

Учет по-новому

Обращает на себя внимание тот факт, что из большинства действий, прописанных в приказе N28, уходит процедура снятия автомобиля с учета. Сам учет, разумеется, останется, но в ряде случаев производиться он будет автоматически. Так, после 3 апреля достаточно будет поставить машину на учет в одном городе, а с учета по прежнему месту ее "прописки" автомобиль снимут без присутствия его владельца.

"Новыми правилами предусмотрено, что при переезде в другой регион владельцу автомобиля достаточно прийти в местное подразделение ГИБДД и поставить машину на учет по своему новому адресу. С предыдущего места учета она будет снята автоматически по уведомлению, которое направляет инспектор ГИБДД", - пояснил в начале марта замглавы управления департамента ОБДД МВД РФ Александр Борисов.

Сейчас владелец вынужден дважды посещать подразделения ГИБДД, чтобы сначала снять машину с учета, а затем снова поставить ее на учет. Причем такой порядок не был исключением, даже если человек переехал на несколько тысяч километров. В общем, отныне с автомобилями будет как с людьми – если гражданин переехал в другой город, то ему достаточно зарегистрироваться по новому адресу, а выпишут его с предыдущего места жительства автоматически.

Отметим, что все регистрационные действия с автомобилем отныне можно будет проводить в любом регистрационном подразделении ГИБДД в пределах одного субъекта РФ. Кроме того, после вступления приказа в силу заявления в ГИБДД на любое регистрационное действие будут приниматься в электронном виде – через единый портал госуслуг. Это, как ожидается, позволит решить проблему гигантских очередей в отделениях автоинспекции. В то же время возможность записаться по телефону в приказе упраздняется.

Кстати, здесь же следует сказать и про еще одно важное нововведение. В приказе появилось такое понятие, как "прекращение регистрации транспортного средства" – к этой процедуре отнесут заявления собственников о том, что автомобиль утрачен, но не в угоне и не в утиле. Это прежде всего касается владельцев так называемого автохлама, многие из которых намеренно тянут со снятием машины с учета для ее утилизации, а часто при этом заявляют об угоне. В таком случае, пока машину не найдут, владелец мог не платить транспортный налог. Нынешний приказ делает эти ухищрения бессмысленными.

Внимательность не помешает тем, кто временно регистрирует свою машину по месту пребывания (то есть тем, кто прописан в одном регионе, а в другом живет по временной регистрации). "При временной регистрации транспортных средств по месту пребывания собственников, имеющих регистрацию по месту жительства, в графах "Особые отметки" карточки учета транспортных средств, реестра регистрации транспортных средств делается запись "Временная регистрация до" и указывается дата окончания срока регистрации собственника по месту пребывания", - говорится в приказе.

Если у человека временная регистрация истекла, а он не снял свою машину с регистрационного учета в 5-дневный срок либо за то же время не поставил ее на учет в регионе постоянного проживания, то "регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется)".

"Выданные свидетельства о регистрации и государственные регистрационные знаки выставляются в розыск. Делаются соответствующие отметки в карточки учета транспортных средств и реестр регистрации транспортных средств. Собственнику транспортного средства по месту пребывания направляется соответствующее уведомление о прекращении регистрации и выставлении регистрационных документов и государственных регистрационных знаков в розыск", - поясняется в приказе.

Вместе с тем, юридическим лицам станет легче поставить свой автотранспорт на учет. Для определения самого юридического лица или индивидуального предпринимателя достаточно будет предъявить в ГИБДД выписку из "Единого государственного реестра юридических лиц" (ЕГРЮЛ) или "Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей" (ЕГРИП). Напомним, что раньше для регистрации автомобилей юрлицам необходимо было предоставлять целый ворох документов – свидетельство о регистрации, приказы и т.д.

Вот это номер

Немало новшеств предусматривает приказ N28 и в отношении госномеров.

Во-первых, при смене владельца автомобиля – при купле-продаже или наследовании – можно будет сохранить номерной знак за машиной по взаимному согласию бывшего и нового собственников. Правда, это правило будет действовать только в пределах одного региона (это связано с тем, что при "переезде" в другой РФ код региона неизбежно меняется). Помимо сокращения волокиты такой подход позволит сэкономить и деньги, ведь если номера остаются прежними, то и пошлину за выдачу новых госномеров платить не придется.

Пошлину придется по-прежнему платить лишь в том случае, если гражданин захочет сохранить старый номер для своего нового автомобиля (подобное теперь тоже становится возможным).

Во-вторых, в ГИБДД, осознав, что автомобилей в некоторых регионах России стало больше, чем возможных госномеров, приняли мудрое решение – "воскрешать" утилизированные ранее номера. "Теперь возможно изготавливать ранее утилизированные регистрационные знаки. То есть с кодами региона, вышедшими из пользования. Например, 77 или 99. Сейчас во многих региона практически исчерпались возможные варианты номеров, даже с тройным кодом региона, - пояснил "Российской газете" начальник отделения департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Борис Ионов. – Сейчас довольно часто собственники оставляют на хранение регистрационные знаки. Но хранить их можно только в течение 30 дней. Если собственник в этот срок за ним не явился, то номера уничтожаются. При нынешнем дефиците спрашивается, зачем утилизировать этот знак, если его можно снова пустить в оборот? Теперь в приказе МВД предусмотрена такая возможность".

Вернуть "номер из прошлого" сотрудники ГИБДД смогут только при соответствии его требованиям ГОСТа и, разумеется, при согласии водителя, который ставит на учет свой автомобиль, добавил Ионов.

Вместе с тем, транзитные номера отныне будут выдаваться только в подразделениях ГИБДД. Связано это с тем, что недобросовестные коммерсанты, которые занимаются оформлением договоров купли-продажи, выдают эти номера по завышенным ценам. При отпускной цене 50 рублей автосалоны порой берут за "Транзит" по 500 рублей и даже больше. При этом срок действия таких номеров теперь ограничен ровно 20 днями и обязательно указывается в паспорте транспортного средства.

Продажа и наследование

Как уже было отмечено выше, волокита с номерами, которая возникает при купле-продаже или наследовании автомобилей в пределах одного региона, после 3 апреля уйдет в прошлое. В то же время упрощаются и сами процедуры купли-продажи и передачи транспорта по наследству. Раньше при продаже машины автовладелец должен был явиться в пункт регистрации ГИБДД вместе с новым собственником, снять машину с учета, при этом предоставив ее на технический осмотр, сдать номера.

После этого новый собственник, чтобы поставить машину на учет, обязан был снова предоставить ее на технический осмотр, получить уже новые номера, заплатив за это госпошлину. Эта практика, которую критиковали, пожалуй, все автолюбители России, наконец, уйдет в прошлое.

Упрощается порядок оформления автомобилей, доставшихся по наследству. До сих пор эта процедура представляла собой примерно то же, что и перепродажа автомобиля (только в ГИБДД подавались документы, подтверждающие право наследования). В приказе N28 эта процедура описана куда проще. Теперь наследник сможет даже продать автомобиль, не перерегистрировав его на себя. Либо оставить себе, причем вместе с номерами (если машина унаследована в том же регионе).

Теория и практика

Ключевым недостатком сложившейся регистрационной системы автомобилисты и эксперты считали коррумпированность. Минэкономразвития на днях привело любопытную статистику, согласно которой при регистрации транспортных средств потери населения составляют более 800 млн рублей в год, а потери ВВП – свыше 1 млрд рублей. При техническом осмотре транспортных средств граждане ежегодно теряют почти 600 млн рублей, а ВВП – больше 800 млн рублей.

Изменится ли что-то после 3 апреля? Специалисты отмечают, что в теории все выглядит очень правильно, а вот реальность может оказаться несколько иной. "Здравый смысл перемен – это, конечно, плюс. Много "головной боли", например, с номерами в одночасье уйдет в прошлое, – прокомментировал Interfax-Russia.ru независимый эксперт автомобильного рынка Алексей Новиков. - Но в нашей стране надо все проецировать на суровую действительность. Не исключаю, что при сужении возможностей для мздоимцев коррупционные "ставки" существенно вырастут по тем нюансам, где это все еще будет возможно".

В качестве примера эксперт привел ситуацию, при которой сотрудник ГИБДД высказывает сомнения относительно "чистоты прошлого" автомобиля, "подозревает криминальные следы и так далее, чем может сознательно подтолкнуть к даче взятки автовладельца, которому даже при осознании своей правоты просто не захочется излишне долгих проверок".

Член Федерации автомобилистов России Андрей Филин также опасается, что от вымогательств модернизация правил регистрации не спасет. "Наверное, они (недобросовестные сотрудники ГИБДД – ИФ) придумают какие-то очередные препоны для того, чтобы получить свой кусок денег, к которому они уже привыкли. То есть будут придуманы новые способы изъятия дензнаков у населения", - высказал свое мнение в интервью радио "Бизнес ФМ" Филин.

Между тем, другие эксперты полагают, что либерализация регистрационных действий может привести к росту числа автоугонов. "В результате отмены проверки номера двигателя может значительно вырасти число автоугонов, ведь угнанные машины будет проще продать, - заявил газете "Коммерсант" гендиректор компании "Подбор авто" Михаил Зотов. – Сейчас 90-95% угнанных автомобилей находят благодаря выявлению перебитых номеров. При этом инспекторы, проводящие такую проверку, боятся ставить свою подпись на экспертизе под страхом уголовной ответственности. Теперь не будут бояться, ведь обязанность проверять номер отменяется". Зотов добавил, что может вырасти число угонов для демонтажа и продажи двигателя, стоимость которого у дорогих автомобилей может достигать 300 тыс. руб.

Впрочем, говорит Алексей Новиков, несмотря на все опасения, приказ N28 в целом порадовал отечественных автовладельцев. "В водительской среде, на тех же автофорумах приказ МВД восприняли позитивно, есть, разумеется, и скептики, но оптимистов все же больше. Многие надеются, что будут и другие шаги навстречу", - отмечает эксперт.

Добавим, что рассчитывать на дальнейшие позитивные перемены можно. В настоящее время ГИБДД разрабатывает специальный закон о регистрации автомобилей, который скоро будет внесен в Госдуму. Согласно этому законопроекту, на регистрацию автомобиля после покупки будет отводиться 30 дней, а не пять, как сейчас. Кроме того, будущий закон расширит права автосалонов, которым могут делегировать право осуществлять техосмотр и ставить автомобили на учет.

Обозреватель Максим Кирчатов