Interfax-Russia.ru - Регионы получают федеральные средства на установку ГЛОНАСС. До конца года датчики навигационной системы должны стоять на всех машинах скорой помощи.
Первый спутник российской системы ГЛОНАСС вывели на орбиту 12 октября 1982 года. Система начала официально эксплуатироваться в сентябре 1993 года, к тому моменту в космос было запущено уже 12 спутников. Запуск дополнительных устройств и развертывание системы продолжалось более 15 лет, а пробные установки датчиков системы начали проходить несколько лет назад. Например, в 2009 году на 250 сочинских автобусах установили ГЛОНАСС-оборудование.
Но до полного функционирования, ради которой система и создавалась, она до сих пор не дошла. В частности, пока не удалось оснастить весь транспорт системой спутниковой навигации и контроля. Датчики должны стоять во всем общественном транспорте к началу 2013-го, также ждут навигаторов школьные автобусы, почтовые машины и "скорые". По сути, в случае с общественным транспортом это не так важно для населения, а для "предсказания" пробок под рукой у каждого второго автолюбителя уже есть гаджет с GPS. Самая проблемная машина, ожидание которой порой стоит жизни - скорая помощь.
Летом 2010 года тогда еще президент РФ Дмитрий Медведев поручил до 1 декабря 2012 года обеспечить все станции скорой помощи системами обработки вызовов и управления бригадами на базе ГЛОНАСС.
В апреле этого года вице-премьер Владислав Сурков на совещании с представителями субъектов РФ заявил, что правительство страны окажет помощь регионам в оснащении "скорых" системой ГЛОНАСС. "Я буду добиваться бюджетного софинансирования этой программы", - сказал он.
Вице-премьер также отметил, что нужно добиться оснащения такой системой машин МЧС, МВД, всего общественного транспорта, включая школьные автобусы, а также автомобили, перевозящие опасные грузы. В первую очередь, по его словам, речь идет об установке систем "ЭРА-ГЛОНАСС", которая реагирует на автомобильные аварии.
Несколько регионов Юга и Северного Кавказа уже заявили о том, что вот-вот начнется "ускорение" скорой помощи. Власти Ростовской области в мае заявили, что до конца этого года все машины в области оборудуют системой. Это обойдется региону в 22,7 млн рублей, деньги область получит из федерального бюджета.
Кроме того, губернатор Ростовской области Василий Голубев уделит особое внимание оснащению системами навигации школьных автобусов. Областное министерство общего и профессионального образования совместно с Минтрасом региона в ближайшее время определят, как реализовать это направление.
Но несмотря на уверенные заявления правительства Дона, в Минздраве области считают, что пока рано говорить о сроках внедрения, к тому же федеральные деньги на еще не пришли. "Никто не скажет, когда это произойдет. Официальная информация есть, но деньги еще не выделили. Сейчас от нас требуется только определить количество датчиков, которые нужны на область. Единственное, что можно сказать - абсолютно все машины "скорой помощи" во всех районах будут ими оборудованы", - ответили Interfax-Russia.ru в министерстве здравоохранения Ростовской области.
Ставропольский край также заявил о том, что в ближайшее время машины "скорой помощи" оборудуют навигационной системой ГЛОНАСС.
"Речь о внедрении высокотехнологичной системы, которая позволяет координировать работу бригад, оперативно направляя их по нужному адресу с возможностью коррекции движения автомашины (местоположение, направление и скорость движения, расчетное время прибытия и т.д.). Это позволит и работу самих врачебных и фельдшерских бригад оптимизировать, но главное - повысит эффективность и качество оказания первой медицинской помощи", - сообщила пресс-служба регионального Минздрава.
На Ставрополье уже определились, что нужно 315 навигаторов: именно такое количество машин работает по вызовам в городах и районах края. Данные навигационной системы будут отслеживать сотрудники 33 пунктов дежурно-диспетчерской службы, созданных как на станциях "скорой помощи", так и в центральных городских и районных больницах. На реализацию этого проекта регион потратит 16 млн рублей федеральных средств.
Не отстает от регионов и Карачаево-Черкессия. По сообщению пресс-службы главы республики, оснащение автомобилей "скорой помощи" системой спутниковой навигации будет осуществляться в рамках программы модернизации здравоохранения. Для этого из Федерального фонда медицинского страхования направят более 6 млн рублей.
"Такая модернизация "скорой помощи" позволит сократить время обслуживания вызова, рационально использовать транспорт и медицинские кадры. Кроме того, использование системы ГЛОНАСС позволит обеспечить безопасность бригад медиков", - отметили в пресс-службе.
Не только на Юге, но и в других регионах пытаются активно внедрять ГЛОНАСС. Все машины "скорой помощи" в Сахалинской области также будут оснащены системой. Там на эти цели область получит из федерального бюджета около 7 млн рублей.
В компании "Навигационно-информационные системы" (ОАО "НИС ГЛОНАСС" является федеральным оператором по распространению систем навигации на рынке России - ИФ) Interfax-Russia.ru ответили, что с регионами работа ведется, однако поставки еще не начались, так как еще не все региональные программы утверждены. Объемы региональных закупок в компании озвучить отказались.
Тем временем некоторые города уже могут похвастаться новинкой. Например, в Ярославле навигационная система служит медикам уже около года, и, как показала практика, позволяет серьезно экономить средства.
Самое важное - оперативно среагировать на ДТП и прочие ЧС. При помощи навигаторов ГЛОНАСС специализированная бригада Ярославля в разы быстрее добирается до места происшествия. "За два месяца экономия по топливу составила более 200 тысяч рублей. Учитывая, что внедрение системы ГЛОНАСС обошлось бюджету в 800 тысяч, – эффективность ее налицо", - сообщается на официальном сайте администрации города.
Что касается общественного пассажирского транспорта, то за ним в обязательном порядке предстоит следить из космоса с начала 2013 года. Все автобусы, "Газели", троллейбусы, железнодорожные вагоны, бензовозы и прочие получили отсрочку на год: они должны были подключить оборудование к 1 января этого года.
С июля 2012 года Госавтонадзор обещал лишить таких лицензий всех, кто не установит навигационную аппаратуру, планировалось также вводить немалые штрафы. Однако в феврале утвердили новый график - и перевозчикам дали отсрочку. "Весь пассажирский транспорт, кроме легковых автомобилей, должен быть оснащен аппаратно-программными устройствами, определяющими местоположение и передающими информацию органам Ространснадзора, с 1 января 2013 года", - говорилось в соответствующем приказе Минтранса.
По данным Госавтонадзора, к январю этого года в России были должным образом оснащены навигационными устройствами 65,149 тыс. пассажирских транспортных средств и 5,021 тыс. машин, перевозящих опасные грузы. Всего же под регулирование в данном случае попадает более 900 тыс. транспортных средств.
Некоторые перевозчики уже давно укомплектовали свои машины оборудованием за свой счет: не в приказном порядке, а в целях оптимизации бизнеса. Однако большинство участников рынка воздержалось от таких трат - один прибор стоит от 15 до 40 тыс. рублей, плюс его установка и интеграция, плюс каналы связи, по которым передается информация о движении.
Но в отличие от частников, установку на каретах "скорых" оплачивает государство. Стоит надеяться, что система все же заработает, и с ее помощью врачи будут прибывать на помощь в разы быстрее.
Обозреватель Евгения Артемова