Точка зрения 26 ноября 2020 г. 17:58

Узаконить "удаленку"

Узаконить "удаленку"
© РИА Новости. Алексей Сухоруков

Interfax-Russia.ru - Право на офлайн для работника на "удаленке" ограничили двумя сутками. Эксперты опасаются, что дистанционный режим может негативно сказаться на уровне оплаты труда.

Госдума рассмотрела и приняла во втором чтении инициативу парламентариев о регулировании дистанционной работы.

По подсчетам Минтруда, количество российских граждан, работающих удаленно, за год выросло более чем в сотню раз. "В прошлом году в это время 30 тыс. граждан работало дистанционно, в настоящий момент в РФ 3 млн 500 тыс. граждан работает удаленно", - рассказала в начале ноября замминистра труда Елена Мухтиярова на форуме "Сильные идеи для нового времени", уточнив, что временами численность таких работников доходила до 5,5 млн.

В свою очередь министр труда РФ Антон Котяков уверен, что и после снятия ограничительных мер значительное количество граждан останется на "удаленке". Поэтому, считает он, закрепление нормы о удаленной работе в законодательстве позволит оперативно решать все спорные вопросы.

По его словам, подготовленные в Трудовой кодекс поправки регулируют дистанционную занятость, а основная новация законопроекта заключается в том, что он позволит совмещать работнику и работодателю режимы работы: часть времени сотрудник сможет трудиться из офиса, часть времени - из дома.

Вопросы организации рабочего места и графика работы предлагается регулировать локальными нормативными актами в пределах установленной нормы часов, отмечал министр. При этом, по мнению Котякова, порядок оплаты сверхурочной работы при удаленной работе должен быть таким же, как и при работе в офисе.

Законопроект о дистанционной работе группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму еще 16 июня. Среди авторов инициативы спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Как пояснял журналистам Володин, ситуация с COVID-19 показала востребованность формата дистанционной работы и принятия соответствующих поправок в Трудовой кодекс.

"Очевидно, что такая форма трудовых отношений со временем будет применяться все чаще, и этот вопрос требует дополнительного законодательного урегулирования", - отметил спикер Госдумы, напомнив, что подготовить соответствующие поправки, направленные на защиту работающих удаленно, поручил президент РФ.

Законопроект закрепляет в Трудовом кодексе РФ новые нормы регулирования дистанционной работы, включая право сотрудников на "время офлайн", а также вносит такие режимы занятости, как временная и комбинированная дистанционная работа.

В частности, как пояснял журналистам руководитель фракции "Единая Россия" и один из авторов инициативы Сергей Неверов, в проекте закона "сформулированы нормы, касающиеся времени тех, кто работает на "удаленке", чтобы не получалось так, что сотрудник чуть ли не круглосуточно должен реагировать на звонки или сообщения работодателя".

Поправки в Трудовой кодекс РФ, внесенные в Госдуму, предусматривают сохранение зарплат при переводе на "удаленку" и принятие всех локальных нормативных актов с учетом мнения работников.

Также, согласно поправкам, из Трудового кодекса убираются отдельные основания для увольнения дистанционных сотрудников по инициативе работодателей. В частности, первый замруководителя фракции "Единая России" Андрей Исаев, являющийся еще одним из авторов законопроекта, указал на то, зачастую среди оснований встречались "экзотические", например, изменение вида деятельности.

Парламентарии рассчитывали на вступление в силу закона о регулировании дистанционной работы уже с начала 2021 года. "До каникул мы его принимаем в первом чтении, дальше он уходит на обсуждение в регионы, в осенней сессии - второе и третье чтение, и мы хотим, чтобы с 1 января 2021 года он заработал", - заявлял один из авторов инициативы, зампред Совета Федерации Андрей Турчак.

21 июля законопроект прошел первое чтение. При этом, как рассказывал первый зампред комитета Госдумы комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко, ко второму чтению документа планировалось разграничить понятия удаленной и дистанционной работы.

"Между дистанционной и удаленной работой существует разница. Дистанционный труд - это фриланс, и для них существует ряд упрощенных подходов, удаленный труд - это работа не на своем классическом рабочем месте, это работа в другом месте, но по аналогичному режиму и графику, как и для работника в офисе", - пояснял Тарасенко "Интерфаксу".

По его словам, одним из требований к работникам на "удаленке" может стать необходимость об уведомлении работодателя о своем местонахождении. "Я полагаю, что местонахождение работника не должно быть тайной для работодателя, в том числе для осуществления проверки", - сказал Тарасенко.

Ко второму чтению также планировалось ввести в законопроект понятие "график взаимодействия", который должен быть прописан в Трудовом кодексе и определять время, в которое работник должен оставаться на связи с работодателем, рассказывал другой разработчик законопроекта Андрей Исаев.

В частности, отмечал он, поправками в ТК будет зафиксировано, что за пределами графика взаимодействия наступает личное время работника, которое неприкосновенно, и в это время работодатель не имеет права ставить задачи, связанные с работой за пределами данного графика.

До второго чтения в рамках рабочей группы представители правительства, работодателей и профсоюзов согласовали позицию по части поправок в законопроект.

"Сохранена и даже расширена статья о сохранении заработной платы в случае временного перевода на дистанционную работу по независящим от работника и работодателя обстоятельствам, и в том случае, если работник не может работать дистанционно, ему определена оплата за простой по независящим от сторон причинам", - отмечал Исаев.

Кроме того, по его словам, временный перевод сотрудника на дистанционную работу, согласно предлагаемым нормам, не сможет превышать 6 месяцев.

При этом перевод сотрудника на удаленную работу без согласования с ним будет возможен только при введении властью чрезвычайной ситуации. "При любом введении чрезвычайной ситуации - при эпидемии, стихийном бедствии, и в прочих случаях, зафиксированных органом государственной власти или местного самоуправления", - уточнил Исаев.

Причем, отмечал депутат, при вынужденном переводе сотрудника на удаленную работу работодатель обязан обеспечить его необходимым оборудованием, включая компьютер, программное обеспечение и оплату интернета, в противном случае ситуация будет считаться простоем по не зависящим от сторон трудового договора причинам и соответствующим образом оплачиваться - 2/3 тарифной ставки, если иное не предусмотрено коллективным договором или соглашением.

Во втором, основном чтении законопроект, уточняющий понятие удаленной работы, Госдума приняла 25 ноября. Законопроект также ограничивает перечень оснований для увольнения дистанционных работников. В частности, такой работник не может быть уволен за прогул. Согласно принятым поправкам, договор с дистанционным работником может быть расторгнут, если он не выходит на связь с работодателем более двух рабочих дней без уважительной причины.

Между тем эксперты опасаются, что, несмотря на принятие поправки, запрещающие работодателям снижать зарплату работникам на удаленном режиме, дистанционный режим работы все же может негативно сказаться на уровне оплаты труда работников особенно в условиях пандемии коронавируса.

Профессор Уральского института управления - филиала РАНХиГС Роберт Акьюлов обращает внимание на то, что важным фактором в вопросе воспрепятствования снижению уровня зарплаты работникам, занятым в удаленном режиме, будет то, какой правовой характер нововведение будет иметь - рекомендательный или обязательный.

"Даже в случае обязательного характера исполнения данной нормы нужно еще обеспечить контроль ее выполнения и порядок применения санкций к нарушителям данной нормы. Если бы в регулировании отношений работников и работодателей активно принимали участие профессиональные союзы, то данную функцию можно было бы возложить на них", - изложил Акьюлов свою точку зрения "Интерфаксу".

Кроме того, по его словам, возросший на фоне пандемии уровень безработицы, к примеру, в Свердловской области, может привести к тому, что работодатели будут стремиться снижать величину выплат по заработной плате не только кадровым сотрудникам, но и вновь принятым.

"Такую тактику они будут обосновывать повышенным спросом на предлагаемые ими вакансии со стороны потенциальных кандидатов, готовых работать за меньший уровень вознаграждения за труд в условиях экономического кризиса и снижения количества свободных рабочих мест на рынке труда", - пояснил собеседник агентства.

Следовательно, высокая востребованность вакансий, по мнению Акьюлова, может с высокой долей вероятности спровоцировать снижение и среднего уровня заработной платы в целом.

"Это закономерное явление, сопровождающее фазу экономического спада, которая наблюдается в настоящее время в экономике не только нашей страны, но и всего мира. Работодатели, чтобы не обанкротиться, вынуждены сокращать все виды издержек, включая расходы, связанные с оплатой труда персонала, либо сокращать его численность, либо снижая величину выплачиваемой заработной платы", - отметил эксперт.

Особенно явно, по его словам, проявления данной тенденции заметны в частных компаниях, функционирующих по рыночным механизмам.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще