Interfax-Russia.ru – Неисправный баллон с газом стал причиной взрывов и пожара в московском ресторане Il Pittore. Из-за нарушения техники безопасности пострадали около 40 человек.
Чтобы заслужить признание гурманов ресторану Il Pittore (Художник), расположенному на пересечении Нахимовского проспекта и Новочеремушкинской улицы в Москве, понадобилось около 10 лет. Но для того, чтобы о нем заговорили центральные СМИ, оказалось достаточно часа, в течение которого в ресторане прогремели два взрыва и начался пожар.
Il Pittore – это два ресторана итальянской кухни в Москве, которые известны благодаря кондитерской, расположенной на первом этаже здания.
Сообщение о возгорании в ресторане поступило на пульт пожарных днем 9 января. По рассказам очевидцев, в здании внезапно раздался громкий хлопок, его заволокло дымом, после чего последовал второй хлопок. Огонь охватил 300 кв. метров, но пожарные быстро потушили пламя и смогли зайти внутрь, чтобы найти очаг возгорания.
По данным МЧС, в тот день в ресторане находилось более 50 человек. Очевидцы рассказывали, что после первого хлопка из здания начали выбегать испуганные посетители – некоторые из них были ранены, но в первые минуты никто не замечал травм.
"На месте происшествия работали 26 бригад "скорой помощи", пострадавших госпитализировали в городские клинические больницы номер 15, 36, 7, 12, а также в НИИ имени Склифосовского", – рассказал журналистам руководитель департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников.
Сразу после ЧП за помощью к медикам обратилось 16 человек, а к вечеру число пострадавших увеличилось до 39.
"Всего пострадавших 41 человек (учитывая двоих погибших – ИФ), в больницах находятся 28, многим оказывалась помощь на месте. В крайне тяжелом состоянии трое, 13 тяжелых, остальные – средней тяжести и в удовлетворительном состоянии", – сообщил руководитель департамента здравоохранения столицы.
К вечеру 10 января в больницы обратились еще двое человек – врачи диагностировали у них черепно-мозговые травмы, незначительные легкие ожоги и после оказания помощи отпустили домой. В тот же день состояние девятерых пострадавших улучшилось, и их перевели из реанимации в другие отделения.
Самые тяжелые травмы получил мужчина-повар – помимо баротравмы и ожогов дыхательных путей у него обожжено 100% тела, но врачи не перестают бороться за его жизнь.
"В шоковом состоянии находится 21-летняя девушка с ожогами 25% поверхности тела и 27-летняя сотрудница ресторана, у которой обожжено 20% тела", – сообщил "Интерфаксу" источник в медицинских кругах.
Среди пострадавших двое несовершеннолетних – 14-летний юноша, которого выписали 10 января, а также трехлетняя девочка в состоянии средней тяжести, которую родители доставили в одну из детских больниц с ожогами.
После взрыва в здании частично обрушились перекрытия, и спасатели, эвакуировав людей, начали разбор завалов. В районе кухни сотрудники МЧС обнаружили тела двух работниц ресторана – ими оказались 43-летняя Елена Горохова и 24-летняя Толгонай Сатыбалдиева.
По факту произошедшего Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело по ст. 109 (причинение смерти по неосторожности) и ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).
В свою очередь московские власти пообещали выплатить семьям погибших материальную компенсацию в размере 1 млн руб. и взять на себя расходы по погребению тел. А пострадавшие при пожаре могут рассчитывать на компенсацию в размере 500 тыс. руб.
Вечером 9 января патрульные, проезжавшие мимо выгоревшего ресторана, увидели внутри здания двух мужчин, которых заподозрили в мародерстве. Подозрения полицейских подтвердились – мужчины сознались, что хотели вынести из здания Il Pittore музыкальный центр и терминал оплаты. Полицейские отвезли их в участок, где мужчинам предъявили обвинения по ст. 30, 158 УК РФ (покушение на кражу).
Тем временем эксперты не торопились с официальными заявлениями по поводу причин взрывов и возгорания, подчеркивая, что версия теракта исключена. Общественность же активно обсуждала две версии ЧП. Согласно первой, на кухне ресторана мог взорваться один из баллонов с газом, прикрепленный к плите. После этого в здании начался пожар, и из-за высокой температуры вскоре детонировал второй баллон. Вторая версия трактовала события иначе – предполагали, что на кухне еще до первого взрыва мог произойти пожар. Огонь быстро перекинулся на пристройку, где хранились баллоны с газом, и два из них детонировали из-за повышения температуры.
10 января сотрудник пресс-службы ГУ МЧС России по Москве сообщил "Интерфаксу", что к возгоранию в ресторане Il Pittore привел взрыв одного из 50-литровых бытовых газовых баллонов. Огонь охватил деревянные перекрытия и вскоре детонировал второй баллон с газом. Собеседник агентства также заметил, что во время плановой проверки заведения в январе 2011 года инспекторы нашли 11 нарушений требований пожарной безопасности и привлекли юридическое лицо, которому принадлежал ресторан, к административной ответственности. С внеплановой проверкой инспекторы наведались в Il Pittore в мае того же года и убедились, что все нарушения устранены. При этом и в январе, и в мае газовых баллонов в ресторане не было.
В интервью радиостанции "Эхо Москвы" директор департамента надзорной деятельности МЧС РФ Юрий Дешевых сообщил, что причиной трагедии стало несоблюдение техники безопасности в ресторане.
"Категорически в любом случае запрещается заносить газовый баллон в помещение. Однако же здесь мы наблюдали один баллон, который разгерметизировался на кухне. Какие-то трубочки от него были подведены, в том числе к стационарному грилю – и вот результат", – отметил директор департамента надзорной деятельности МЧС.
По его словам, баллоны должны были располагаться у наружных стен в вентилируемых шкафах – в этом случае даже при разгерметизации баллона взрыва бы не произошло.
На нарушение правил безопасности в ресторане в докладе президенту России Дмитрию Медведеву ссылался и мэр Москвы Сергей Собянин.
В свою очередь источник в правоохранительных органах сообщил "Интерфаксу", что здание ресторана не было подключено к газопроводу, и в целях экономии для приготовления еды использовали газовые баллоны. Остается только догадываться, почему инспекторы, которые наверняка видели газовые плиты в кухне, не заинтересовались, откуда в здании берется то самое голубое топливо, если к газопроводу оно не подключено?
С другой стороны, после обновления федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)" сотрудники пожарной инспекции могут проверять рестораны и заведения общественного питания не чаще чем раз в три года. При этом дата проверки владельцу предприятия известна заранее. А с внеплановой проверкой, если до этого инспекторы не обнаружили нарушений, пожарные могут прийти только после обращения граждан, что для России само по себе редкость.
Обозреватель Татьяна Кочеткова