Россия / Точка зрения 22 апреля 2010 г. 20:07

В деревню, в Канны

Interfax-Russia.ru – Третий год подряд на кинофестивале в Каннах открывается российский павильон. С его помощью отечественные продюсеры хотят превратить в съемочную площадку всю Россию.

Попасть в десятку

Работать российский павильон будет как всегда в дни проведения 63-го Каннского фестиваля – с 12 по 23 мая. По мнению директора департамента кинематографии министерства культуры РФ Сергея Зернова, павильон – очень важная площадка для продвижения российского кино, поскольку подобных ей на других зарубежных фестивалях нет.

В конкурсной программе 63-го Каннского фестиваля заявлен один российский фильм - "Утомленные солнцем-2" Никиты Михалкова. Другой русскоязычный режиссер Сергей Лозница тоже участвует в конкурсе, но снимал он свою ленту "Счастье мое" при поддержке зарубежных кинокомпаний - из Украины, Германии и Голландии.

Правда, оба этих фильма покажут отдельно - во Дворце фестивалей. В российском павильоне Каннской деревни представят хоть и менее масштабную, но куда более обширную отечественную кинопрограмму.

"У нас будет презентация проекта "New Russians". Это короткометражные работы выпускников Высших курсов режиссеров и сценаристов, а так же ВГИКа этого года. Программу формирует продюсер Алексей Чупов. Благодаря ему трое ребят-студентов первый раз приедут в Канны. И тоже будут работать в павильоне", - сообщила на пресс-конференции, посвященной открытию российского павильона в Каннах, арт-директор павильона Екатерина Мцитуридзе.

В рамках работы павильона также состоится презентация двух фестивалей: учрежденного недавно фестиваля Вологодского независимого кино "Voices", а также обновленного кинофестиваля "Завтра". "Завтра" в прошлые годы проводили недавно умерший режиссер Иван Дыховичный и продюсер Ренат Давлетьяров. В этом году фестиваль выйдет под новым названием "2in1", а представит его в Каннах продюсер Евгений Гиндилис.

"Одно из основных мероприятий работы павильона – презентация "В фокусе новое российское кино". В прошлом году эта программа очень хорошо себя зарекомендовала. Некоторым фильмам она помогла даже продвинуться на другие кинофестивали", - рассказывает один из организаторов павильона, глава некоммерческого фонда "Russian Film Network" Дмитрий Литвинов.

В этом году в программе "В фокусе новое российское кино" будет представлено 10 фильмов: "В России идет снег" Натальи Наумовой, "Детям до 16" Андрея Кавуна, "Другое небо" Дмитрия Мамулия, "Которого не было" Рамиля Салахутдинова, "Чужая" Антона Борматова, "Я тебя люблю" Павла Костомарова (обладатель награды Берлинского кинофестиваля за лучшую операторскую работу в картине "Как я провел этим летом" здесь выступил режиссером), "Варвара" Геннадия Каюмова, "Пассажир из Сан-Франциско" Анатолия Бальчева, "Парни с Марса" Сергея Осипьяна и "Громозека" Владимира Котта.

Премьера лент в рамках презентаций очень часто становится залогом их дальнейшего успеха и востребованности. Так, показанная в прошлом году в рамках "Нового российского кино" картина "Овсянки" Алексея Федорченко (она пока не вышла на большие экраны) получила приглашения сразу же на несколько фестивалей. Другую ленту - "Какраки" Ильи Демичева - отобрали в Венецию.

Не менее удачно сложились судьбы студенческих короткометражек из альманаха "New Russians". Четыре молодых режиссера вместе со своими работами еще в течение нескольких месяцев после Канн ездили по фестивалям, и побывали на одном из самых престижных в Палм-Спрингс.

Впрочем, павильон - место показа не только законченных проектов. Продюсеры и режиссеры здесь могут найти себе фильм, находящийся еще в стадии производства. "У нас будут две отдельных презентации проектов, находящихся еще только на стадии съемочного периода. Это картина "Суворов" режиссера и продюсера Бориса Айрапетяна. Это очень большой проект. Он планируется как патриотическое кино, но будет сделан в жанре артхауса. Проект курирует Совет Федерации, поэтому я думаю, что это будет такая важная презентация. Так же у создателей есть предварительная договоренность с компанией Мела Гибсона "Icon productions", - пояснила журналистам Мцитуридзе.

Второй фильм – новая лента режиссера Ренаты Литвиновой с рабочим названием "Нас было три подруги". Фильм режиссер планирует представлять лично.

Все для Победы

По мнению продюсера Литвинова, российский павильон - это единый информационный центр, который с успехом объединяет всех участников кинопроцесса: продюсеров, дистрибуторов и продавцов фильмов. Вот почему в его рамках проходят не только презентации фильмов, но и круглые столы, а также конференции.

В следующем году исполняется 25 лет легендарному клубу "Синефантом", объединившему вокруг себя представителей так называемого параллельного кино. Поэтому в этом году в российском павильоне в Каннах состоится презентация проекта, посвященного этому юбилею. Программный директор "Синефантома" Андрей Сильвестров рассказал, что на круглом столе ожидается множество сюрпризов. В частности, в круглом столе примет участие генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, который тоже, как оказывается, выходец из "параллельного кино".

Уже заявлено, что Эрнст также прочитает отдельную лекцию на тему "Взгляд на перспективу развития российской киноиндустрии в контексте последних тенденций в мировом кино", в которой подвергнет кинопроцесс детальному анализу.

В год 65-летия Победы павильон не пройдет и мимо военной темы – правда, отражена она будет лишь в форме выставок. "Одна из них будет посвящена великому кино на тему войны, снятому на киностудии "Ленфильм". Уже выбраны плакаты и фотографии – с помощью г-на Тельнова (гендиректор киностудии "Ленфильм" Вячеслав Тельнов – ИФ). Об аналогичной выставке договариваемся с руководителем "Мосфильма" Кареном Шахназаровым", - рассказала журналистам арт-директор российского павильона в Каннах Мцитуридзе.

Подробности мероприятий, которые пока не заявлены, но могут состояться, также как и все самые свежие новости о работе павильона, можно узнавать официальном сайте российского павильона.

Плацдарм для съемок

Будущее российского кино во многом будет зависеть от создаваемой в нашей стране Национальной кинокомиссии. "Такая инициатива была заявлена в прошлом году", - сказал журналистам глава компании RFilms Константин Нафиков. Эта комиссия объединит госучреждения, учреждения культуры, а также на условиях ассоциированного партнерства региональные киностудии. Презентация комиссии состоится в российском павильоне в Каннах 16 мая.

"Создание комиссии будет преследовать две цели. Первая - устранение дисбаланса, который возник из-за того, что вся инфраструктура сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, вследствие чего во многих регионах кинопроизводство фактически не ведется. Вторая цель касается продвижения регионов на международном рынке – это основная функция национальных кинокомиссий во всем мире. Будем подбирать натурные площадки, создавать инфраструктуру и т.д.", - заявил Нафиков.

Планируется, что комиссия начнет работу в Пермском и Приморском краях, Свердловской, Новосибирской, Иркутской и Тверской областях. В планах организаторов расширить этот список до 10-15 субъектов федерации.

Департамент кинематографии поддерживает эти планы. "Наша задача – заинтересовать иностранные компании, которые имеют сценарий или планы снимать на территории России. Чтобы они не снимали это в странах Восточной Европы, выдавая за нашу страну или СССР. Особенно в случаях с историческими лентами", - сказал директор департамента кинематографии министерства культуры РФ Сергей Зернов. Законодательная база для работы комиссии будет создаваться соответствующими структурами в регионах.

На съемках собственно российского кино положительно может сказаться вступление России в "Евримаж" ("Eurimages") – фонд, который спонсируют страны, ежегодно выделяя часть своих прибылей от кинопроката. Воспользоваться средствами фонда продюсерам можно гораздо быстрее, чем государственными субсидиями. И, кстати, последними они будут впоследствии погашаться.

"Мы надеемся в этом году ситуация с нашим вступлением в "Евримаж" продвинется серьезно. Документы по вступлению России в этот фонд находятся у президента "Евримаж". Рассматривать их будут в сентябре. Надеемся, что это будет сделано достаточно оперативно и концу года решение (о вступлении России - ИФ) будет сформировано", - сказал Зернов.

Покорят ли наши таланты и просторы сердца и разум европейцев, узнаем в ближайшие годы. Но надежда такая есть. По крайней мере, российскому павильону французы и гости фестиваля уже не раз признавались в любви.

"В прошлом году я был на встрече в американской компании. Ее офис находился как раз над нашим павильоном. После переговоров мне сказали: "Пойдемте мы вам что-то покажем. Мы на это любуемся просто". Дошли до окна: "Посмотрите, где больше всего скопления народу? Это ваш павильон", - рассказывает гендиректор компании "Совэкспортфильм" Григорий Геворкян, один из организаторов павильона.

"Я с другого ракурса посмотрел на это дело. И вскоре мы были вынуждены продлить работу павильона. Все закрывались в 6-7 часов, а мы работали до 8-9, потому что к нам все равно шли", - вспоминает Геворкян.

Хочется надеяться, что в этом году ситуация в корне не изменится.

Обозреватель Алексей Максимович