Interfax-Russia.ru – С запуском общедоступного сайта государственных услуг реализована первая часть проекта "электронное правительство".
Государственные услуги вышли в интернет. Как сообщает "Интерфакс", Минкомсвязи РФ и ОАО "Ростелеком" запустили на этой неделе в эксплуатацию справочно-информационный портал gosuslugi.ru, предназначенный как для граждан, так и для юридических лиц. Как зарегистрировать свой бизнес, какие документы понадобятся для оформления прав собственности на недвижимость, что сделать, чтобы оформить опеку над ребенком, - ответы на эти и другие вопросы теперь сможет получить любой россиянин в режиме "он-лайн".
Допустим, вы хотите сообщить в правоохранительные органы о преступлении или происшествии. Портал предоставит шаблон заявления в милицию, информацию о сроках принятия решения в отношении заявления. Кроме того, подробно описаны документы, которые имеет право получить заявитель по результатам своего обращения. Столь же подробно расписаны причины, по которым заявление могут не принять. Перед походом в милицию можно распечатать памятку и взять ее с собой. Пока портал предоставляет доступ к информации о 110 услугах федерального и более 200 – регионального и муниципального уровня. В ближайшее время портал вместит информацию еще об около 500 услугах федеральных органов.
Задачу по переводу доступа к госуслугам на электронные каналы связи была поставлена президентом РФ Дмитрием Медведевым в ноябрьском послании Федеральному Собранию. "Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов", - заявил он. По плану правительства РФ, начиная с будущего года, и в течение пяти лет в электронный вид переведут 74 вида услуг: прием налоговых деклараций, госрегистрация индивидуальных предпринимателей, ведение ЕГРЮЛ, таможенное оформление товаров, прием и регистрация сообщений о правонарушениях, оформление, выдача и замена паспортов, выдача иностранным гражданам разрешений на проживание, госрегистрация сделок с имуществом, лицензирование производства спирта, прием экзаменов и выдача водительских удостоверений, регистрация автотранспортных средств и многое другое.
В идеале любой гражданин России, находясь в любой точке с выходом в интернет, будет иметь возможность, заполнив необходимую форму запроса, поручить любую необходимую справку, выписку, подтверждение и тому подобные "бумаги". Сегодня на получение и сбор необходимых документов в бумажном виде граждане тратят огромное количество времени.
Надо сказать, на федеральном уровне некоторые ведомства довольно далеко продвинулись в деле дистанционного оказания услуг. Например, в декабре на сайте Федеральной налоговой службы России появился личный кабинет налогоплательщика. Достаточно ввести для регистрации имя, фамилию, отчество, регион и ИНН, и можно получить информацию о задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам. А затем распечатать платежный документ, если обнаружились долги. Конечно, стопроцентной достоверности "личный кабинет" не гарантирует просто потому, что и в электронной базе данных ФНС бывают и огрехи. Но, во всяком случае, если гражданин платил налоги вовремя и в полном объеме (о чем сохранились подтверждения в виде бумажных квитанций), а по данным личного кабинета он – должник, то всегда можно посетить свое отделение ФНС не в виртуальном, а в реальном мире и помочь налоговикам исправить досадную ошибку.
В случае с налоговой службой "ключом" от кабинета является идентификационный номер налогоплательщика – ИНН. А вот каким будет "универсальный ключ" от электронного правительства? Вероятнее всего, он примет форму электронный карты, аналогичной банковским пластиковым картам. Такие карты, открывающие населению доступ к ряду муниципальных и региональных госуслуг, выпускаются уже во многих регионах России. По данным Федерального агентства по информационным технологиям, приведенным на форуме "Интеллектуальные ресурсы регионов России", в полной готовности к порталу государственных услуг и Общероссийскому государственному информационному центру (ОГИЦ) только Ханты-Мансийск (Уральский федеральный округ) и Нижний Новгород (Приволжский федеральный округ).
С учетом готовности регионов подключаться к электронному правительству пятилетний срок, отведенный на реализацию проекта, уже не кажется слишком долгим. "На мой взгляд, этот проект рассчитан на тех, кому сейчас 30-40 лет, то есть людей, привыкших и умеющих пользоваться интернетом, - считает политолог Михаил Коробельников. – И это огромный плюс проекта, он включает в активный диалог с властью наиболее активную и интеллектуальную часть населения. Кроме того, федеральные органы власти смогут напрямую получать информацию с мест относительно наиболее востребованных видов услуг. В то же время эффективность работы электронного правительства потребует изменений не столько в законодательной базе, хотя и это будет необходимо, сколько в самой психологии чиновника и потребителя государственных услуг".
По мнению политолога, интернет-портал, безусловно, поможет грамотно составить то же заявление в милицию. Но вот добиться, чтобы его рассмотрели по существу, а не формально – для этого необходимы дополнительные усилия. "Без изменения взаимоотношений центральных и местных органов власти, жесткого контроля исполнения законодательства на местах, четкой работы судов, прокуратуры и так далее электронное правительство не будет эффективным", - считает Коробельников.
Впрочем, даже на первом этапе интернет-портал госуслуг может сыграть огромную роль по сокращению взяткоемкости российского чиновничества, создавшего собственную индустрию – индустрию посредничества. Как заявил "Интерфаксу" спикер Совета Федерации, лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов, он надеется, что единый портал государственных услуг и справочный call-центр сумеют ликвидировать посредническую индустрию в России с многомиллиардными оборотами. При этом он отметил, что деятели этой индустрии сегодня представляют самую большую опасность для успеха "полезного начинания с единым интернет-порталом". "Конечно, когда деятельность государственного или муниципального органа вынесена в общедоступное виртуальное пространство, ее легче контролировать, но лазейки для удовлетворения своей корысти искушенный бюрократ всегда может найти", - считает спикер СФ. Вместе с тем, по его словам, надо жестко и недвусмысленно регламентировать порядок предоставления услуг с помощью новых технологий, разработать и принять законодательные поправки, а, возможно, и специальный федеральный закон, который, будет регламентировать взаимодействие государства и граждан в новой сфере.
Сейчас новорожденный справочно-информационный портал государственных услуг работает в тестовом режиме. Попросту говоря, проходит испытания. Как гласит информация, размещенная оператором портала, "информация размещена федеральными и региональными органами власти Российской Федерации".
Главное, считают эксперты, чтобы оказание госуслуг "в тестовом режиме" не затянулось. Это скомпрометирует саму идею электронного правительства. Да и до 2015 года осталось не так уж много времени.
Обозреватель Елена Глушкова