Россия / Точка зрения 16 мая 2016 г. 14:50

В ожидании налога

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ может увеличить налоги после выборов 2018 года. Консенсуса по данному вопросу пока еще нет.

В ожидании налога
© РИА Новости. Владимир Федоренко

Правительство планирует повысить подоходный налог и налог на добавленную стоимость после президентских выборов 2018 года, пишет Wall Street Journal, ссылаясь на анонимного российского чиновника. По его словам, в правительстве хотят ввести прогрессивную шкалу налогообложения для налога на доходы физических лиц (НДФЛ), что будет означать для людей с высокими доходами увеличение налога. Еще один чиновник, по данным издания, заявил, что власти, скорее всего, сохранят плоскую шкалу подоходного налога, однако повысят его на 20%. НДС также будет повышен, сообщают неназванные источники издания.

Плоская vs прогрессивная

Споры о том, как должна выглядеть в России шкала налогообложения, идут в экономической среде довольно давно. В практике мирового налогообложения преобладает прогрессивная шкала подоходного налога. Например, в США максимальная ставка подоходного налога для граждан равна 35%, в Великобритании – 40%, во Франции – 40%, в Дании – 55,4%, в Нидерландах – 52%. В Китае успешно действует девятиступенчатая прогрессивная шкала подоходного налога: от минимальной ставки 5% до максимальной 45%. При этом в бюджетах этих стран поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая 40-60% в общей сумме налоговых доходов.

В России с 2001 года введена плоская шкала налогообложения, которая в какой-то момент способствовала выходу из "тени" определенной доли налогоплательщиков и позволила пополнить бюджеты. К тому же действующая сегодня ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13% считается одной из самых низких в Европе.

В апреле 2016 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не исключил возврата России к введению прогрессивной шкалы НДФЛ.

"Мы не хотим возвращения к серой системе, когда зарплаты платятся в конвертах, тем не менее, в будущих циклах развития страны, на будущем этапе, наверное, вопрос о прогрессивной шкале налогообложения тоже может быть поставлен, потому что вечных систем налогообложения не бывает", - сказал он, выступая в Госдуме.

По словам Медведева, в данном вопросе необходимо взвесить все плюсы и минусы. Премьер в связи с этим напомнил законодательство о налогообложении доходов граждан 1991-2000-х годов: "Оно очень часто менялось, было прогрессивное налогообложение. Давайте вспомним, сколько налогов платили, как платили, как зарплату выдавали".

В свою очередь, Минэкономразвития выступает за сохранение плоской шкалы НДФЛ.

"Есть завоевания, которые надо охранять, завоевания, о фундаментальной роли которых можно будет сказать только спустя десятилетия. Одним из таких завоеваний является плоская шкала, которую нужно охранять как институт, который возник у нас, и более 12 стран этот подход у России скопировали", - заявил заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский, выступая на налоговой конференции в рамках Недели российского бизнеса.

Воскресенский отметил, что некоторые зарубежные эксперты говорили, что плоская шкала НДФЛ дает "обществу очень важный сигнал, что чем больше человек работает, тем больше он работает на себя, тем больше денег он приносит в семью, на собственные траты, тем меньше государство претендует на его повышенную склонность к работе".

По его словам, прогрессивная система налогообложения дестимулирует человека работать больше, а лидеры развитых экономик на всех международных экономических форумах и съездах говорили о том, что если бы у них была возможность вернуться к плоской шкале, то они бы это сделали.

Неутешительные прогнозы

Эксперты экономического сообщества и политики расходятся во мнениях о том, какая шкала налогообложения станет панацеей для пополнения бюджета, но, в тоже время, не ляжет тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков.

Так, "Справедливая Россия" на парламентских выборах будет выступать в защиту социальных прав граждан и уменьшение налоговой нагрузки.

"Мы настаиваем на том, чтобы налоговое бремя было перенесено с промышленности на потребление, мы выступаем за введение прогрессивной шкалы подоходного налога, налог на роскошь. Мы требуем справедливости в налогообложении, в том числе и отмены транспортного налога", - заявил лидер партии Сергей Миронов "Интерфаксу".

Иное мнение высказала Interfax-Russia.ru профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Людмила Пронина.

"В прогрессивной шкале имеет значение, какой установить шаг, ту дельту заработной платы, на которую мы повышаем процент. Введение прогрессивной шкалы налогообложения, это, в том числе, уход бизнеса в теневую экономику и социальный антиэффект. Понятно, что это чисто фискальная проблема, так как сейчас нет иного выхода, чтобы залатать дыры в бюджете", - сказала Людмила Пронина.

Однако, по мнению экономиста, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, в настоящее время в России бюджетные трудности сильно преувеличиваются.

"В бюджете валяются без движения почти 9 трлн рублей. Бюджет не знает, куда девать деньги, он захлебывается от них. Неиспользуемые остатки средств на счетах федерального бюджета, согласно отчетности Минфина на 1 апреля, 8,6 триллионов рублей. То, что министр финансов рассказывает о том, что у него нет денег, это его представление о том, сколько он денег должен иметь в кармане, я ему завидую", - заявил экономист Interfax-Russia.ru.

По мнению президента компании экспертного консультирования "Неокон" Михаила Хазина, пока делать прогнозы по налоговым реформам в 2018 году рано, но введение прогрессивной шкалы налогообложения - мера, востребованная в России.

"Во всех странах мира во время кризиса налоги снижают, а не увеличивают. По экономической причине повышение ставки НДФЛ и ставки НДС – это бред. Давайте дождемся 2018 года и посмотрим. Если у нас будет адекватное правительство, то все эти идеи будут с негодованием отвергнуты, как тяжелый бред. За исключением, может быть, прогрессивной шкалы налогообложения", – заявил собеседник Interfax-Russia.ru.

По словам Михаила Хазина, прогрессивная шкала позволяет грамотно собирать налоги с богатых людей.

"Я напомню, что в период максимального экономического взлета Соединенных штатов в 50-60 годы прошлого века максимальная ставка подоходного налога там была 90-91% с дохода свыше 3 млн долларов", - отметил экономист.

По его словам, сегодня в России сложилась ситуация, когда богатые имеют много возможностей уклониться даже от тех налогов, которые обязаны платить. Этому способствуют оффшоры и разнообразные налоговые вычеты. Причем, это проблема не только России, но и общемировая.

"У нас сегодня налоговая система устроена под первоначальное накопление капитала. Дело в том, что до тех пор, пока налог 13%, возможно легальное появление богатых людей, а если сделать прогрессивный налог, то мы закрываем эту возможность, и здесь пойдет волна возмущений. То есть, тут есть свои проблемы, и это нужно обсуждать. Тема эта сложная", - объясняет Михаил Хазин.

По повышению ставки НДС прогнозы также неутешительны. Людмила Пронина считает, что это приведет к снижению прибыльности товаров и услуг.

"НДС - налог оборотный, он целиком идет в федеральный бюджет. В этом и есть причина повышения ставки, конечно. Но увеличивать НДС сейчас не самая хорошая идея, так как налог вычитается из прибыльности, а у нас и так бизнес в очень плохом состоянии, потому что инвестирование брать неоткуда, внешние рынки закрыты, внутренние рынки тоже закроются с такой высокой ставкой. Да и мощности изношены, за исключением оборонного комплекса, загружены на 90-100%; просто не на чем уже что-то производить дополнительно", - утверждает эксперт.

Она также добавляет, что если меры по повышению НДС и увеличению налогов будут введены в одно время с остановкой индексаций пенсий и зарплат, согласно прогнозу министерства экономического развития, это может привести к серьезным проблемам в российской экономике.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook