Interfax-Russia.ru - Власти РФ выделили квоты на строительство нового рыболовного флота. Рыбаки сомневаются, смогут ли отечественные верфи оперативно поставить необходимое количество судов.
Вопрос с квотами на строительство рыболовного флота в России решился с введением поправок в закон о рыболовстве, согласно которым с 2019 года вводится инвестиционная квота в размере 20%, 15% из которой планируется направлять на строительство рыболовных судов.
На этот шаг власти пошли потому, что рыболовецкий флот изношен, новые суда строятся в небольших количествах, а чтобы увеличить вылов, требуется полное обновление флота, производство суперсовременных траулеров.
В настоящее время в отрасли насчитывается 2 тыс. 196 судов. Их основная часть - 71% - сосредоточена в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. С 1995 по 2012 годы количество российских добывающих судов сократилось на 28%. В 1995-2012 годах флот на 88% пополнялся бывшими в употреблении судами иностранной постройки. Доля новых судов составила 12%, из них российской постройки - только 10%.
Из 52 судов, построенных в России в 1995-2012 годах, 50 судов - малотоннажные и только 2 судна - среднетоннажные, построенные в 2002-2003 годах. За рубежом за последние 10 лет российские рыбаки заказали 11 рыбопромысловых судов, в том числе 1 крупное, 6 средних, 4 малотоннажных.
Предлагаемые для повышения эффективности отрасли меры также предусматривают увеличение срока закрепления квот с сегодняшних 10 до 15 лет.
Общий вылов всех российских пользователей в 2016 году, по данным Центра системы мониторинга рыболовства и связи, на 19 сентября составил 3 млн 621,7 тыс. тонн, что на 210,9 тыс. тонн, или на 6,2% больше уровня прошлого года, сообщает пресс-служба Росрыболовства.
В Дальневосточном бассейне вылов вырос на 223,2 тыс. тонн и достиг 2 млн 482,7 тыс. тонн. На промысле минтая выловлено на 60,8 тыс. тонн больше - 1 млн 444,7 тыс. тонн.
Общий вылов в Северном бассейне увеличился по сравнению с показателем на аналогичную дату прошлого года на 7,8 тыс. тонн - до 437,4 тыс. тонн. На промысле трески вылов вырос на 12,7 тыс. тонн – до 312,9 тыс. тонн. Вылов пикши составил 90,2 тыс. тонн, что больше уровня прошлого года на 28,4 тыс. тонн.
В Азово-Черноморском бассейне добыто на 10,5 тыс. тонн больше - 73,8 тыс. тонн. На промысле хамсы вылов вырос на 3,2 тыс. тонн - до 25 тыс. тонн. На промысле тюльки добыто на 1,4 тыс. тонн больше - 7,3 тыс. тонн.
Общий вылов водных биоресурсов в Каспийском бассейне составил 34,4 тыс. тонн, что меньше уровня прошлого года на 2 тыс. тонн. На промысле кильки добыто на 0,2 тыс. тонн больше - 1,2 тыс. тонн. Вылов крупных и мелких пресноводных составил 15,7 тыс. тонн, что на 1,2 тыс. тонн меньше уровня прошлого года.
В Балтийском море вылов увеличился на 9,2 тыс. тонн и достиг 53,8 тыс. тонн. На промысле шпрота добыто 27,2 тыс. тонн, что больше уровня прошлого года на 7,9 тыс. тонн. Вылов балтийской сельди вырос на 2,2 тыс. тонн - до 18,4 тыс. тонн.
Освоение российскими рыбопромышленными предприятиями квот вылова водных биоресурсов в зонах иностранных государств составляет 293,5 тыс. тонн, что меньше уровня прошлого года на 31,8 тыс. тонн.
В конвенционных районах и открытой части Мирового океана российский вылов составил 217 тыс. тонн, что на 10,4 тыс. тонн меньше уровня прошлого года.
Федеральное агентство по рыболовству разработало механизм поддержки строительства средне- и малотоннажных судов рыбопромыслового флота и небольших рыбоперерабатывающих фабрик с использованием квот на инвестиционные цели. Он дополнил комплекс мер, вошедших в проекты актов правительства по распределению инвестквот.
Например, как сообщает ведомство, в перечень объектов инвестиций для Дальнего Востока включены среднетоннажные и малотоннажные суда и береговой завод мощностью примерно 10 тыс. тонн сырья в год. Предусмотрено выделение квот в четырех основных зонах промысла: у Восточной и Западной Камчатки, Северных и Южных Курил. В них сосредоточены значительные объемы водных биоресурсов (треска, камбала, палтус, терпуга, кальмар, макрурус, навага), освоение которых может быть эффективным на базе средних и малых производственных комплексов.
В каждой зоне может быть выделено около 20-30 тыс. тонн инвестквот. Требования к выделению квот минимальные. Например, на судах может не быть перерабатывающих фабрик. А береговые заводы будут продлевать технологическую цепочку, принимая на переработку уловы, в том числе новых судов.
Для Северного бассейна также вводится дополнительный тип объекта инвестиций – завод небольшой мощности – от 5 тыс. тонн сырья в год.
При этом, развивая производство на основе квотируемых водных биоресурсов, инвесторы могут одновременно работать и на неквотируемых объектах промысла (сардина иваси, скумбрия, командорский кальмар и другие), которые сейчас недоосваиваются. Это позволит обеспечить высокую загрузку флота и снизить риски инвесторов.
В настоящее время в течение 5-7 лет необходимо построить рыболовный флот суммарной мощностью годового вылова до 1 млн тонн, заявил заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук на форуме судостроителей в Мурманске.
По его словам, российские рыбаки должны изучить лучшую мировую практику и начинать внедрять ее в свои проекты.
По оценке Петра Савчука, сейчас заявок на строительство судов гораздо больше, чем возможностей у российских судоверфей. И основная задача отрасли сейчас – "развести возможности и графики строительства".
Однако, по мнению рыбопромышленников, стоимость строительства судов сегодня в России выше, чем за рубежом, да и сроки исполнения заказов оставляют пока желать лучшего.
"На словах российские верфи готовы принимать заказы на изготовление крупнотоннажников. Другой вопрос, в какой срок они смогут построить то, что до этого никогда не строили, и сколько это будет стоить", - сообщил Interfax-Russia.ru руководитель финансового управления ГК "Доброфлот" Александр Шулдык.
А, по мнению бывшего капитана Тихоокеанского управления промысловой разведки и научно-исследовательского флота (ТУРНИФ) Александра Чернобаба, сложность возникнет с комплектацией судов.
"В начинке - с дизелями, электрооборудованием. У нас же все эти заводы в основном остановились, в полуразрушенном состоянии. Построить коробку – не проблема", - отметил он Interfax-Russia.ru.
По мнению заместителя генерального директора ООО "Русская рыбопромышленная компания" Анатолия Володина, сами российские верфи не готовы к массовым заказам на строительство новых современных судов по индивидуальным проектам рыболовных компаний.
"Прошло очень много времени с последней стройки подобного судна. На российских верфях нет ни соответствующих мощностей, ни оборудования, ни опытного персонала. В идеале первые суда должны поступить в рыболовецкую компанию через 1,5-2 года, а по нашему прогнозу, российским верфям необходимо 1,5 года только для того, чтобы переоснаститься, и еще года два для постройки судна", - объяснил отраслевик Interfax-Russia.ru.
Он уточнил, что с российских стапелей первое судно сможет сойти не раньше, чем через 4-5 лет, а востребованы многотоннажные траулеры уже сегодня.
Мнение о том, что на сегодняшний день выгодно было бы на первом этапе заказывать флагманы за рубежом, привлекая к контролю за качеством и процессом производства российских специалистов, одновременно развивая и российские верфи, высказывает и Александр Шулдык.
"Такой подход существенно бы повысил вероятность реализации проекта строительства крупнотоннажников. Вероятность обновления рыбопромыслового флота возрастет еще выше, если будет реализован механизм, при котором прежде чем закрепить за собой долю инвестиционных квот, рыбаки будут вынуждены не только пообещать что-то построить, не только подписать инвестиционные соглашения, не только заключить договора с верфями, не только заложить кили и начать что-то строить, не только даже что-то построить, а на построенном судне реально что-то поймать, и уже в объеме фактически выловленного претендовать на квоты", - отметил он.
Между тем, по словам российского производителя судов, председателя совета директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" Олега Братухина, рыбопромышленники выдают желаемое за действительное.
"Хотелось бы им построить за рубежом, и с их точки зрения это понятно. Там налаженное производство, твердые цены, финансирование. Но в мире собственные национальные биоресурсы всегда используются для развития собственной экономики, в том числе судостроения", - сказал он Interfax-Russia.ru.
По его словам, к примеру, в США существует прямой законодательный запрет на использование в американской экономической зоне судов, построенных на зарубежных верфях.
"Что касается крупнотоннажинков, то ни с инженерной, ни с технической точки зрения нет никакой разницы между постройкой крупнотоннажного и среднетоннажного судна одного типа. Другое дело, что у нас нет опыта строительства крупнотоннажных траулеров-процессоров", - отметил судостроитель.
По его мнению, зарубежные технологии строительства необходимо приводить в Россию.
"Я знаю не понаслышке, что крупные носители технологий готовы к нам прийти. Это ряд европейских стран, некоторые азиатские верфи готовы создавать с частными верфями совместные предприятия. Это достижимо, если они увидят реальный портфель заказов", - отметил Олег Братухин.
Ведущие мировые производители оборудования также готовы прийти в Россию, считает эксперт.
"Ко мне обращались из Минвостокразвития еще в прошлом году для того, чтобы я выяснил этот вопрос. Я беседовал с иностранными производителями, и вот что интересно, не только производители промысловых траловых комплексов, но даже монополист, компания Baader, единственная, кто производит оборудование для производства филе, даже она подтвердила, что готова прийти в Россию и здесь собирать свое оборудование. Были бы заказы", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.
В свою очередь, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер РФ Юрий Трутнев заявил, что государство должно взять на себя риски по строительству первой партии рыболовных судов по системе "квота под киль".
"Надо, чтобы все риски по производству первой серии судов взяло на себя государство, мы не можем их возлагать на инвесторов. Так что придется расходы на первую партию взять на себя. Всю эту шапку финансовую, которая связана с непрямыми затратами, с затратами на создание производства и т.д.", - заявил он в интервью "Российской газете".
В результате, по его словам, "инвестору останется чистая цена судна, она должна быть не выше, чем в Корее, Китае или США".
"Все остальное мы оплатим за счет программы Минпромторга, за счет льготных кредитов и других финансовых инструментов. Тогда нам будет о чем поговорить с инвесторами", - сказал полпред.
Необходимость данного решения Юрий Трутнев объяснил тем, что рыболовные суда в РФ не строились много лет. "Люди привыкли покупать их за рубежом. Они приезжают в Корею, открывают каталог, выбирают судно, оснастку, двигатель, а потом им озвучивают срок и цену. И покупатель понимает, что это реальные срок и цена. Никто не скажет: извините, мол, мы носовую часть у корабля построили, а на корму денег не хватает. Это невозможно. Это только декларация, что мы в России можем построить суда. Это огромный риск, который нельзя возлагать только на инвестора. И судостроительные предприятия тоже этот риск не потянут", - заявил он.
Простимулировать развитие рыбохозяйственного комплекса в РФ с помощью квот можно будет только с помощью отлаженного механизма их получения, уверен Александр Шулдык.
"Если механизм будет предполагать сначала демонстрацию объективного и подтвержденного результата, а уже потом раздачу квот, то шансы на обновление и развитие есть. Если же для получения инвестиционных квот достаточно будет в очередной раз что-то торжественно пообещать, то не думаю, что в итоге что-то новое и работоспособное будет реально построено", - отметил он.
Обозреватель Александра Лоскутова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook