Interfax-Russia.ru – Инспекторам ГИБДД запретили контролировать скоростной режим радарами без фото и видеофиксации. Правда, пока не совсем ясно, как это указание будет претворено в жизнь.
С каждым годом в России увеличивается число приборов, автоматически фиксирующих нарушение правил дорожного движения. Удобство и выгода от таких нововведений очевидна – сотрудников ГИБДД избавляют от монотонной работы, к тому же, техника гарантирует беспристрастность оценки нарушения, а значит, и справедливость наказания.
Очередным шагом на пути усиления контроля стал приказ главы МВД РФ Владимира Колокольцева, запретившего инспекторам ГИБДД использовать радар без функции визуальной фиксации, который в простонародье называют "фен".
"25 июля 2012 года руководителям территориальных органов МВД России было направлено указание министра внутренних дел РФ генерал-лейтенанта полиции Владимира Колокольцева "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". Данным указанием, в частности, предписано прекратить применение инспекторами ДПС приборов измерения скорости движения транспортных средств, не имеющих функций фото-видеофиксации", – говорится в сообщении, размещенном на сайте ГИБДД.
Предложение министра внутренних дел эксперты и простые автолюбители поддержали, отмечая, что новшество поможет объединить независимость оценки нарушений и неотвратимость наказания. В то же время многие усомнились в том, что после 25 июля ситуация на дорогах кардинально изменится. Проблема не только в невозможности водителей доказать свою правоту, ведь распоряжение министра еще не внесено в существующее законодательство. Но и в несовершенстве самой техники, которая с чьей-то легкой руки может оказаться не совсем беспристрастной и, например, автоматически завышать зафиксированную скорость или сверяться с устаревшими данными.
Кстати, такое уже бывало – камеры, установленные на Волгоградском проспекте Москвы, верно фиксировали скорость авто, но из-за неточности в данных штрафы получали те, кто не нарушал правила.
"Специальное техническое средство, имеющее функцию фотосъемки, фиксировало нарушение водителями скоростного режима, превышающего 60 км/ч. В то же время в июле 1997 года правительством Москвы издано постановление, согласно которому на всем протяжении Волгоградского проспекта от ул. Талалихина до МКАД разрешенная скорость движения транспорта увеличена до 80 км/ч", – отметила в сообщении Генпрокуратура.
Впоследствии эта ошибка стала предметом судебного разбирательства, и после выяснения обстоятельств прокуратура постановила отменить штрафы, наложенные за мнимое превышение скорости.
Тем не менее, подобные провалы техники, фиксирующей нарушения правил ПДД, не стали причиной для отказа от ее использования. Хотя бы потому что установка автоматических комплексов фиксации в 2012 году принесет государству дополнительные 3 млрд 85 млн рублей дохода за счет полученных штрафов.
Еще в феврале первый вице-премьер Игорь Шувалов отметил, что все чаще слышит разговоры о необходимости сокращения числа инспекторов ГИБДД. И если чиновники перейдут от слов к делу, выходом может стать увеличение количества тех самых комплексов фиксации.
"Эти комплексы показывают достаточно серьезную результативность. Нарушителей оказалось больше, чем мы думали изначально, в то же время, с началом работы комплексов количество нарушений стало сокращаться", – сообщил заместитель мэра Москвы Николай Лямов, отметив, что до конца 2012 года количество видеокомплексов в Москве доведут до 600. Еще 15 комплексов и 20 камер в течение года установят на территории "новой Москвы".
Кроме того, техника начнет следить и за парковкой автомобилей – например, в 2012 году на московские дороги выпустят сто специально оборудованных машин, которые будут ездить по городу и фиксировать нарушения. При разработке новых маршрутов учтут не только количество нарушений в том или ином районе, но и напряженность транспортной сети.
"В течение 3-5 дней автовладелец получит уведомление о нарушении и необходимости оплатить штраф", – рассказал руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы Максим Ликсутов.
С помощью дорожных камер инспекторы также смогут разыскать угнанные машины – такая практика уже действует в столице. Техника фиксирует номера проезжающих машин и сверяет их с базой угнанных автомобилей. Совпадение номеров станет сигналом для выезда экипажа ГИБДД или группы задержания.
В ГИБДД также отмечают, что сейчас прорабатывается возможность наказания водителей, которые объезжают дорожные заторы через дворы. И хотя работа еще только начата, в ведомстве не исключают, что для этого также будут использовать системы видеофиксации.
"Превентивный характер, который со временем приобретет этот комплекс мероприятий (в частности, с установкой предупреждающих знаков), эффективен при формировании цивилизованных привычек у российских водителей", – рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор холдинга "Совтрансавто" Владимир Тян.
Кстати, несмотря на усиление контроля на дорогах, в России до сих пор нет единого знака фотовидеофиксации, предупреждающего водителя о приближении к камере.
"В некоторых регионах устанавливаются информационные таблички, предупреждающие о ведущейся фото- видеофиксации нарушений ПДД, но какого-либо единообразия среди них нет. В каждом регионе они разные и каждый регион устанавливает их на собственное усмотрение", – пояснил официальный представитель ГУОБДД МВД РФ Владимир Шевченко.
Чтобы устранить этот пробел, в ГИБДД объявили конкурс на внешний вид нового знака. Посетители ведомственного сайта могут выбрать один из 12 представленных эскизов или прислать свой (по адресу znak@gibdd.ru).
Одной из главных причин для установки на российских дорогах фиксирующей аппаратуры стало намерение властей справедливо наказывать нарушителей правил дорожного движения. К тому же, слежение за движением в автоматическом режиме – эффективная практика, распространенная за рубежом.
"В Великобритании, например, камеры очень активно применяют. Есть правда, существенно отличие: если у нас установка камеры на дороге преследует немалую коммерческую цель, то в той же Великобритании – это исключительно мера дорожной безопасности. Там камеры не ставят где попало, не маскируют в кустах, чтобы водитель не заметил, а устанавливают на опасных участках под большими предупреждающими знаками", – рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор курьерской компании City Express Алексей Кичатов.
В то же время эксперты отмечают, что за границей сама система устроена гораздо лучше, и если в России камеры устанавливают, чтобы наказывать нарушителей ПДД, то на Западе фото- и видеофиксация, в первую очередь, направлена на снижение скорости.
"В Финляндии, например, существует система предупреждения об автоматическом контроле скорости. Сначала видишь знак ограничения скорости, потом знак о контроле, потом знак обратной связи с водителем, который показывает на дисплее реальную скорость ТС, а лишь затем "штрафующий" прибор для самых непонятливых. Тут главное замедлить, а не оштрафовать. У нас же доблестью считается поставить знак в самом неожиданном и относительно безопасном месте", – рассказал Interfax-Russia.ru директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса ООО "Рено Тракс Восток" Алексей Шарапанюк.
Немаловажную роль играют сами и правила дорожного движения. По словам эксперта, в Европе нет автострад с указателями населенных пунктов, после которых нужно снижать скорость до 60 километров в час. В России же такая практика распространена повсеместно.
"В Европе, если стоит ограничение 70 км/ч, то ехать 80 – реально опасно. А в России полно знаков "40", мимо которых на 100 км/ч спокойно движется колонна транспорта. Таким образом ГИБДД снимает с себя ответственность", – подчеркивает эксперт.
И хотя эксперты подчеркивают, что введение автоматизированного контроля за скоростью на дороге сделало российских водителей более дисциплинированными, панацеей от нарушения правил дорожного движения такая мера не станет.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
.
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".