Interfax-Russia.ru – Система ГЛОНАСС спустя 15 лет снова готова к работе - пока ее опробуют на общественном транспорте. И если эксперимент окажется удачным, она заменит систему GPS в России.
В ночь на 3 октября на космодроме Плесецк в Архангельской области состоялся 20-й космический запуск, осуществленный Россией в 2011 году. В этот раз на орбиту отправился навигационный спутник "Глогасс-М", который позволит российскому ноу-хау, системе ГЛОНАСС, работать наравне с широко известной американской спутниковой системой GPS.
Со спутником уже установили связь и в ближайшее время его должны ввести в работу – ориентировочно это произойдет до 1 ноября.
По словам генконструктора и гендиректора ОАО "Информационные спутниковые системы" Николая Тестоедова, этот запуск имеет "рубежное значение", поскольку на орбиту выведено 24 спутника – этого количества хватит, чтобы обеспечить непрерывный и надежный прием навигационных сигналов на территории всей Земли. Кроме того, в конце 2011 года Россия запустит еще три резервных спутника, а четвертый резервный выведут на орбиту в начале 2012 года.
Взялись за старое
История глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС) началась еще в 70-х годах – тогда в космос запустили спутники, рассчитанные на три года работы, и в середине 90-х глобальную навигационную спутниковую систему начали использовать военные. Но экономический кризис не позволил полноценно финансировать проект, поэтому со временем ГЛОНАСС деградировала. Снова работать над проектом в России начали, когда системы навигации стали популярны среди обычных людей – появились портативные навигаторы, которые помогали не плутать по пути из пункта "а" в пункт "б", а ехать, что называется, "по наводке". Кроме того, навигационные приборы устанавливали на общественный транспорт и стали использовать в интересах обороны.
"Система ГЛОНАСС, равно как и GPS это, прежде всего, системы военного назначения, точнее, это системы двойного назначения. Их задача - обеспечить навигационный суверенитет государства при решении геополитических и экономических задач в любом уголке земного шара", - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель исполнительного директора ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС – Форум" Игорь Лисовой.
По его словам, принципы работы систем схожи, но не нужно забывать, что управляет системой GPS военное ведомство США, и с этой системой работают наши военные.
3 октября Россия после 15-летнего перерыва восстановила штатную численность спутников системы ГЛОНАСС.
"Спустя 15 лет система ГЛОНАСС в полном составе. Когда запущенный сегодня 24-ый космический аппарат будет введен в строй, во всех международных организациях Россия встанет на один уровень с США, у которых есть система GPS", - заявил журналистам заместитель главы "Роскосмоса" Анатолий Шилов.
Он также отметил, что группировка из 24 аппаратов позволяет принимать сигналы ГЛОНАСС без ограничений по всему миру. Кроме того, увеличение числа спутников на орбите поможет улучшить точность системы.
"Еще два-три года назад ГЛОНАСС обеспечивала местоопределение с точностью 30-50 метров, сегодня мы говорим уже о точности 5-6 метров. Через два-три года мы выйдем на точности в один метр", - рассказал журналистам генконструктор и гендиректор ОАО "Информационные спутниковые системы" Николай Тестоедов.
Цена вопроса
В конце июня, когда работа над выводом спутников на орбиту еще шла полным ходом, премьер-министр РФ Владимир Путин на межрегиональной конференции "Единой России" в Екатеринбурге заявил, что государство будет обновлять орбитальную группировку системы ГЛОНАСС и не допустит ее повторной деградации. Поэтому для поддержания системы в 2012 году будет выделено 20,5 млрд рублей, в то время как на развитие космоса и коммуникаций заложена сумма в 161 млрд рублей. Кроме того, Россия будет работать над тем, чтобы наземное оборудование системы ГЛОНАСС производилось на территории страны.
"Сегодня дешевле его делать в Китае, Индии, Южной Корее и т.д. Если мы добились того, чтобы и по качеству, и по цене мы научились бы производить наземную аппаратуру внутри страны, это было бы вообще замечательно", - добавил глава правительства.
Основное назначение системы ГЛОНАСС – навигация, определение скорости движения и точного времени. Развитие собственной навигационной системы позволит России, прежде всего, быть независимой от зарубежных разработок. Кстати, в Европе и Китае есть собственные аналоги системы GPS – европейская Gallileo и китайская Compass.
"Недавно прошедший Арктический форум еще раз подтвердил планы страны по развитию северных территорий. Преимущество системы ГЛОНАСС заключается в особенности построения спутникового сегмента, который позволяет наиболее качественно и надежно решать вопросы позиционирования в северных широтах", - сообщил Interfax-Russia.ru Игорь Лисовой.
Согласно указу президента от 17 мая 2007 года, использование российской системы будет не только неограниченно, но и безвозмездно – потребителю необходимо только купить приемник, который работает с системой ГЛОНАСС. Такие приборы, по оценкам специалистов, будут стоить не менее 5 тыс. рублей, что сопоставимо со стоимостью GPS-приемников.
30 октября на сайте кабинета министров России было опубликовано постановление правительства, согласно которому с 1 января 2012 года автопарк российских транспортных компаний, осуществляющих пассажирские перевозки, должен быть оборудован спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
"К сожалению, большое количество ДТП на пассажирском транспорте, особенно в междугороднем сообщении, связано с нарушением водителями правил ПДД, а также режимов труда и отдыха. Навигационная система ГЛОНАСС помогает, в первую очередь, отслеживать скоростные режимы, тахографы же позволяют контролировать соблюдение режимов труда и отдыха. Поэтому сейчас речь идет об использовании на пассажирском транспорте и ГЛОНАСС-решений, и тахографов", - сообщил агентству "Интерфакс-АВН" исполнительный директор компании "М2М телематика" Алексей Смятских.
По его словам, это небольшая плата за безопасность пассажиров на транспорте, тем более что сейчас уже появилось новое бюджетное оборудование ГЛОНАСС стоимостью 9,9 тыс. рублей.
"Это всего лишь несколько процентов от стоимости самого транспортного средства", - добавил Алексей Смятских.
Пока же одной из наиболее очевидных проблем остается отсутствие на рынке навигаторов, работающих с системой ГЛОНАСС, хотя некоторые производители уже заверяют, что создали мультисистемные приборы, которые работают и с GPS, и с ГЛОНАСС.
"Я знаю, по крайней мере, три крупных зарубежных производителя навигаторов, которые заявляют о способности своих устройств работать с сигналами ГЛОНАСС и GPS", - рассказал Interfax-Russia.ru заместитель исполнительного директора ассоциации "ГЛОНАСС/ГНСС–Форум" Игорь Лисовой.
Удобство прибора, работающего с двумя системами, очевидно: он более точно определяет координаты и меньше реагирует на помехи. Но покупка такого гаджета связана с определенным риском. Дело в том, что навигаторы не подпадают под требования обязательной сертификации, чем пользуются некоторые производители.
"На российском рынке пока еще нет ни одного производителя, подтвердившего соответствие заявляемых характеристик в независимой лаборатории или добровольной системе сертификации. Так что в этом вопросе пока нужно полагаться лишь на честность производителя и надпись ГЛОНАСС на упаковке, которая, кстати, вовсе не гарантирует потребителю каких-либо преимуществ", - заметил Interfax-Russia.ru Игорь Лисовой.
Со следующего года начнется масштабное переоснащение пассажирского транспорта отечественными средствами контроля труда и отдыха водителя (тахографы) отечественного производства.
"Мы со следующего года будем оборудовать весь коммерческий транспорт, а также автотранспорт, который перевозит опасные грузы и пассажиров, тахографами российского производства с системой ГЛОНАСС", - заявил глава ведомства Игорь Левитин на правительственном часе в Госдуме РФ.
Будущее российской навигационной системы
Впрочем, на этом использование ГЛОНАСС не заканчивается. В числе масштабных проектов – создание электронной карты водных путей России, проект "Интеллектуальные транспортные системы", который позволит в режиме реального времени контролировать ситуацию на дорогах. А также проект экстренного реагирования при авариях, или "ЭРА-ГЛОНАСС".
Проект "Интеллектуальные транспортные системы" в 2011 году уже стартовал в Москве и Уфе, через год нововведение доберется и до Северной столицы.
В рамках проекта в Москве установят около 50 информационных табло, на которых будет показана загруженность дорог столицы и варианты объезда пробок. Также будет создан центр видеофиксации нарушений ПДД, а на МКАДе оборудуют шесть постов весового контроля за движением грузового транспорта.
Проект "Эра-ГЛОНАСС" стартует в России в декабре 2013 года. Передатчики этой системы будут устанавливать на автомобилях, и во время аварий с помощью сотовой связи они мгновенно самостоятельно будут вызывать экстренные службы и указывать место своего положения. Эта услуга будет бесплатной, но любой водитель сможет дополнить систему платными опциями.
"На эту систему могут быть наложены некие дополнительные сервисы, например обеспечение безопасности водителя и пассажиров, сохранности самого транспортного средства, услуги по льготному страхованию, оперативная дилерская помощь в случае поломок транспортного средства, системы межмашинного взаимодействия, интеллектуальные системы помощи водителю, взимание платежей при использовании платных автодорог, контекстная реклама и многое другое", - рассказал Interfax-Russia.ru Игорь Лисовой.
Для устойчивой работы системы будет нужно, чтобы машина всегда находилась в зоне действия мобильной связи. Но сейчас в России сотовой связью покрыто лишь 600 тыс. км автодорог, а полного покрытия стоит ждать не раньше 2017 года.
Установка приемников системы "ЭРА-ГЛОНАСС" на автомобили, выпущенные до 2013 года, будет добровольной, сообщил "Интерфаксу" представитель федерального сетевого оператора в области ГЛОНАСС "НИС ГЛОНАСС" Андрей Ионин.
"Цена такого оборудования будет очень невелика - $100-150, а по мере развития системы она будет снижена", - добавил Андрей Ионин. Автомобили, выпущенные после 2013 года, будут в обязательном порядке оснащаться данной системой.
Сейчас государство делает все, чтобы максимально развить систему ГЛОНАСС. И если российское ноу-хау приглянется водителям, допустим, будет работать лучше GPS, ее ждет большое будущее.
"Навигационные технологии начнут свое активное продвижение в других областях, таких, например, как сельское хозяйство, дорожное строительство, спорт и туризм, лесное хозяйство и пр. Для сравнения, в США таких областей применения более полусотни", - сообщил Interfax-Russia.ru Игорь Лисовой. Однако он подчеркнул, что уже сегодня на развитие системы государство выделяет меньше средств, чем запрашивали разработчики.
Впрочем, это не говорит о том, что прекрасный старт ГЛОНАСС вновь закончится провалом. На проект уже выделили немало средств и даже планируют до конца 2018 года перевести систему на новые спутники "Глонасс-К". Но сейчас будущих потребителей больше волнует цена приборов с поддержкой ГЛОНАСС, нежели очевидные преимущества системы. И лишь немногие с нетерпением ждут момента, когда российскую разработку можно будет опробовать на деле.
Обозреватель Татьяна Кочеткова