Interfax-Russia.ru – МВД РФ решило изменить "пресловутую палочную систему", введя новые критерии оценки работы стражей порядка. Экспертов терзают сомнения в эффективности нововведений.
Прошло около месяца с тех пор, как президент России Дмитрий Медведев в телеинтервью по итогам года заявил о необходимости реформирования МВД. Вот как он очертил контуры будущей реформы: "Люди хотят, чтобы их защищали безупречные в нравственном, а уж тем более в правовом плане сотрудники милиции и хотят доверять им. Я уверен, что мы сможем создать такую структуру. Но при этом (и это тоже абсолютно точно) огромное количество, подавляющее большинство сотрудников министерства внутренних дел – это честные, преданные своему делу люди".
В четверг преобразования в милиции вновь стали одной из самых обсуждаемых тем в стране. МВД РФ подготовило приказ, который положил конец прежней системе оценки работы милиционеров, заявил глава ведомства Рашид Нургалиев. "Мы подготовили приказ N25 от 19 января, он уже вышел, в соответствии с которым при оценке работы сотрудников органов внутренних дел будет учитываться мнение населения. Мы максимально уходим от валовых показателей",- сказал Нургалиев 21 января на заседании президиума Ассоциации юристов России (АЮР).
Министр подчеркнул, что основными критериями работы милиции теперь должны стать качество и строгое соблюдение законности. "Мы заинтересованы, чтобы наша статистика была объективной. В начале 90-х была поставлена задача уйти от укрытия преступлений, поэтому и расписывали от и до, а это порочная практика: на бумаге мы все маги. Нужны качество и результаты",- заявил министр. "Мы продумали, чтобы работала административная практика: не количество протоколов, а решения по ним, которые принимаются судьями или органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях",- добавил Нургалиев.
Отметим, что в декабре прошлого года глава МВД заявлял, что некоторые региональные органы внутренних дел еще используют так называемую "палочную" систему учета раскрываемости преступлений. "Я полагаю, что в отдельных территориальных подразделениях до сих пор практикуется так называемая "работа на показатели". Мы с этим сталкиваемся, анализируя и обращения некоторых наших сотрудников", - сказал Нургалиев в эфире радиостанции "Милицейская волна". Он подчеркнул, что "за подобную деятельность некоторые руководители были освобождены от занимаемых должностей".
По словам главы МВД, еще в 2005 году ведомство принципиально отказалось "от так называемой палочной системы отчетности". "Именно тогда совместно с Генеральной прокуратурой России мы приняли решение об изменении государственного подхода к выявлению и учету преступлений", - сказал Нургалиев. Министр выразил убеждение в том, что "главным критерием оценки деятельности органов внутренних дел является не отчетность, а эффективность защиты конституционных прав и свобод наших граждан".
Вопросом изменения критериев при оценке эффективности работы милиции, по словам Нургалиева, в МВД начали заниматься еще девять лет назад. "Тогда была разработана и апробирована единая система оценки деятельности ОВД. Основными ее ориентирами стали такие проблемы, как возврат утраченного доверия граждан к милиции и повышение общественного престижа в целом правоохранительной системы", - сказал министр.
Он отметил, что принятые меры позволили серьезно усилить контроль над регистрацией совершенных преступлений, снизить уровень скрытой преступности. "Благодаря тем новым подходам, прозрачности при регистрации преступлений улучшилась ситуация и по выявлению и раскрытию всего массива преступлений. Как итог, начиная с 2006 года уровень преступности в стране начал стабильно снижаться", - сказал Нургалиев.
Он подчеркнул, что с появлением приказа N25 ликвидируются предпосылки "для существования пресловутой "палочной" системы". Глава МВД признал, что прежняя методика учета "толкала милиционеров на приписки". "Нас справедливо критиковали в этом отношении", - отметил Нургалиев.
В новом приказе акцент сделан на индикаторах, которые демонстрируют уровень противодействия совершению тяжких, особо тяжких преступлений, экономических преступлений, совершенных в крупном размере, преступлений, совершенных организованными группами. Наряду с этим "усилена и социальная составляющая в деятельности МВД".
Хитрость принятого нововведения в том, объясняют в МВД, что появились новые критерии, которые характеризуют работу стражей порядка "извне" – по реальным вынесенным судебным решениям или постановлениям прокуратуры. "Результат и качество предварительного расследования преступлений оцениваются по показателям, характеризующим направление уголовных дел в суды прокурором, законность – по доле уголовных дел, возвращенных для дополнительного следствия в органы внутренних дел прокурором и судом", - объяснил Рашид Нургалиев. Отрицательную оценку заработают сотрудники милиции, чьи постановления об аресте, обыске или, например, изъятии документов будут отменены вышестоящим начальством или судебными инстанциями.
В то же время, большое значение будет уделяться такому критерию как оперативность – выше будут оцениваться милиционеры, которые будут раскрывать преступления "по горячим следам".
Эксперты пока с осторожностью комментируют инициативы главы МВД. "По поводу порочности "палочной" системы консенсус сложился у всех давно – и у правозащитников, и у милиционеров, и у политиков. Ни у кого разногласий нет, но дело почему-то не движется. И сейчас никто пока не убедил нас, что что-то по-настоящему может получиться. МВД нужен новый штат, новая структура, новые правила, а предпосылок для этого нет никаких", - заявил изданию "Коммерсант" член Московской Хельсинкской группы Валерий Борщев. В свою очередь председатель профсоюза сотрудников милиции Москвы Михаил Пашкин говорит, что еще не видел нового приказа, но отмену приказа N650 – того самого, который много лет вынуждал сотрудников милиции искусственно завышать раскрываемость преступлений – называет "серьезным решением, означающим, что на МВД хоть как-то подействовала критика общества".
В то же время известный адвокат, председатель комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена прокомментировал журналистам выступление Нургалиева с гораздо большим оптимизмом. "Мы давно настаивали на том, чтобы среди критериев, по которым оценивают деятельность сотрудников милиции, было общественное мнение", - заявил он.
Главное, что смутило большинство специалистов – неясность в том, кто же будет оценивать деятельность милиции от российского общества, и как именно это будет происходить. Эксперты опасаются, что общественный контроль правоохранительных органов, об отсутствии которого уже много лет твердят правозащитники, может в конечном счете оказаться фикцией. Если под "независимыми источниками" выступят чиновники или даже частично зависимые структуры, проку от нововведений не будет, опасаются специалисты.
Между тем, в МВД поспешили развеять подобные опасения – новый приказ предполагает использование в качестве важнейшего показателя работы сотрудников независимые социологические опросы населения. Об этом заявил незадолго до выхода этой публикации Рашид Нургалиев. "В систему оценки вводятся показатели, характеризующие общественное мнение о работе ОВД, причем, что особенно важно, оно учитывается на основе вневедомственных источников социологической информации", - сказал министр в ходе всероссийской видеоконференции, разъясняя руководителям территориальных органов внутренних дел положения нового приказа об оценке деятельности милиции. Нургалиев подчеркнул, что этот приказ решает важнейшую задачу повышения объективности оценки, так как вневедомственная оценка любой социальной системы, по его словам, является наиболее непредвзятой.
Стоит отметить, что рядовые сотрудники МВД, как и эксперты, особых причин для радости пока не видят. На одном из крупнейших профессиональных форумов работников милиции Police-Russia.ru появление приказа N25 вызвало бурные обсуждения, причем настороженность стражей порядка местами граничит с откровенным пессимизмом. "Если что-то поменяется, то в худшую сторону для милиции, а цифровые показатели как были, так и будут, только замаскируются под красивые изречения, плюс расширят штат каких-нибудь статистов, пресс-офицеров и прочей тыловой нечисти", - пишет пользователь под ником Старший Участковый. "При нынешней вертикали, какие либо изменения в МВД невозможны", - считает другой форумчанин AAS. Встречаются, впрочем, и противоположные мнения. "Наконец-то не будет этой позорной погони за палками и раскрываемостью, и сотрудники милиции начнут нормально работать", - надеется ветеран форума Sharapov. В общем, в самой милиции, как и в обществе, объективных перемен пока не видят, но все сильнее их ждут и надеются, что реформа не останется на бумаге.
Добавим, что начавшаяся в конце 2009 года реформа МВД предполагает сокращение численности личного состава министерства на 20%, повышение денежного довольствия оставшимся сотрудникам, кадровую ротацию, единое финансирование милиции из федерального бюджета и ряд других мер, в числе которых пересмотр критериев оценки деятельности правоохранительных органов.
Кстати, не менее злободневный, чем "палочная" система, кадровый вопрос руководство МВД намерено решать различными методами, среди которых довольно неординарные. К примеру, на днях Нургалиев сообщил, что при отборе сотрудников или назначении их на новые должности уже в обозримом будущем будет в обязательном порядке использоваться полиграф. "В ближайшее время предстоит перейти к использованию детектора лжи при работе с личным составом и кадрами",- сказал глава МВД.
Что ж, похоже, министр дает понять, что на сей раз какие-то перемены в российской милиции определенно грядут, а вот насколько они окажутся в итоге эффективными – покажет время и, конечно, реализация всех заявленных элементов долгожданной реформы на практике.
Обозреватель Сергей Нагорный