Россия / Точка зрения 2 июля 2010 г. 14:26

Выпил – за руль не садись!

Interfax-Russia.ru – Депутаты Госдумы РФ в третьем чтении одобрили поправки, запрещающие слегка выпившим водителям садиться за руль.

2 июля Госдума РФ завершила работу над законопроектом, который окончательно и недвусмысленно запрещает пьяным управлять автомобилем. Соответствующие поправки в закон "О безопасности дорожного движения", а также в Кодекс РФ об административных правонарушениях инициировал президент РФ Дмитрий Медведев. Теперь действующий закон полнился нормой, запрещающей управлять транспортными средствами лицам, "находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения".

Как сообщил в интервью "Интерфаксу" главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов, поручение президента России о подготовке предложений по данному вопросу прорабатывалось в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти еще в феврале. А в конце марта Дмитрий Медведев внес законопроект в Госдуму. В частности, из статьи 27.12 КоАП РФ предлагается исключить примечание, допускающее возможность управления транспортным средством при наличии в организме человека абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови (промилле) или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

По мнению главы государства, Россия пока не созрела для либерализации в отношении алкоголя за рулем. "Мы пока не готовы к тому, чтобы разрешать употребление алкоголя за рулем даже в небольших, ограниченных количествах. Это провоцирует реальное пьянство перед тем, как садиться за руль", - заявил Медведев.

"Когда будем готовы, тогда посмотрим", - сказал президент РФ о возможности садиться за руль после употребления незначительного количества алкоголя, - сейчас, я считаю, эта норма подлежит отмене".

Стоит отметить, что законодатели одобрили эти "нормы допуска" в 2007 году. Кстати, тогда сторонники этих поправок апеллировали к нормам, действующим в других странах. В законодательствах разных стран существуют разные количественные показатели допустимого присутствия алкоголя в крови водителя. Например, в Латинской Америке - 0,8 промилле, в Европе - 0,5 промилле. Кроме того, некоторые лекарственные средства содержат этиловый спирт, значит, водитель, принявший спиртовую настойку из аптеки, рисковал лишиться прав точно так же, как если бы злоупотребил алкоголем накануне поездки.

При этом правила дорожного движения сегодня запрещают управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в КоАП предусмотрена ответственность за езду в пьяном виде за рулем в виде лишения прав вплоть до трех лет. С обывательской точки зрения получалось, что вообще-то пьяным за руль садиться, конечно, нельзя, но если чуть-чуть выпил, или в голове бродят остатки вчерашнего хмеля, то вроде бы можно.

Что же получилось? Теоретически инспектор ГИБДД имел право заподозрить гражданина в злоупотреблении, руководствуясь, так сказать, органолептическими методами обследования. А именно: запахом алкоголя изо рта водителя, неустойчивостью его позы, нарушениями речи, дрожанием пальцев рук, резким изменением окраски кожи лица, а также его поведением, не соответствующим обстановке. Кроме того, с 1 июля 2007 года в распоряжении инспекторов появился прибор-индикатор под названием алкотестер.

Надо сказать, что водитель мог и не согласиться с выводами инспектора и даже с показаниями алкотестера. На вполне законных основаниях он мог потребовать от инспектора прохождения экспертизы в медицинском учреждении, а несогласие с результатами обследования на месте отразить в протоколе. Но вот в Екатеринбурге, например, крупном городе-миллионнике, где количество личных автомобилей на душу населения одно из самых высоких в России (за исключением Москвы и Екатеринбурга) таких пунктов прохождения экспертизы всего два, причем в разных концах города. А отказаться от освидетельствования – значит фактически распроститься с правами.

Как пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-службе ГИБДД Екатеринбурга, в этом случае алгоритм действий инспектора прост: составляется протокол о факте отказа, затем суд принимает решение о наказании водителя. Впрочем, сами автомобилисты утверждают, что есть и другой алгоритм, связанный с переходом определенной суммы денег из рук водителя в руки сотрудников ГИБДД. Дескать, это избавляет и от запаха, и от неустойчивой позы и бессвязной речи.

Теперь, после внесения поправок, водитель знает четко: алкоголь и руль несовместимы. "Я вижу положительный эффект от этих поправок, поскольку обществу дали четкий сигнал: алкоголь и вождение автомобиля абсолютно несовместимы, - заявил Interfax-Russia.ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Должен сказать, что в 2007 году я был против введения предельно допустимых норм содержания алкоголя, эти нормы не вписываются в российский менталитет". В то же время Похмелкин не ждет кардинального улучшения ситуации на автодорогах в после введения в действие новых законодательных норм.

"Необходима всесторонняя реформа дорожной полиции на законодательном и организационном уровне, - считает собеседник Interfax-Russia.ru. – Необходима экономическая заинтересованность инспекторов дорожного движения в достижении максимальной безопасности на российских дорогах".

С другой стороны, по мнению председателя Движения автомобилистов России, необходимо ужесточать ответственность за нарушение ПДД пешеходами. По его словам, он сам неоднократно становился свидетелем того, как пешеходы грубейшим образом нарушали правила, причем делали это на глазах у инспекторов ГИБДД. "Но никакой реакции, даже после моего вмешательства, не было, - отметил Похмелкин. – Штрафы для пешеходов минимальные, а взятки они не дают. Ведь им нельзя запретить ходить по улицам".

Еще до того, как Госдума одобрила новые антиалкогольные поправки, общественники выражали опасения, что после принятия этих поправок коррупция в ГИБДД только возрастет.

"Практика показывает, что наиболее часто за руль пьяными садятся представители так называемой "касты неприкасаемых". Это те же сотрудники правоохранительных структур и различного уровня чиновники", - заявлял "Интерфаксу" лидер московского отделения Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

По его словам, "таким людям все равно, есть разрешенная норма или ее нет, поскольку они знают, что сотрудники ГАИ не будут с ними не связываться". "Этот закон ударит в первую очередь по простым гражданам, которые, будучи остановленные после дозы Новопассита или Корвалола (лекарства, содержащие этанол), будут лишаться прав на полгода, если не больше", - сказал представитель ФАР.

Между тем, вскоре в распоряжении инспекторов ГИБДД может появиться еще одно орудие воздействия на автомобилистов – наркотестер. 21 июня директор ФСКН Виктор Иванов сообщил журналистам, что российским водителям в скором будущем при остановке сотрудниками ГАИ нужно быть готовыми пройти тест не только на содержание в крови алкоголя, но и на наркотики. "К сожалению, сегодня наша промышленность не выпускает таких анализаторов. Мы разместили заявку через правительственные структуры на разработку таких тестеров с тем, чтобы это был недорогой инструмент, который могли бы использовать инспекторы", - заявил главный наркополицейский РФ.

Схема работы с наркотестером будет такой же, как и с алкотестером. "Если будут анализаторы, а и Европа, и США используют анализаторы, то это позволит повысить эффективность проводимого исследования. Выявляются признаки, человек направляется на лабораторное обследование, где уже детально и точно устанавливается наркотическое опьянение", - сказал глава ФСКН.

Со своей стороны защитники прав автомобилистов считают, что разработка и закупка наркотестеров для использования автоинспекцией - бессмысленная трата государственных средств. "Это не государственный подход. По существу, в эпоху кризиса это разбазаривание государственных средств", - сказал "Интерфаксу" вице-президент движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский.

По словам Ольшанского, согласно КоАП РФ "проходить тест на состояние опьянения хоть алкогольного, хоть наркотического - это право гражданина, но не обязанность". "Заключение о состоянии опьянения может дать только комплексное медицинское обследование, поэтому все приборы нужно сосредоточить в медицинских учреждениях", - сказал адвокат.

"Мы будем убеждать водителей категорически отказываться дуть в трубочку или в другой прибор из рук сотрудника ГАИ и других правоохранительных структур", - добавил представитель движения автомобилистов.

Как бы там ни было, но правило "Выпил – за руль не садись" со 2 июля стало еще более строгим. Что касается алкотестера, то он как раз может стать другом автомобилиста. Если есть сомнения насчет промилле в крови и в дыхании – стоит приобрести такой прибор и периодически "дуть в трубочку", чтобы впоследствии не потерять права из-за остаточных следов вчерашней дружеской вечеринки.

Обозреватель Елена Глушкова