Interfax-Russia.ru – Потери россиян, произошедшие из-за неправосудных решений зарубежных судов, могут быть компенсированы за счет бюджета. Госдума уже одобрила законопроект в первом чтении.
Заведомо неправосудными, в случае принятия законопроекта в окончательном чтении, будут считать судебные акты иностранных судов по делам, которые должны рассматриваться в России в соответствии с законодательством страны и заключенными ею международными договорами.
В таком случае, российские граждане и организации смогут обратиться с заявлением в российский суд и получить денежную компенсацию за нарушение их прав. Размер компенсации определяется суммой потерь, которые заявитель понес или может понести вследствие принудительного исполнения заведомо неправосудного судебного акта.
Причем устанавливается право регрессного требования России к иностранному государству - "обидчику" или его резиденту о компенсации.
"Для придания такому требованию дополнительной силы, гарантирующей его исполнение, проектом федерального закона устанавливается возможность применения обеспечительных мер в отношении имущества, принадлежащего лицу, по требованию которого иностранным судом был вынесен неправосудный судебный акт и находящегося на территории РФ", - отмечалось в сопроводительных материалах.
Парламентские баталии
Говорить о законопроекте начали относительно давно. В частности, подобную инициативу озвучили еще в апреле.
"Соответствующие поправки в закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" подготовил наш коллега по комитету Владимир Поневежский ("Единая Россия"). Он направил свой законопроект для получения заключения в правительство", - сообщил тогда "Интерфаксу" глава комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
Правительство России тогда нашло в тексте много изъянов и летом представило в парламент отрицательный отзыв на законопроект. В том заключении, в частности, обращалось внимание на то, что ряд его положений противоречит Конституции страны и не учитывает общепризнанные нормы и принципы международного права и международные обязательства России.
Там же указывалось на то, что "в случае нарушения прав иным субъектом (иностранным государством) РФ не может и не должна претерпевать неблагоприятные последствия, в том числе в виде выплат компенсации из средств бюджетной системы с последующим ее взысканием в регрессном порядке".
Однако осенью законопроект был повторно направлен на рассмотрение в правительство. Во втором отзыве, датируемым концом сентября, позиция смягчена: кабинет министров поддержал принятие законопроекта в первом чтении при условии его доработки ко второму.
"Принимая во внимание участившиеся случаи введения отдельными иностранными государствами ограничений на осуществление гражданами и юридическими лицами РФ прав собственника в отношении имущества, находящегося за пределами РФ, и принадлежащего гражданам и юридическим лицам РФ, вопрос защиты имущественных интересов, возникавших вследствие таких действий, заслуживает внимания", - отмечается в отзыве.
При этом заключение уже не содержало указаний на то, что отдельные положения законопроекта противоречат Конституции и международным договорам РФ.
В то же время там высказывался ряд конкретных замечаний, в частности, связанных с процедурой возмещения убытков, а также содержатся рекомендации по уточнению ряда норм проекта закона.
Чтобы этот закон был принят, достаточно простого большинства в 226 голосов, которые есть у фракции "Единая Россия". Депутаты от КПРФ, ЛДПР и "Справедливой России" в целом законопроект не поддерживают.
В итоге за принятие в первом чтении законопроекта проголосовали 233 члена фракции "Единая Россия". Еще 202 депутата проголосовали против. Практически в полном составе не поддержали законопроект оппозиционные фракции (КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР), сообщил корреспондент "Интерфакса" из Госдумы.
Мнения разделились
Мнения по поводу пользы законопроекта разделились. Например, Владимир Плигин считает, что эта инициатива нацелена на решение "крайне значимых" вопросов, связанных с защитой прав и интересов российских граждан и юридических лиц и, "несомненно, заслуживает поддержки".
Источники в Госдуме расценили эту законодательную инициативу как своего рода "превентивную меру", выработать которую потребовалось в связи с присоединением к России Крыма и Севастополя.
В апреле первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев заявил, что принятие этого закона может приобрести актуальность в контексте ситуации с новым субъектом страны.
"Вокруг Крыма будет много международных судов, связанных с имуществом, с решениями республиканских властей, в силу того, что Киев никак не хочет признать очевидные вещи. Понимая, что международные суды в данном случае могут быть заангажированы, подвержены двойным стандартам, эта инициатива может иметь серьезный смысл", - сказал Темиргалиев "Интерфаксу".
Но против нового закона есть и возражения. Так, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев считает, что он усугубит экономическую обстановку в стране, так как "нет более надежного средства вызвать отток капитала, чем принимать такие законопроекты и даже обсуждать их".
"Уверен, что этим сложным механизмом пользоваться не придется. Думаю, что этот странный законопроект не получит поддержки в парламенте", - сказал министр в интервью "России 24".
Однако комитет по конституционному законодательству и госстроительству все же рекомендовал Госдуме принять законопроект в первом чтении. За данное решение проголосовали члены комитета, представляющие парламентское большинство.
Через несколько дней, 8 октября, когда законопроект рассматривали в Госдуме, Улюкаев еще раз заявил, что возможность признания заведомо неправосудными судебных актов иностранных судов стимулирует вывоз капитала из России.
"С содержательной точки зрения он фактически распространяет неявную бюджетную страховку на иностранные активы, то есть фактически мы поощряем вывоз капитала из страны в различных формах, что, наверное, не является задачей экономической политики", - заявил министр, выступая в Госдуме в рамках "правительственного часа".
Между тем, ранее спикер Госдумы Сергей Нарышкин заметил, что Улюкаев, как и каждый человек, имеет право на свое мнение, однако выразил уверенность, что Госдума одобрит концепцию законопроекта в первом чтении.
В том, что критика Улюкаева помешает принятию законопроекта, сомневалась и парламентская оппозиция.
"Улюкаев - хороший специалист, но не он определяет политику государства и, судя по тому, как активно представители "Единой России" лоббировали этот законопроект на комитете и с учетом их большинства, они его продавят. Это наши реалии", - сказал "Интерфаксу" член профильного комитета Госдумы Вадим Соловьев (КПРФ).
Он обратил внимание, что при мощной поддержке законопроекта представителями думского большинства в его авторах по-прежнему только один депутат – единоросс Поневежский.
"Они понимают, что за этим проектом закона стоит, и в новых условиях выборов, когда 50% депутатов в новый созыв парламента будут избираться по одномандатным округам, не хотят брать на себя такую тему", - считает парламентарий.
Бизнес под защитой
В публикациях ряда СМИ предполагается, что законодательная инициатива могла появиться для защиты зарубежной собственности и активов крупных российских бизнесменов. В частности, ряд изданий назвали его "законом Ротенберга" - по стечению обстоятельств в начале сентября, когда законопроект во второй раз направили на рассмотрение в правительство, итальянские власти наложили арест на ряд объектов недвижимости, подконтрольных российскому бизнесмену Аркадию Ротенбергу, попавшему под санкции.
Однако представители парламентского большинства связь между двумя событиями отрицают.
"Не соответствуют действительности утверждения о том, что этот закон принимается якобы для того, чтобы защитить конкретных владельцев крупного российского капитала. Речь идет о защите интересов многих российских граждан и в том числе, особенно в связи со сложившейся ситуацией, проживающих в республике Крым и Севастополе", - заявил "Интерфаксу" Плигин.
Сам Ротенберг также заявил, что не собирается компенсировать личные потери из-за санкций со стороны западных стран за счет федерального бюджета.
"Хочу сразу подчеркнуть, что я никогда не лоббирую принятие каких-либо законов. Я не занимаюсь политикой и мне смешно, когда какой-то законопроект пресса связывает с моим именем", - заявил бизнесмен "Интерфаксу".
Он выразил уверенность, что инициаторы законопроекта исходят из интересов отечественного бизнеса, и подчеркнул, что никогда не будет "компенсировать свои личные потери за счет бюджета страны".
"Такое даже в голове не укладывается. Можно только с юмором относиться к выводам отдельных изданий, что из-за потерянного дома возможно пролоббировать федеральный закон", - отметил Ротенберг.
Вместе с тем, по мнению политолога Павла Святенкова, даже если этот законопроект разработан не в интересах олигархов, убедить в этом людей будет довольно сложно. "Теоретически он дает возможности для "залезания" в государственную казну, и, скорее всего, вызовет критику со стороны оппозиции и неприятие в обществе, поскольку крупных олигархов неизбежно обвинят в том, что они хотят нажиться за счет государственной казны. С моей точки зрения, это довольно проблемный и спорный законопроект", - сказал эксперт в беседе с Interfax-Russia.ru.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"