Interfax-Russia.ru — Госдума приняла в I чтении законопроект о расширении полномочий полицейских. Эксперты разошлись во мнении, есть ли в этом опасность.
Поправки в закон "О полиции" были внесены в Госдуму в мае этого года, 27 октября их поддержал думский комитет по безопасности и противодействию коррупции.
Законопроект значительно расширяет полномочия сотрудников МВД. В частности, их могут наделить правом на вскрытие автомобиля, оцепление жилых домов и пр.
Сейчас, когда полицейский задерживает потенциального вооруженного преступника, закон "О полиции" дает ему право стрелять при попытке задерживаемого прикоснуться к оружию. Согласно новому документу, сотрудник полиции сможет нажать на курок даже если действия задерживаемого "дают основания расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции".
Также с полицейских предлагают снять ответственность за действия, совершенные при исполнении обязанностей. Правда, эта норма будет действовать в том случае, если полицейский действует в рамках закона и подзаконных актов.
Кроме того, сейчас полицейский обязан представиться и разъяснить права и обязанности гражданину перед задержанием. А в новом варианте, если необходимо задержать преступника или есть опасность для чьей-то жизни, представиться и разъяснить права сотрудник полиции сможет позже — после того, как это позволят обстоятельства.
По просьбе Interfax-Russia.ru эксперты оценили предложенные изменения. Так, политолог Константин Калачев считает, что новые возможности для применения оружия полицейскими несут в себе серьезные риски и угрозы.
"Особенно с учетом того, что служба полиции не является самым качественным и самым высокооплачиваемым образованием. Начнем с того, что работать там не престижно. И даже сейчас есть много случаев, когда полицейские злоупотребляют своими правами и возможностями", — сказал он Interfax-Russia.ru.
Он также отметил, что формулировки в новом законопроекте слишком абстрактные.
"То есть любое действие, любое движение, все, что угодно, может рассматриваться как угроза полицейскому со стороны потенциального нарушителя. Я думаю, что это положение подлежит обсуждению и доработке, потому что угроза нападения — это очень расплывчатая формулировка. Например, вербальная угроза может быть. Или просто шевельнул рукой — значит хотел ударить? ", — подчеркнул Калачев.
Однако политолог Алексей Мухин придерживается другого мнения.
"Сейчас невозможно сказать, будут ли они применяться широко и насколько будут многочисленны злоупотребления. Но я вижу, что данный законопроект приводит в соответствие российскую систему с общемировой. В каждой более или менее развитой стране мира полицейский неприкосновенен", — пояснил Мухин свою точку зрения Interfax-Russia.ru.
Он отметил, что не видит серьезных причин для "ажиотажа" вокруг данного пункта документа.
"Я понимаю, что существуют серьезные опасения от тех, кто заранее хочет злоупотреблять своими гражданскими правами и попытаться проявлять агрессию в отношении правоохранительных органов. Но оно вполне соответствует мировому и формирует правосознание, превентивно не позволяющее отдельным гражданам проявлять агрессию в отношении полицейских", — отметил эксперт.
Авторы законопроекта также предлагают уточнить формулировки в статье 15 закона "О полиции", которой регулируется право полиции проникать в квартиры, жилые дома, здания, на земельные участки и территории.
Сейчас эта статья разрешает такое проникновение в случае, если нужно задержать "лиц, подозреваемых в совершении преступления". В новой редакции полицейские смогут это делать также в случае, если в помещении находится человек без процессуального статуса, совершивший вероятное преступление. На такого человека смогут указать, в частности, потерпевшие или очевидцы.
"Граждане и так не чувствуют себя защищенными даже в собственных домах и машинах, а если с сотрудников полиции снять существующие ограничения — что мы получим? Будет снижение доверия и уважения к полицейским", — заявил Константин Калачев по поводу данного положения.
Он отметил, что это — движение в сторону полицейского государства.
В свою очередь Алексей Мухин считает, что данное положение лишь устранит "правовой нонсенс" в российском законодательстве.
"Если ты забежал куда-то домой, к себе или кому-то другому, то ты становишься неприкосновенен? Что за глупость, в какой стране есть подобные ограничения. Это правовой нонсенс", — подчеркнул политолог.
Кроме того, проект закона предлагает дополнить закон "О полиции" новой статьей "Вскрытие транспортного средства".
В частности, предлагается разрешить полицейским вскрывать автомобили, если нужно спасти чью-то жизнь, предотвратить преступление, изъять оружие или наркотики, проверить сообщение об угрозе террористического акта или установить обстоятельства несчастного случая. На такой шаг полиция сможет пойти и при массовых беспорядках или ЧС, если вскрытие понадобится для обеспечения общественной безопасности.
А если собственник автомобиля при вскрытии не присутствовал, полиция должна будет его проинформировать о произошедшем в течение ближайших 24 часов. После вскрытия машины и до прибытия собственника полиция должна предпринять меры и не допустить в нее посторонних.
Более того, полицейский не будет нести ответственности за вред, причиненный гражданам и организациям при вскрытии транспортного средства, если мера применялась на законных основаниях.
Законопроект также уточняет право полиции оцеплять места происшествий и участков местности — это описано в статье 16 закона "О полиции". Так, полицейские смогут осматривать граждан и их автомобили в границах оцепления. В случае отказа от досмотра у полиции появится право не впускать человека на оцепленную территорию или не выпускать из нее до снятия оцепления.
Появилось и новое основание для оцепления — если иначе нельзя предотвратить угрозу жизни и здоровью граждан. Максимальный размер территории в законопроекте не уточняется.
Инициатива правительства также уточняет используемую сейчас в законе "О полиции" формулировку о том, что полицейский "не должен быть связан решениями политических партий". Авторы законопроекта предлагают заменить ее на другую: "не должен быть зависим от решений политических партий". В этом варианте, говорится в пояснительной записке, не будет неоднозначного толкования, и законодатель таким образом реализует принцип "политического нейтралитета", которым должны руководствоваться сотрудники полиции при исполнении служебных обязанностей.
В свою очередь директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин считает, что объективно оценить принятые в первом чтении положения можно будет только после того, как они войдут в практику.
"Если все будет происходить ровно в рамках законодательных норм, по букве закона, будет соблюдаться строго, то ничего страшного в этом нет. Есть определенное расширение полномочий полиции в рамках общего тренда на усиление карательных единиц государства, но в сравнении с тем, что принимается в отношении СМИ, это в принципе выглядит обоснованным", — сказал он Interfax-Russia.ru.
Он рассказал, что в российском законодательстве "давно есть норма, которая позволяет полицейскому проникать в жилище без судебного разрешения, если у него есть основания подозревать, что там совершается преступление".
"Но о злоупотреблении этим правом, о том, чтобы полицейские массово проникали в чужие дома, нет информации", — подчеркнул Салин.
Он также предполагает, что рядовые граждане не почувствуют изменений после принятия этого закона.
"А вот в отношении тех, кого власть относит к нежелательным политическим элементам, политическим активистам, эти нормы будут трактоваться с расширением. Есть пример Белоруссии, где полицейские вламываются в квартиры, где как они подозревают скрываются протестующие. Поэтому здесь будет двойная правоприменительная практика", — заключил эксперт.
Ранее в конце ноября в Госдуму внесли законопроект, согласно которому максимальный штраф за неповиновение полицейским на митинге могут повысить до 20 тыс. рублей.