Россия / Точка зрения 11 апреля 2014 г. 18:33

Железнодорожный бойкот

Interfax-Russia.ru – Железнодорожные перевозки между Украиной и Крымом могут быть приостановлены.

Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця") с 27 мая временно приостановит предварительную продажу билетов на поезда по всем направлениям, в том числе в сторону Крымского полуострова. По сообщению компании, такое решение принято в связи с самостоятельной корректировкой расписания движения поездов "Крымской железной дорогой" в графике на 2014-2015 годы.

Корректировка графика движения пассажирских поездов вызвана несогласованностью расписания движения поездов между Крымом и Украиной. Кроме того, существует необходимость пересмотра графика движения из-за значительного снижения пассажиропотока и введения дополнительных остановок для контрольных операций, отмечает "Укрзализныця".

Помимо этого, с просьбой о приостановке продажи билетов и корректировке графика движения пассажирских поездов обратился к "Укрзализныце" и руководитель Крымской желдороги Андрей Каракулькин.

"Прошу временно ограничить предварительную продажу проездных документов на пассажирские поезда, прицепные и беспересадочные вагоны отправлением с начальных станций с 1 июня 2014 года назначением на станции ГП "Крымская железная дорога", - приводит "Укрзализныця" текст его телеграммы.

На следующей неделе по инициативе "Укрзализныци" запланирована трехсторонняя встреча ее представителей, РЖД и БелЖД по урегулированию вопроса курсирования поездов и согласования графика на 2014-2015 годы.

Билеты не будут продавать как на поезда отправлением с украинских станций, так и на международные поезда, следующие по территории страны. Телеграмма о соответствующем решении направлена в железнодорожные администрации, в том числе в адрес ОАО "Российские железные дороги" и Белорусской железной дороги.

"Предварительная продажа билетов будет возобновлена после согласования графика движения поездов между всеми железнодорожными администрациями. Об открытии предварительной продажи билетов будет сообщено дополнительно", - обещает "Укрзализныця".

Сейчас между Россией и Украиной курсируют 46 пассажирских поездов, из них 14 - российского формирования, 25 поездов – украинского и один поезд совместного формирования; еще три поезда формируются в Белоруссии, два - в Молдавии и один - в Азербайджане. Кроме того, в сообщении с Украиной курсируют два электропоезда: один - российского формирования и один - украинского формирования.

Из России в Крым поезда следуют по маршрутам: из Санкт-Петербурга и Москвы в Севастополь, из Москвы, Екатеринбурга и Перми - в Симферополь, а также из Москвы - в Керчь-Феодосию.

Вместе с тем, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, выступая 9 апреля на итоговой коллегии Минтранса, отметил снижение объемов пассажирских перевозок по некоторым направлениям сообщения Россия-Украина более чем на 30%.

А спустя сутки Якунин высказал предположение, что железнодорожные перевозки между Украиной и Крымом могут быть совсем прекращены. "Сейчас есть какие-то сигналы о том, что в силу определенной несогласованности графиков движения между Украиной и Крымом эти перевозки могут, по крайней мере, на какое-то время вообще прекратиться", - заявил он в интервью телеканалу "Россия 24".

"Здесь железная дорога готова к тому, что пассажир будет подвозиться к портам - в основном, сейчас про Анапу речь идет - и дальше перевозиться морским транспортом. Плюс авиационный транспорт. Там, где нет ж/д линий, и где перекрыто движение, естественно, железнодорожники ни пассажиров, ни грузы перевезти не смогут", - добавил он.

Тем временем пресс-секретарь президента РЖД Александр Пирков заявил, что железнодорожное сообщение между Россией и Украиной и России с Крымом прерываться не будет.

"На следующей неделе представители РЖД проведут заседание согласительной комиссии с украинской стороной по уточнению расписания движения поездов", - заявил "Интерфаксу" Пирков.

"Единственное, что может произойти, - это увеличение времени движения поездов из России в Крым из-за возникновения таможенных и пограничных постов", - сказал собеседник агентства.

Тем не менее, у РЖД есть план, как решить эту потенциальную проблему. В конце марта Российские железные дороги предложили реанимировать проект Прохоровка-Журавка-Чертково-Батайск. Строительство данного участка железной дороги в Ростовской области позволит осуществлять перевозки в южном направлении, не попадая на территорию Украины.

"Мы (с министерством транспорта РФ - ИФ) этот недешевый проект смотрели как ускорение и спрямление на юг, и, понятно, что проект скоростного сообщения реален. Но, вероятно, нам придется сделать там один участок из этого проекта более быстро - это Журавка-Чертково. Там от 45 млрд до 60 млрд рублей расходов, но это очень важная работа, чтобы иметь устойчивое, уверенное и ни от кого не зависящее движение в южном направлении", - заявлял первый вице-президент РЖД Вадим Морозов на расширенной коллегии Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).

По словам топ-менеджера, сейчас совместно с Росжелдором идет работа по привлечению средств бюджета на различные железнодорожные проекты, формируется заявка на 2015-2017 годы. "Надеемся, что здесь мы сможем сейчас с вами, объединив усилия, вовремя все это сделать", - сказал Морозов, обращаясь к коллегам из Росжелдора и присутствовавшему на заседании министру транспорта РФ Максиму Соколову.

В свою очередь, отвечая на вопросы журналистов по итогам заседания, топ-менеджер заявил, что строительство "локального участка" протяженностью около 110 км заняло бы максимум два года. Предпроектные работы уже выполнены, трасса обозначена, однако средства на этот проект "не предусмотрены".

Ранее Россия просила Украину передать приграничные территории в Луганской области, по которым транзитом проходит железнодорожная линия Россошь-Миллерово, служащая для ж/д сообщения между югом РФ и центральной частью страны.

Российско-украинская граница пролегает в непосредственной близости от полосы отвода этой железной дороги, а на почти 30-километровом участке Гартмашевка - Михайлово-Александровка несколько раз заходит на территорию Украины. В связи с этим российско-украинской демаркационной комиссии было предложено перераспределить приграничные территории так, чтобы эти участки находились на территории России.

РЖД в 2012 году в этой связи сообщали, что "приветствовали бы принятие уполномоченными органами России и Украины взаимовыгодного решения имущественной проблемы в соответствии с международным правом". Тогда двусторонняя межведомственная группа работала над проектом межправительственного соглашения об условиях передачи прав на объекты железнодорожной инфраструктуры, которые будут признаны собственностью Украины. Однако окончательного решения так и не приняли.

Фактически, прекращение железнодорожных перевозок на Украину не означает, что Крымский полуостров будет отрезан от остальной части России – туда можно будет попасть самолетом, паромом, автобусом или на автомобиле. Причем, планы сделать Крым более доступным для россиян по-прежнему остаются в силе.

Среди планов и субсидирование перевозок на автобусном и морском участке маршрутов в Крым для пассажиров, следующих по железной дороге; и расширение географии полетов. Так, уже принято решение, что в новом курортном сезоне туристов в Крым будут доставлять самолетами из 16 российских городов.

"Перед нами стоит серьезнейшая задача - переориентировать туристический поток на авиалинии", - заявила министр санаторно-курортного комплекса и туризма Крыма Елена Юрченко на заседании комиссии Госсовета Крыма по курортному туризму.

По ее словам, до вхождения Крыма в состав России около 65% туристов приезжали на полуостров по железной дороге, воздушным путем в Крым добирались только около 10% отдыхающих. Теперь, рассказала Юрченко, авиарейсы с субсидированными ценами на билеты соединят Симферополь с Архангельском, Екатеринбургом, Казанью, Кемерово, Кировом, Красноярском, Нижним Новгородом, Нижневартовском, Новосибирском, Самарой, Сургутом, Томском, Тюменью, Уфой и Челябинском.

"Тарифы, например, в Иркутск - 6800 руб.", - сказала Юрченко, добавив, что это в несколько раз ниже, чем цены, действовавшие на билеты в Крым, когда он был частью Украины.

Министр сообщила, что сейчас из Симферополя в Москву совершается восемь авиарейсов в день, 18 апреля будет открыто авиасообщение Крыма с Санкт-Петербургом, 25 апреля - с Баку и Екатеринбургом, 29 апреля - с Ростовом-на-Дону.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"