О совершенствовании работы с населением Пензенской области агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал руководитель территориального фонда обязательного медицинского страхования Елена Аксенова.
- Елена Александровна, территориальный фонд, который Вы возглавляете, одним из первых в системе ОМС стал активно развивать систему "обратной связи" с владельцами полисов. Что дает такая работа?
- Если коротко, то повышение качества лечения. Ведь полис - это очень эффективный инструмент для поддержания и сохранения здоровья, просто надо, чтобы каждый владелец этого документа знал свои права и умел ими полноценно пользоваться. А вот здесь, как выяснилось в ходе изучения вопроса, для многих требуется "ликбез". Для ликвидации или хотя бы минимизации этой безграмотности и существует разработанная нами система обратной связи, позволяющая в режиме реального времени мониторить ситуацию.
- Расскажите о формах этой работы.
- Эффективными стали, на мой взгляд, социологические опросы, анкетирование.
Мы проводим анкетирование пациентов уже 5 лет, с 2007 года. За это время анкета несколько раз видоизменялась, для того, чтобы информация, полученная из опроса, могла наиболее полно раскрывать существующие проблемы, недоработки, ставить более четкие задачи по решению имеющихся вопросов.
С 2012 года анкетирование граждан проводится не только в медицинских организациях, но и в ходе выездов с просветительскими лекциями на предприятия Пензы и в районы области. За 6 месяцев 2012 года специалисты ТФОМС выезжали на 22 таких встречи и смогли проинформировать около 2 тыс. человек.
Считаю, что именно в ходе такого общения можно не только ознакомить людей с актуальной информацией о системе обязательного медицинского страхования, но и установить конструктивный диалог, что позволяет выявлять существующие проблемы и принимать соответствующие меры.
Убеждена, что именно данные, полученные при проведении социологических опросов застрахованных граждан, - важный критерий при анализе уровня качества медицинской помощи.
Анкетирование позволяет наиболее достоверно оценить качество работы медицинских организаций. При этом, пациент, как непосредственный потребитель медицинских услуг и полноправный участник системы ОМС, может не только высказать свое мнение, но и внести предложения по совершенствованию качества и доступности медицинской помощи.
Могу отметить следующий факт: от застрахованных лиц в целом по Российской Федерации в 2011 году поступило 1411 предложений по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования (наибольшее количество в Москве - 301). В Пензенской области таких предложений 190, что говорит об активной позиции нашего населения.
По данным социологических опросов застрахованных лиц об удовлетворенности качеством медицинской помощи в 2011 году средний показатель по Российской Федерации составил 66,6%. Вместе с тем, аналогичный показатель по Пензенской области выше на 4% и равен 70,6%.
Такие данные получены во время социологического опроса, проведенного в 2011 году ТФОМС Пензенской области и страховыми медицинскими организациям. В опросе приняли участие свыше 8 тыс. пациентов, проходивших лечение в 46 медицинских организациях. При этом по данным опроса удовлетворены качеством лечения: из опрошенных в стационаре -70,4%,в поликлинике - 70,7%.
Социологическую работу мы ведем и сейчас. В первом квартале текущего года опрос показал, что удовлетворены качеством медицинской помощи 80,4% опрошенных граждан Пензенской области (по России-61,6%), не удовлетворены качеством медицинской помощи 2,3% (по России -9,4%). В первом полугодии 2012 года количество опрошенных составляет уже 7 307 человек.
Кроме того, в пензенских больницах по инициативе ТФОМС организованы "Пункты защиты прав пациентов". Этот проект реализуется для того, чтобы люди, проходящие лечение в стационаре, могли получить необходимую информацию у специалистов фонда. В первом полугодии 2012 года консультацию и практическую помощь сотрудников фонда получили почти полторы тысячи человек. Практика показала, что дело нужное, и в перспективе мы считаем целесообразным открыть такие пункты в районах области.
- Иногда у владельца полиса возникает проблема, которую нужно решить сразу, например, при отказе в приеме к врачу. Что фонд предлагает в таких случаях?
- Такие проблемы встречаются, но в последнее время их стало меньше. Возможно, благодаря "горячей линии", открытой фондом, о которой знают не только пациенты, но и главврачи медицинских учреждений, понимающие, что таким образом находятся под постоянным народным контролем.
Так вот, за полтора года по горячей линии "ПОЛИС", созданной для того, чтобы у граждан была возможность обратиться за оперативной помощью в решении вопросов, связанных с ОМС, получить консультацию специалиста и необходимые разъяснения, услышать компетентное мнение обратилось 2900 человек.
Как показывает проведенный анализ обращений, пациентов интересуют порядок оформления и выдачи страхового медицинского полиса, виды , качество и условия предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, получения бесплатной медицинской помощи на территории других субъектов РФ, вопросы лекарственного обеспечения, правовые консультации.
Немало вопросов у людей возникает и в связи с реализацией нового законодательства, которое, в частности, предусматривает самостоятельный выбор гражданином страховой компании и медицинской организации.
Ни одно обращение не остается без внимания, предоставляется необходимая помощь и справочная информация. Поступают и жалобы, по которым принимаются оперативные меры. Вместе с тем, хочу отметить, что количество обоснованных жалоб за первый квартал 2012 года в Пензенской области составляет 48,4% (по РФ - 61,4%).
- Елена Александровна, как известно, планируется включение частных клиник в систему финансирования по ОМС. Какие проблемы могут возникнуть во взаимоотношениях пациентов и таких клиник, готовы ли вы к их решению?
- Федеральный закон N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" открыл возможность частным клиникам войти в систему ОМС. На сегодняшний день на территории региона только три частные медицинские организации включили в перечень услуги по полису ОМС.
Фонд, в свою очередь, следит за тем, чтобы механизм предоставления медицинских услуг работал четко и слаженно, ведь любые нововведения требуют времени и особого внимания.
Считаю, что это одна из новаций, которая служит созданию условий для конкуренции и совершенствования качества медицинской помощи, что в целом должно благотворно отразиться на повышении уровня здравоохранения в регионе.