Несмотря на сложные политические и экономические условия 2016 года международному аэропорту "Уфа" удалось не только сохранить пассажиропоток, продолжить реализацию дорогостоящих инвестпроектов, но и выйти в прибыль. О том, как была организована и проведена эта работа, о задачах, стоящих перед уфимским аэропортом на ближайший год, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал генеральный директор АО "Международный аэропорт "Уфа" Александр Андреев.
- Александр Вадимович, последние два года для аэропорта "Уфа" были непростыми: закрытие Египта и частично Турции. Насколько ощутимо сказались последствия политических событий на экономических показателях МАУ в 2016 году?
- Год был сложным. Тем не менее акционер аэропорта (правительство Башкирии - ИФ) поставил перед нами жесткую задачу: как минимум - достичь среднеотраслевых финансовых результатов, а по возможности - и превысить их. Мы эту задачу выполнили: объем чистой прибыли по итогам прошлого года составил более 158 млн рублей, при этом продолжили за свой счет проектирование модернизации внутреннего терминала стоимостью 90 млн рублей и произвели выплаты Сбербанку по кредиту - около 100 млн рублей. Таким образом, операционный финансовый результат предприятия говорит сам за себя.
Напомню, что в 2015 году мы все свои доходы инвестировали в реализацию ключевого проекта - строительство международного терминала. Привлечена упомянутая выше кредитная линия Сбербанка, выплаты по которой близки к завершению.
Сравнивая показатели 2015-го и 2016 года в целом мы - в силу политических и экономических причин - недополучили 215 млн рублей доходов при относительно сопоставимом объеме пассажиропотока (по итогам прошлого года пассажиропоток составил 2,318 млн человек против 2,313 млн человек в 2015 году). В частности, в результате отмены только чартерных рейсов аэропорт недополучил более 60 млн рублей доходов. То есть, при сходном объеме перевозок произошло изменение их структуры: пассажиров на международных направлениях стало намного меньше, нежели на внутренних, значительно более дешевых по стоимости для аэропорта.
Не углубляясь в перечисление известных нашему обществу объективных причин, отмечу, что авиапредприятие следовало утвержденному антикризисному плану. План подразумевал существенное повышение производительности труда за счет интенсификации графиков сменности, а также введения сокращенной рабочей недели в первом квартале 2016 года вследствие его крайне низкой загруженности. Мы, адекватно оценив ситуацию, пришли к выводу, что и в течение одной смены можно трудиться интенсивнее. Таким образом, производительность труда в объемных показателях была повышена на 12%.
Кроме того предприятие существенно сократило свои расходы, в том числе, затраты на обновление производственных фондов.
Кстати, достижения международного аэропорта "Уфа" были высоко отмечены на федеральном уровне. По результатам рейтинга отраслевого агентства "АвиаПорт" мы получили 4 "звезды" из 5 возможных за качество терминальной инфраструктуры и пассажирских сервисов.
Также в прошлом году аэропорт "Уфа" по версии "Воздушных ворот России" был признан лучшим в категории до 4 млн пассажиров в год по мнению экспертов и лучшим в категории более 1 млн пассажиров в год по результатам голосования пассажиров. Кроме этого наше авиапредприятие было удостоено национальной авиационной премии "Крылья России-2016", став "Аэропортом года".
Мы - единственное предприятие в республике, которое столько высоко оценили на федеральном уровне.
- Как Вы оцениваете старт 2017 года для деятельности аэропорта?
- Весьма неплохо мы начали этот год: рост общего пассажиропотока за 17 дней января этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года составил 14,8% (в том числе на внутрироссийских направлениях - 11,5%, международных - 48%). Январь подтверждает востребованность открытых в декабре прошлого года рейсов в Омск, Ноябрьск, Белоярский, а также авиаперелетов на курорты Сочи.
Предполагаем, что в этом году мы обслужим такое же число пассажиров, что и в минувшем, 2016 году. Соотношение пассажиров на внутренних авиалиниях и международных - 9:1 - вероятно сохранится.
- Какие интересные тенденции в развитии маршрутной сети Вы бы отметили? Какие новые авиаперевозчики в этом году могут прийти в Уфу?
- Маршрутная сеть на региональном внутреннем рынке в 2017 году будет расширяться. Это будут три основных направления из Башкирии: южные курортные перевозки (Крым, Сочи, Геленджик), вахтовые пункты назначения - города Сибири, перелеты в Москву и Санкт-Петербург. А на международном направлении - вырастет число рейсов в Анталью (на данный момент согласовано 3 ежедневных рейса).
Число перевозчиков, скорее всего, сохранится. Возможно изменение степени их присутствия в общем объеме полетной программы и некоторая конкурентная борьба за удобное время прилета и вылета (аэропортовый слот). Башкирский региональный рынок авиаперевозок устоялся, в целом он - зрелый и стабильный.
Что касается тенденции удешевления авиауслуг, есть ряд компаний - сетевых перевозчиков, которые предлагают эконом-тарифы, продают блоки мест low-cost, мы с ними детально и конструктивно работаем.
- Каким направлениям инфраструктурного развития аэропортового комплекса в этом году будет уделено особое внимание?
- Приоритетным направлением было и остается создание комфортных условий для авиакомпаний и пассажиров. Так, мы адаптируем свою инфраструктуру под растущий объем внутрироссийских перевозок - если 4 года назад удельный вес международных перевозок в общем объеме составлял 33%, то сейчас - около 10%.
Соответственно, мы стараемся эффективно использовать уже имеющиеся площади, обеспечивая пассажирам максимально возможное удобство. Переоборудованный под внутренние линии сектор "С" в здании международного терминала полностью оснащен всем необходимым - от рамок спецконтроля до обустройства "стерильной" зоны, для посадки в самолеты выделены телетрапы. Пропускная способность сектора "С" - 300 пассажиров в час, что позволяет увеличить фактическую пропускную способность аэропорта по внутренним авиалиниям с 600 до 900 чел/час. Это - оптимальное решение и с точки зрения денежных затрат, и с точки зрения обслуживания рейсов и пассажиров в пиковые часы для ритмичной работы аэровокзала.
- Продолжая тему инфраструктурных изменений: какие проекты аэропорта в этом году близятся к завершению?
- В этом году вплотную подойдем к завершению наших двух крупных проектов: реконструкция аэродрома и проектирование внутреннего терминала.
Так, планируем ввести в эксплуатацию модернизированный аэродром, будет завершена реконструкция сопряжений взлетно-посадочной полосы и рулежных дорожек, а также часть перрона. Общая площадь реконструированного объекта - 122 га силовой основы аэродрома.
В прошлом году в рамках этого проекта мы повысили безопасность полетов за счет ввода новой взлетно-посадочной полосы с усиленным более чем в полтора раза показателем несущей способности и оснащенной радиотехническим оборудованием по второй категории ICAO (Международная организация гражданской авиации - ИФ). Пропускная способность ИВПП также повышена вдвое: с 12 до 24 возможных взлетно-посадочных операций в час.
Значительно модернизирована инфраструктура, обеспечивающая авиационную безопасность - заменено периметровое ограждение протяженностью более 20 км. Совокупный объем федеральных средств, затраченных на этот масштабный трехлетний проект - порядка 7 млрд рублей федеральных средств, гарантийный срок эксплуатации - 20 лет.
Собственный проект - реконструкция аэровокзала. На первом этапе построен терминал для обслуживания международных авиалиний пропускной способностью 800 пассажиров в час, площадью 17,6 тыс. кв. м. Сейчас реализуется второй этап - проектирование внутреннего терминала, которое также планируем завершить в этом году. Особое внимание будет уделено объективно устаревшему инфраструктурному звену - зоне прилета пассажиров, поэтому начнем реализацию первого этапа с решения именно этой задачи.
В настоящее время проект проходит госэкспертизу. Начало строительства оптимистично планируем в конце 2017 года - начале 2018 года, а ввести объект в эксплуатацию - спустя полтора года, т.е. в 2019 году.
- Вопросы безопасности в аэропорту в настоящее время выходят на первый план. Удается ли сбалансировать высокие требования безопасности с комфортным обслуживанием пассажиров?
- Следуя тезису руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Васильевича Нерадько - "Инфраструктура аэропорта должна быть дружелюбной и неприступной", - мы воплощаем соответствующие инфраструктурные и технологические решения. Например, мы одними из первых аэропортов России внедрили автоматизированную систему учета пассажиров внутри терминала, которая обеспечивается модулем универсальной системы регистрации отечественного производства. И на этом наше развитие, безусловно, не остановится.