Столица Башкирии Уфа 8-10 июля впервые принимала международные саммиты государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и стран БРИКС.
Одним из основных пунктов подготовки региона к саммитам стала реконструкция и модернизация авиаузла Уфы. О том, как была организована и проведена эта работа, о задачах, стоящих перед уфимским аэропортом на ближайшие годы, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал генеральный директор АО "Международный аэропорт "Уфа" Александр Андреев.
- Александр Вадимович, что было самым сложным в организационном и технологическом плане в процессе подготовки аэропорта к саммитам?
- В рамках подготовки к саммитам аэропорт Уфы выполнил колоссальный объем работы в предельно сжатые сроки, в условиях, когда не было времени на длительные теоретические проработки и требовались срочные, но ответственные решения. Особая сложность заключалась в одновременном управлении реконструкцией аэродрома, строительством терминала международных авиалиний при повышении качества работы авиапредприятия в целом.
Другими словами, мы одновременно совершали качественный рывок в сфере обслуживания пассажиров в соответствии с лучшей отраслевой практикой и модернизировали всю инфраструктуру аэропортового комплекса для приема специальных типов воздушных судов и обслуживания пассажиров особого статуса.
Итоговая сумма затрат на модернизационные мероприятия внушительная. Общий объем вложений в первый этап федерального проекта по реконструкции аэродрома составил 2,09 млрд рублей, средства бюджета были освоены полностью. Строительство терминала обошлось более чем в 1,6 млрд рублей, включая стоимость оборудования и благоустройство прилегающей территории.
- Какие основные задачи стояли перед руководством авиаузла в период приема бортов глав государств и делегаций - участников саммитов?
- Мы все понимали масштаб события и его значимость для страны. Нашей главной задачей являлось бесперебойное и технологически выверенное обслуживание воздушных судов официальных делегаций при минимуме дискомфорта для регулярного пассажиропотока. И нам это удалось. С 7 по 11 июля мы обслужили 28 воздушных судов с государственными делегациями и гостями саммитов ШОС и БРИКС, из которых 14 - с первыми лицами стран-участниц форумов, более 20 рейсов бизнес-авиации, более 30 грузовых рейсов.
Параллельно с приемом делегатов авиаузел выполнял штатную программу обслуживания регулярных внутренних и международных рейсов согласно расписанию. Мы впервые провели ускоренное наземное обслуживание широкофюзеляжных самолетов Boeing 747-400, на которых прибыли делегации Китая и Индии, одновременно обслуживали три "литерных борта" (воздушные суда глав государств - ИФ).
При этом, несмотря на пиковую нагрузку, не было зафиксировано ни одного случая длительной задержки рейсов в зоне ответственности аэропорта, нарушений технологических процессов, графиков и нормативов.
Такого результата мы не смогли бы добиться без поддержки руководства республики и ее главы Рустэма Закиевича Хамитова, который принимал непосредственное участие в процессе подготовки аэропорта к саммитам, контролировал ход модернизации и лично встречал высоких гостей.
- Насколько, по Вашему мнению, уфимский аэропорт был готов к переменам такого рода?
- Авиапредприятие начало свое активное развитие в последние 3-4 года. По результатам прошлого года была увеличена чистая прибыль с 104,743 млн рублей в 2011 году до 107,308 млн рублей в 2014 году, даже в условиях масштабного инвестирования собственных средств в строительство нового терминала. Мы начали выплачивать дивиденды: единственный акционер - республика Башкирия - по итогам 2014 года впервые получил 26,827 млн рублей.
По итогам прошлого года аэропорт стал лауреатом национальной отраслевой премии "Воздушные ворота России - 2014", заняв второе место по стране. По результатам исследования пассажирской инфраструктуры региональных аэропортов России "Рейтинг аэропортов", проводимого агентством "АвиаПорт", за "высокий уровень комфорта, превышающий среднеотраслевые значения" уфимский авиаузел получил "три звезды", в этом году, мы уверены, будет более высокий результат.
Мы гордимся, что на протяжении двух лет не имели случаев повреждений воздушных судов, обслуживая ежедневно более 50 рейсов, первыми среди региональных аэропортов прошли сертификацию по ISAGO, достигли показателя регулярности полетов, превышающего 90%, в результате комплексной модернизации средств наземного обслуживания снизили степень износа техники на 20%.
Таким образом, показатели качества обслуживания дают нам повод не только гордиться своими результатами, но и не останавливаться на достигнутом.
- Каковы перспективы развития аэропорта в ближайшие годы?
- Мы планируем реализовать в ближайшие пять лет минимум два крупных проекта.
После завершения первого этапа развития аэропортового комплекса - модернизации части объектов аэродрома - в 2015-2016 годах будет завершена его реконструкция в части усиления несущей способности второй взлетно-посадочной полосы. Коэффициент несущей способности (Pavement Classification Number - грузонапряженность - ИФ) возрастет с 54 до 75. Кроме того, завершится реконструкция нескольких стоянок для широкофюзеляжных самолетов. Объем федеральных инвестиций оценивается в пределах 3 млрд рублей.
В силу того, что пропускная способность терминала внутренних авиалиний в 600 пассажиров в час фактически уже исчерпала себя, начнем реализацию проекта по строительству здания с пропускной способностью в 1,2 тыс. человек в час. Инициатива этого проекта принадлежит главе Башкортостана Р.Хамитову, именно он поднял вопрос о необходимости наращивания мощности терминала внутренних авиалиний и создании единого современного аэропортового комплекса.
- Расскажите подробнее о планах по реконструкции терминала внутренних авиалиний.
- В этом году планируется начать проектные работы по новому терминалу, на 2016-2018 годы намечено строительство в условиях действующего аэропорта, в 2018-2019 предполагается терминал ввести в эксплуатацию. Перечнем работ предусматривается реконструкция здания существующего аэровокзала, реконструкция и расширение привокзальной площади, паркингов, благоустройство прилегающей территории.
Реализация проекта пройдет в два этапа. Сначала будет возведено отдельное здание слева от нынешнего терминала, которое впоследствии предполагается объединить с существующим. Таким образом, мы создадим единый архитектурный комплекс. Сумма вложений, по нашим оценкам, не должна превысить 2 млрд рублей. С учетом опыта уже реализованных проектов - уверен, что мы с поставленными задачами успешно справимся.