Татарстан начал системную работу по формированию регионального электронного правительства в 2006 году. К настоящему времени Центр информационных технологий республики – учреждение, ответственное за его построение, - внедрил ряд масштабных проектов, которые уже сегодня позволяют жителям республики получать некоторые государственные услуги в электронном виде, избавив их от излишних хождений по инстанциям. Центр рассчитывает на то, что перечень услуг в ближайшее время значительно вырастет, а разработанные в Татарстане решения будут использованы на федеральном уровне при построении электронного правительства России. Об IT-проектах, реализуемых в республике, агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал генеральный директор Центра информационных технологий Татарстана Николай Никифоров.
- Николай Анатольевич, Татарстан одним из первых начал развивать проект электронного правительства на региональном уровне. Что подвигло госорганы к этому, и какие наработки есть на сегодняшний день?
- Электронное правительство в Татарстане берет свое начало еще в 2005 году, когда премьер-министр республики Рустам Минниханов публично озвучил эту инициативу. Тогда речь шла только о внедрении информационных технологий в деятельность госорганов для повышения их эффективности. Мы начали строить базовую инфраструктуру, централизовать разрозненные государственные информационные системы и ресурсы, подключать госучреждения к интернету, внедрять электронный документооборот. Был создан портал правительства с субпорталами министерств и ведомств. Сегодня он демонстрирует высокую посещаемость – только в декабре прошлого года его посетили 400 тыс. человек, которые просмотрели 3,8 млн страниц. Была создана единая государственная интегрированная система телекоммуникаций. Если в первый год к ней было подключено всего 400 абонентов, то сегодня их около 6,5 тыс.
В 2008 году, когда стали видны контуры IT-инфраструктуры на уровне государственных органов, мы решили сфокусироваться на задаче по переходу к оказанию услуг в электронном виде. Мы четко рассчитали работу госорганов не по количеству выданных документов, а по количеству реальных хождений по учреждениям, которые совершает гражданин, что приводит к социально-экономическим потерям в целом. Так, наиболее часто используемая услуга – оказание медицинской амбулаторной помощи. Ежегодно к врачам татарстанцы обращаются 40 млн раз. На втором месте – оплата услуг ЖКХ, за год количество платежей за них достигает 15 млн, на третьем – услуги, связанные с регистрацией прав на недвижимость. Таким образом, мы определили для себя приоритеты – в каких областях максимально упростить получение процедур в первую очередь – и план работы на ближайшие годы.
- Какие проекты уже реализованы в Татарстане?
- На сегодня одна из главных проблем в том, что действия всех госорганов очень жестко регламентированы. Есть законы, постановления правительства России, ряд нормативно-правовых актов, где есть прямые барьеры для предоставления услуг в электронном виде. Например, зачастую можно встретить формулировку, что заявление предоставляется в бумажной форме, или что личность заявителя должна быть установлена по паспорту. В целом необходимо устранить такие барьеры в 300-350 нормативных актах. Это огромная работа, которая должна быть проведена на федеральном уровне. Однако мы смогли в рамках приоритетного перечня выделить те услуги, которые можно частично перевести в электронный вид, даже несмотря на барьеры. Мы выбрали 6 таких наиболее востребованных услуг. Сегодня мы их все апробировали, причем в таком масштабе - первые в России.
В настоящее время в Татарстане частично переведены в электронный вид услуги по получению выписок из единого государственного реестра прав, из кадастра недвижимости, услуги по оформлению загранпаспорта, получению информации о задолженности физического лица по различным видам налогов, получению информации о состоянии пенсионного счета и возможности внести дополнительный взнос в рамках участия в программе софинансирования государством накопительной части трудовой пенсии, а также оплате штрафов ГИБДД.
Татарстан - единственный субъект, где услуги отработаны в таком количестве. Все эти услуги - федерального уровня, и соглашения об их внедрении в электронном виде подписывались между правительством Татарстана и соответствующим федеральным органом власти. Таким образом, сегодня есть реальные примеры того, как услуги можно переводить в электронный вид. Но это еще самое начало пути, и мы пока не можем сказать, что система оказания услуг в электронном виде работает в "промышленных масштабах".
- Что нужно для того, чтобы эта система заработала?
- Прежде всего, мы отлаживаем и развиваем саму систему. На сегодня ключевым каналом предоставления этих услуг являются инфоматы электронного правительства - электронные киоски самообслуживания граждан, которые установлены в местах получения услуг и некоторых местах массового пребывания людей.
Скоро услуги станут доступными не только через инфомат, но и через интернет-портал. Сегодня максимум что можно сделать, это скачать бланк заявления, распечатать его, в спокойной обстановке заполнить и прийти в госорган с подготовленными документами. В будущем мы планируем, что услуга будет доведена до такого уровня, когда присутствие заявителя в учреждении будет необязательным – свой запрос он наберет в интернет-браузере, подпишет документ электронной цифровой подписью и оплатит дистанционно пластиковой банковской карточкой госпошлину или какой-то другой платеж.
Здесь ключевая проблема - это электронная идентификация заявителя, для этого нужно создать некий электронный аналог общегражданского паспорта. Планируется, что в России универсальные электронные карты, которые будут содержать идентификационную информацию и электронную цифровую подпись, в будущем будут выпущены для каждого гражданина. У Татарстана есть хорошие наработки в этой области, и уже в феврале-марте этого года мы планируем выдать первые 10 тыс. электронных карт. Они будут созданы специально для получения государственных услуг в электронном виде и будут включать также банковское приложение для оплаты того или иного платежа. Часть из них будет распространена среди государственных служащих, которым цифровую подпись необходимо использовать при работе с электронными документами, часть - среди фокус-групп.
В целом на сегодня российское правительство определило 74 услуги, которые необходимо перевести в электронный вид, прописан график, когда это должно быть сделано. К примеру, в феврале 2010 года граждане должны иметь возможность подать документы на государственный технический осмотр транспортных средств, в июле - на регистрацию автомобиля. Сроки стоят очень жесткие. Может быть, некоторые из них будут подвергнуты корректировке, потому что даже в таком развитом, с точки зрения информационных технологий, регионе, как Татарстан, эти сроки выполнимы с большим трудом. Мы очень стараемся в них уложиться, но это крайне сложно сделать. Я думаю, что в масштабах страны с этим будут проблемы.
Помимо изменения законодательства, создания инфраструктуры, необходим колоссальный реинжиниринг процессов в самих учреждениях, оказывающих услуги.
- Центр информационных технологий Татарстана разрабатывает не только решения для перевода услуг в электронный вид и повышения эффективности деятельности госучреждений, но и разработал собственный проект координации работы экстренных служб. Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Это проект "ГЛОНАСС+112". Мы пытаемся кардинально переосмыслить взаимодействие экстренных служб при реагировании на происшествие, особенно при спасении пострадавших. Сегодня мы реализуем пилотный проект на всей протяженности автодороги М-7 в Татарстане. Система включает прием звонков по единому номеру "112", диспетчирование происшествий службами МЧС, МВД и Минздрава, получение информации о расположении сил и средств реагирования на происшествия с использованием системы ГЛОНАСС, цифровых карт и космической съемки высокого разрешения. На сегодня к ней подключено 57 объектов, в том числе 23 больницы, 12 подразделений МВД, 4 спасательных отряда, 14 пожарных частей, 4 контрольных пункта милиции. ГЛОНАСС-оборудованием оснащены около 500 транспортных средств. Сейчас мы отрабатываем с сотовыми операторами технологию, которая позволит передавать диспетчеру достаточно точно местоположение абонента, сообщившего о ЧП.
На 2010 год мы ставим задачу по утверждению единого регламента взаимодействия служб, продолжим массовое внедрение системы в диспетчерских экстренных служб и оснащение оборудованием их транспортных средств. Мы очень постараемся, чтобы к концу года в каждом муниципальном образовании Татарстана система заработала.
- Каким образом финансируются проекты, реализуемые в сфере информационных технологий?
- Вплоть до 2008 года мы ежегодно утверждали перечень проектов, но потом пришли к выводу, что для системной работы необходима целевая программа. В результате была принята программа "Электронный Татарстан", рассчитанная на 2008-2010 годы. Ее финансирование в 2008 году составило 300 млн рублей, в 2009 году планировалось на уровне 325 млн рублей, в 2010 – 350 млн рублей. К сожалению, когда республика столкнулась с необходимостью сокращения бюджетных расходов, финансирование 2009-2010 годов сократилось до 200 млн рублей в год. Общее сокращение составило 275 млн рублей. Из 41 мероприятия реализация 21 была приостановлена. Вместе с тем, и другие республиканские целевые программы были подвергнуты большей корректировке. Здесь нужно отдать должное руководству республики, которое считает информатизацию, электронное правительство, электронные услуги одной из приоритетных задач, которую нужно поддерживать и финансировать даже в такие непростые годы.
- То есть финансирование ведется только за счет средств бюджета Татарстана?
- Все средства республиканские. К сожалению, федеральный центр не оказывает в этой части практически никакой поддержки. С 2005 года республика вложила в проекты информационных технологий около 1 млрд рублей с учетом затрат на эксплуатацию. За все это время мы смогли привлечь из федерального центра только 28 млн рублей.
К сожалению, сегодня в масштабах страны отсутствуют хоть какие-либо стимулирующие механизмы, чтобы субъекты РФ что-либо делали в области информационных технологий. Татарстан, например, неоднократно предлагал создать какую-то структуру, похожую на фонд содействия реформированию ЖКХ, который реализует проекты по определенным правилам на основе софинансирования.
Вместе с тем, федеральный центр делает на нас серьезную ставку. Мы только в 2009 году получили 7 серьезных федеральных наград. Лучшими проектами в стране были признаны решения в области электронного здравоохранения, системы органов ЗАГС, мониторинга жилого фонда, государственная интегрированная система телекоммуникаций, инфоматы - как лучший сервис, "ГЛОНАСС+112" - как лучшее решение в области обеспечения безопасности. При этом все сделано на средства Татарстана, силами татарстанских компаний и татарстанских органов власти. Хочется верить, что все эти проекты станут основой для общефедеральных решений. Кроме того, наши компании, имея готовые решения, готовы тиражировать проекты на общефедеральном уровне.