Максим Гейко возглавил одну из крупнейших энергосбытовых организаций Поволжья в не самые простые для компании времена. О ее проблемах, путях их решения и перспективах развития он рассказывает в интервью агентству "Интерфакс-Поволжье".
- Максим Владимирович, Вы возглавили "Ульяновскэнерго" в марте текущего года. Какие задачи поставлены акционерами компании перед топ-менеджментом?
- По истечении двух месяцев удалось разобраться с реальным состоянием компании, и картина, честно говоря, не очень радужная. В расчетах за поставляемую электроэнергию наблюдается системный кризис. Нужно отметить, что такое положение, конечно, характерно не только для Ульяновской области, но и для страны в целом.
В первую очередь, это касается предприятий жилищно-коммунального комплекса. Крайне низкая платежная дисциплина в этой сфере, которая вызвана выпадающими доходами, очень негативно сказывается на росте дебиторской задолженности энергосбытовых компаний. В частности, только текущая просроченная задолженность перед ОАО "Ульяновскэнерго" составляет на сегодняшний день более 1,6 млрд рублей.
Поэтому основной задачей, которую поставили передо мной акционеры, стало сокращение дебиторской задолженности и приведение ее к приемлемому уровню.
- Что-то удалось уже сделать в решении этой проблемы?
- Мы достаточно активно приступили к обсуждению этих проблемных моментов с муниципальными властями, потому что - как я уже сказал - основными неплательщиками являются муниципальные предприятия жилищно-коммунального комплекса. Это, как правило, предприятия, занимающиеся водо- и теплоснабжением.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что эти предприятия работают не на экономических механизмах - то есть, тех тарифов, которые установлены на услуги этих организаций, недостаточно для того, чтобы компенсировать их затраты на потребляемые энергоресурсы. Поэтому большинство этих компаний на сегодняшний день являются планово-убыточными. Вот с понимания, осознания этой проблемы и следует начинать.
- И каков же путь решения проблемы? Снова повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги?
- Разумеется, мы понимаем, что это - крайне непопулярная мера. Корректнее здесь было бы говорить не о повышении тарифов, а о приведении их к тому уровню, который выведет компании ЖКХ хотя бы на нулевую рентабельность.
Второй способ решения проблемы - субсидирование на необходимом уровне коммунальных предприятий из бюджета. Всем очевидно, что невозможно вести экономическую деятельность, когда у тебя нет денег и даже нет шансов их собрать.
Разумеется, решение данного вопроса требует внимания всех уровней власти - и муниципального, и регионального, и федерального, так как предельная планка роста тарифов ограничивается на федеральном уровне.
В частности, по городу Ульяновску мы начали достаточно активно и, надеюсь, продуктивно, взаимодействовать с администрацией областного центра. Именно здесь у нас два самых крупных должника - муниципальные предприятия "Ульяновскэлектротранс" и "Ульяновскводоканал". И недавно с городской администрацией подписали важное соглашение о погашении 200- миллионной задолженности этих муниципальных компаний.
Гораздо сложнее ситуация в сельских районах области, большинство которых являются дотационными. Понятно, бюджет тоже не резиновый, но проблема просроченной задолженности за энергоресурсы на данный момент достигла своего апогея, и, к сожалению, ситуация имеет тенденцию к ухудшению, так что решать этот вопрос нужно срочно.
К примеру, только с начала текущего года дебиторская задолженность "Ульяновскэнерго" выросла на 260 млн рублей, или на 19%. То есть, рост неплатежей принял обвальный характер, и мы бьем во все колокола и обращаемся к муниципальным властям, чтобы они обратили внимание на эту ситуацию.
Повторюсь, проблема эта - общероссийская. Межбюджетные перекосы привели к дефицитности региональных и муниципальных бюджетов, что негативно сказывается на возможностях местных властей по реагированию на системные кризисы и неплатежи.
И мы видим, что сейчас государство начинает обращать внимание на эти вопросы. Как известно, недавно правительство РФ выступило с предложениями рефинансировать кредитные обязательства регионов бюджетными займами под более выгодные проценты из государственных банков.
То есть, государство понимает, что долговая нагрузка на бюджеты регионов очень высока (и это, опять-таки, сложилось в течение многих лет), и что механизм межбюджетных отношений нуждается в совершенствовании.
Хочется верить, что облегчение долгового бремени региона положительно скажется на финансировании отраслей, отвечающих за жизнеобеспечение, и выравнивании ситуации с неплатежами за энергоресурсы.
- А какие собственные новые способы увеличения дохода изыскало для себя ОАО "Ульяновскэнерго"?
- Один из вариантов развития бизнеса - выход на внешние рынки сбыта электроэнергии. Мы, как тарифно-регулируемая компания на территории Ульяновской области, видим, что в регион приходят другие сбытовые организации, тарифы которых здесь никак не регулируются, и поэтому эти компании могут предложить нашим клиентам более выгодные условия.
К сожалению, зачастую именно они и "расхватывают" самых лучших наших клиентов, а мы вынуждены заниматься водоканалами, котельными, муниципальным электротранспортом и неплатежами населения. В такой ситуации экономический смысл для нас, как коммерческой организации, во многом теряется, поскольку бизнес становится очень тяжелым и неприбыльным.
Поэтому мы также рассматриваем возможность выхода на рынки других регионов и начинаем работу по поиску предприятий, которые могут быть заинтересованы в наших услугах.
- Уже какие-то результаты есть в этом направлении?
- Мне пока не хотелось бы раскрывать эту тему, поскольку процесс перехода от одного поставщика электроэнергии к другому занимает длительное время, и предметно говорить об этом преждевременно.
А вот второе направление повышения доходов - более, так сказать, глобальное, которое можно развивать в Ульяновской области - это энергосбережение на основе так называемых энергосервисных контрактов.
Суть проекта в следующем: мы, как компания, которая наиболее близко находится к потребителям электроэнергии, зачастую лучше знаем ситуацию с их хозяйством и можем предложить им профессиональную помощь по внедрению энергосберегающих мероприятий.
Соответствующие энергосервисные контракты предполагают инвестирование в реализацию энергосберегающих решений и технологий для потребителей электроэнергии за счет инвестора. Получается, что сам потребитель ничего за это не платит, все затраты ложатся в данном случае на "Ульяновскэнерго".
В то же время потребитель в течение определенного периода платит за потребленные энергоресурсы тот же объем средств, что и до реализации комплекса энергосберегающих мероприятий. Но за счет экономии инвестор не только возвращает средства, которые он затратил, но и получает прибыль.
- А насколько велика в настоящее время в Ульяновской области потребность в реализации энергосберегающих проектов?
- Мы видим, что потребность в энергосбережении в регионе оценивается в сотни миллионов рублей - как минимум. Но ни в бюджетах, ни у многих предприятий нет средств, нет возможностей инвестировать в эту сферу, хотя это критически необходимо.
Поэтому сейчас мы начали проработку пилотных проектов по энергосбережению, на основе которых "Ульяновскэнерго" намерено выйти к руководству региона с предложением о проведении системной модернизации, в первую очередь, социальных объектов, которые в настоящее время крайне неэффективно потребляют энергоресурсы.
Уверен, сотрудничество в данной сфере однозначно будет взаимовыгодным: мы сможем привлекать ресурсы для инвестирования в замену оборудования, а регион в конечном счете получит ощутимую экономию за счет внедрения энергосберегающих технологий.
- Но, надо полагать, "Ульяновскэнерго" планирует вкладывать в эти проекты не только собственные средства? И еще вопрос: какие, на Ваш взгляд, наиболее проблемные сферы ЖКХ крайне нуждаются в энергосберегающих технологиях?
- Если говорить об инвестициях, то здесь все зависит от объема работ. Если масштабы будут большие, то мы готовы обращаться к кредитным организациям для открытия проектного финансирования.
Что же касается основных направлений по внедрению энергосберегающих технологий, то это может касаться и систем освещения, и теплового регулирования, и многого другого - здесь, что называется, огромный фронт работы. Разумеется, для того, чтобы понять, какое мероприятие внедрять в каждом конкретном случае, мы проведем энергоаудит в помещении - будь то детский сад, школа или больница - и определим те мероприятия, которые позволят снизить здесь потребление электроэнергии, тепла, газа. И уже после этого, соответственно, предложим варианты оборудования, которое позволит снизить эти затраты.
Еще раз повторюсь: мы, кончено же, понимаем, что в ходе реализации этого масштабного и перспективного проекта мы реально что-то теряем, так как объемы потребляемой электроэнергии за счет энергосбережения снизятся. Но мы также понимаем и то, что от новых технологий, от энергосбережения никуда не деться, это кардинально важная задача на сегодняшний день.
- Вы уже говорили о том, что энергосбытовой бизнес в силу своей специфики тесно взаимосвязан с местной властью. Максим Владимирович, как бы Вы все же оценили сотрудничество компании с руководством региона и муниципалитетов?
- Разумеется, мы, как гарантирующий поставщик электроэнергии и регулируемая организация, не можем вести бизнес без взаимодействия с властями. Это совершенно очевидно, потому что - с одной стороны - мы выполняем социальную функцию, потому что обязаны обслуживать всех потребителей, которые к нам обращаются. А с другой стороны - мы работаем строго на основании утвержденных тарифов.
И нам, конечно же, хотелось, чтобы те средства, которые закладываются в наши тарифы, позволяли бы нам развиваться. Ведь нам инвестиционную программу ежегодно сокращают минимум в 2 раза, так что, если есть небольшой рост тарифа, хотя бы в рамках инфляции, это уже хорошо, но этого, как правило, не происходит.
Мы понимаем, что есть вопросы, которые могут быть решены только на уровне властей. Это, в частности, проблема выпадающих доходов муниципальных предприятий ЖКХ, о которых я уже говорил. Власть на местах должна обратить все-таки внимание на неправильную экономическую ситуацию своих коммунальных предприятий и помочь им бюджетными субсидиями, чтобы они не банкротились, а их долги не повисали мертвым грузом на "Ульяновскэнерго".
Далее - мы хотели бы, чтобы власть помогала нам сохранять тех потребителей, которые находятся и работают на территории Ульяновской области, но при этом "уходят" к другим сбытовым компаниям. Руководство региона должно понимать, что "Ульяновскэнерго" является единственным в регионе резидентом из крупных компаний энергетического сектора, то есть, мы платим здесь налоги, тут работают люди, которые являются жителями региона и получают здесь зарплату, содержат свои семьи. Поэтому то, что мы теряем ключевых потребителей, это проблема не только нашей компании, но и региона.
- Но как вам тут могут помочь власти? Ведь это - бизнес, и если потребителям энергоресурсов предлагают более выгодные условия, они вправе такие предложения принять.
- Бесспорно, бизнес должен работать на принципах экономической целесообразности. Но, с другой стороны, нужно помнить и про социальную ответственность бизнеса. Я думаю, что в любом случае эти вопросы можно и нужно обсуждать, особенно с теми компаниями, которые при содействии руководства области приходят в регион и открывают здесь новые производства.
В целом же, подытоживая ответ на ваш вопрос про оценку взаимодействия между "Ульяновскэнерго" с региональными властями, могу сказать, что у нас достаточно конструктивные отношения с руководством региона и областного центра, хотя мы, конечно, всегда надеемся на лучшее. В принципе, ситуация достаточно стабильная, она не хуже, чем в других регионах. Достаточно сказать, что Ульяновская область еще несколько лет назад вышла из так называемого "пула неплательщиков", а это уже многое значит.
- Значит, перспективы развития ОАО "Ульяновскэнерго" не вызывают опасений?
- Повторюсь - ситуация в компании не простая, но она абсолютно рабочая. Нужно просто по-другому смотреть на развитие, предложить новые механизмы и способы стабилизации ситуации. Мы сейчас уже претворяем в жизнь некоторые решения, проводим оптимизационные и стабилизационные мероприятия, которые позволят компании добиться лучших финансовых результатов уже в текущем году.
Проводится и внутренняя перегруппировка: какие-то направления деятельности дают меньшую отдачу и экономический эффект, какие-то - большую, соответственно, мы перенаправляем усилия наших сотрудников с одного направления на другое - туда, где мы ожидаем больший эффект.
Одним словом, предстоит много работы. И, уверен, она принесет свои позитивные результаты!