Для Ульяновской области партнерство с крупными, всемирно известными компаниями остается одним из важнейших направлений работы, власти намерены "расширить горизонты" в экономике. Об этом агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал глава региона Сергей Морозов.
- Сергей Иванович, в этом году опыт Ульяновской области в сфере работы с инвесторами неоднократно получал высокие оценки экспертов и федеральных властей. С какими результатами область пришла к концу года?
- За последние несколько лет нам удалось пройти очень большой и сложный путь: от территории-"середнячка" с, мягко говоря, плачевным состоянием экономики, к региону-лидеру. Без ложной скромности могу заявить, что сегодня мы входим в число регионов с самым благоприятным деловым и инвестиционным климатом в России. И это не наше мнение, а мнение ведущих мировых рейтинговых агентств, таких как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития.
На территории Ульяновской области действует самое современное и либеральное инвестиционное законодательство, обеспечивающее нашим партнерам поддержку не менее привлекательную, чем в федеральных Особых экономических зонах. Нам удалось создать один из самых эффективных индустриальных парков на территории России - промзону "Заволжье". Право создать единственную в стране аэропортовую зону также было предоставлено именно нашей области. Мы являемся одним из трех регионов России, на территории которых развиваются сразу два высокотехнологичных кластера: авиационный и ядерно-инновационный.
Наш опыт был активно использован в работе над Стандартом деятельности органов власти субъектов РФ по улучшению инвестиционного климата - опорного документа, на котором со следующего года будет строиться региональная инвестиционная политика во всей стране.
Но главный показатель успеха для нас - это признание партнеров по бизнесу. Приведу несколько цифр. Объем инвестиций, привлеченных в экономику региона, с 2008 года вырос более чем в 5 раз. Темпы их прироста на протяжении ряда последних лет являются одними из самых высоких в России. В прошлом году нам удалось привлечь в регион более 61 млрд рублей. Это был очень серьезный прорыв для нас.
В этом году нам удалось заключить 10 инвестиционных соглашений с крупными компаниями, являющимися лидерами в своих отраслях. Минимальный объем инвестиций по данным проектам составляет 40 млрд рублей, а в развитии - до 70 млрд. Таким образом, задача, которую мы ставили перед собой 5 лет назад, когда принимали первую в истории Ульяновской области "Стратегию привлечения инвестиций" - привлечь 170 млрд руб. инвестиций - будет нами перевыполнена в 1,5 раза.
Сегодня в структуре инвестиций 93% составляют частные вложения, тогда как раньше этот показатель едва превышал 50%. И это не просто цифры - это новые предприятия, которых мы построили за этот период более 30. Это новые высокооплачиваемые рабочие места, новое качество менеджмента и социальных стандартов для сотрудников, новые продукты и технологии. Яркими примерами тому являются высокотехнологичные проекты компаний "Гильдемайстер", "Пинкилгтон", "Марс", "Таката", "Аэрокомпозит" и многих других.
- В борьбе за инвестора сегодня активизировались многие регионы. В условиях высокой конкуренции - как с российскими субъектами, так и с другими странами - удержать высокие позиции, очевидно, будет непросто. Какие дальнейшие шаги Вы намерены предпринять, чтобы привлечь новых партнеров?
- Буквально несколько дней назад я утвердил новую "Программу улучшения инвестиционного климата Ульяновской области" на следующие пять лет, в которой определены основные направления деятельности в сфере создания благоприятных условий для развития бизнеса в нашем регионе. На ее основе мы разработали "Инвестиционный меморандум на 2013 год", где обозначили 10 основных задач и механизмы их решения на следующий год.
В их числе - привлечение новых инвесторов, создание необходимой инженерной и социальной инфраструктуры, зон перспективного развития, развитие малого и среднего бизнеса, кадрового потенциала, реализация кластерного подхода, активизация инвестиционной политики в муниципальных образованиях.
Приоритетными для нас остаются авиа- и автомобилестроение, строительство, сельское хозяйство, пищевая промышленность, новые композитные материалы, станкостроение. Это именно те отрасли, на которых держится современная экономика, где внедряются новейшие технологии.
- Но для развития большинства из этих отраслей необходимы высококвалифицированные кадры, "заточенные" под выполнение определённых задач. Сможет ли регион подготовить необходимое количество таких профессионалов?
- Развитие кадрового потенциала - одна из ключевых задач, которые мы поставили перед собой на 2013 год и зафиксировали в инвестиционном меморандуме. Нам нужны принципиально новые кадры. Необходимы специалисты, владеющие иностранными языками, знакомые с современными методиками управления и международным правом. Рабочие, умеющие обращаться со станками с числовым программным управлением как минимум четвертого поколения. Механизаторы, способные работать на современной технике ведущих мировых производителей. Можно перечислять бесконечно.
Считаю, нам надо активнее использовать подходящий нам мировой зарубежный опыт. Так, именно на принципе партнёрства государства и бизнеса построена дуальная система образования в Германии. У нас уже есть подобный успешный опыт создания ресурсных центров с компаниями "Бош" и "Фрезениус". Мы готовы идти дальше. В ближайшее время будет подготовлен план мероприятий по созданию в регионе сети подобных ресурсных центров.
Кроме того, мы будем внедрять в Ульяновской области институт международного бакалавриата. В течение следующего года мы планируем запустить первый пилотный проект.
- В числе основных задач вы упомянули развитие малого и среднего бизнеса. До этого ставка делалась, как правило, на крупнейшие зарубежные компании. Чем обусловлены новые приоритеты?
- Безусловно, партнерство с крупными, всемирно известными компаниями остается одним из важнейших направлений нашей работы, но хотелось бы расширить горизонты. Мы очень много делаем для создания благоприятного инвестиционного климата, при этом "по умолчанию" имеем в виду, прежде всего, привлечение сторонних инвесторов.
В результате, с одной стороны, мы раскрыли над крупными проектами "административный зонтик", сопровождаем их в ручном режиме. С другой стороны, мы имеем целый ряд проектов среднего бизнеса, реализация которых проходит без нашей помощи.
А ведь малый и средний бизнес - это, заметьте, примерно 50% инвестиций в экономику региона. Таким образом, мы должны создать систему максимального благоприятствования для инвестиционной деятельности не только для крупного, но для малого и среднего бизнеса. Это, на мой взгляд, ключевая задача, стоящая перед нами на следующий год.
В связи с этим нами было принято решение с 1 января 2013 года выделить из структуры правительства в отдельный блок министерство стратегического развития и инноваций и передать ему функции развития малого и среднего бизнеса.
Кроме того, нами подготовлен целый ряд инициатив в части сокращения регламентов административных процедур для бизнеса, которые подкреплены соглашениями с муниципальными образованиями.
Внедрение данных регламентов позволит нам сократить сроки мероприятий по технологическому присоединению к сетям с 162 дней до 83 дней. А земельный регламент дает сокращение сроков операций с землей на 30%.
Еще одним перспективным направлением на сегодняшний день является привлечение в регион среднего зарубежного бизнеса и создание совместных предприятий. Это также одна из 10 задач, прописанных в нашем инвестиционном меморандуме.
Небольшие по международным меркам компании готовы прийти в Россию, тем более что они чаще всего являются технологическими звеньями в производственной цепочке крупных компаний, уже локализовавшихся здесь. Однако зачастую у них нет необходимых ресурсов для того, чтобы открывать свой бизнес в России с нуля. Как правило, они опасаются начинать работу в нашей стране без партнера. К сожалению, и российский бизнес не ждёт их с распростертыми объятиями, видя в них определённую угрозу. На фоне слияний крупных мировых и российских компаний, введения обязательной международной сертификации качества это как минимум недальновидно. Создавая совместное предприятие с одним из мировых поставщиков, мы не теряем самостоятельности, а, напротив, выходим на новые рынки, что особенно актуально в условиях вхождения в ВТО.
Специально для таких проектов нам необходимы современные технопарки. Работу по созданию в Ульяновской области первого такого технопарка я поручил начать в следующем году.
- Одна из задач, обозначенных Вами в инвестиционном меморандуме Ульяновской области - активная реализация кластерного подхода. Как Вы намерены ее решать?
- В течение последних трех лет мы вели активную работу по внедрению кластерных подходов к развитию территории. В результате этой работы два ульяновских кластера - авиационный и ядерно-инновационный - вошли в число 25 пилотных кластеров Российской Федерации. При этом ядерно-инновационный кластер получил право на дополнительную финансовую поддержку.
Параллельно ведется работа по формированию и развитию традиционного автомобильного кластера и кластера строительных материалов. Очень перспективным для нашего региона являются направления, которые также имеют все признаки кластера - IT-технологии и креативные индустрии. Однако они требуют особой инфраструктуры и среды. Именно с целью локализации данных направлений прорабатывается проект комплексной застройки в Заволжском районе Ульяновска - микрорайона, построенного по самым современным стандартам. Одним из консультантов проекта согласилась стать всемирно известная компания "Эрнст энд Янг".
Таким образом, задачей на следующий год является предпроектная проработка и разработка проектной документации на объекты инновационной и инженерной инфраструктуры для авиационного и ядерно-инновационного кластеров, а также "упаковка" новых кластеров.
- Спасибо за интервью, Сергей Иванович. С наступающим Новым годом и удачи Вам во всех начинаниях на благо региона.