Поволжье / Эксклюзив 17 июня 2016 г. 18:49

Губернатор Ульяновской области С.Морозов: "Ульяновская область приступает к реализации проектов региональной технологической инициативы"

Губернатор Ульяновской области С.Морозов: "Ульяновская область приступает к реализации проектов региональной технологической инициативы"

            О перспективах ульяновской ОЭЗ, импортозамещении в самолетостроительной отрасли и развитии на территории региона альтернативной энергетики рассказал "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума врио губернатора Ульяновской области Сергей Морозов.

            - Сергей Иванович, вопрос об импортозамещении, который руководство страны поставило перед регионами, особенно актуален в сфере авиационной промышленности. Расскажите, пожалуйста, как продвигается это направление в Ульяновской области, в частности - о перспективах ульяновских предприятий в кооперации по производству нового перспективного российского лайнера МС-21.

            - Наряду с Воронежем, Казанью и Пермью в кооперации участвуют наши предприятия - "Авиастар-СП" и "АэроКомпозит". Для нового самолета они производят более 50% компонентов. Кроме того в Ульяновском КБ приборостроения разрабатываются информационно-управляющее поле кабины самолета МС-21 и система управления самолетным оборудованием.

            Самым крупным нашим заводом-кооперантом по реализации проекта МС-21 является, конечно, АО "Авиастар-СП". Он производит панели и хвостовые отсеки фюзеляжа, двери и люки. Ульяновский авиазавод уже поставил компоненты на второй авиалайнер МС-21, предназначенный для статических испытаний.

            Кроме того завод приступил уже к изготовлению панелей для сборки третьего самолета - второго летного образца. Часть этих агрегатов уже находится в стадии сдачи, и в ближайшее время будет отгружена на Иркутский авиационный завод, часть - еще в стадии изготовления.

            Другой кооперант - наш завод "АэроКомпозит-Ульяновск". Кстати, завод абсолютно уникальный, единственное в мире предприятие полного цикла по производству крупногабаритных композитных конструкций для авиационной промышленности.

            В частности, здесь впервые в мировой практике для изготовления композитного кессона крыла (силовых элементов конструкции) был применен метод вакуумной инфузии и автоматизированная выкладка сухого углеродного наполнителя. Подобной технологией не владеет ни одно предприятие в мире.

            При создании крыла МС-21 используется свыше 100 крупногабаритных элементов конструкций из полимерных композиционных материалов. Одно из неоспоримых преимуществ полимерных композиционных материалов - высокие прочностные характеристики и возможность создать крыло с высокой степенью удлинения, что значительно повышает аэродинамические характеристики. Это позволит самолету парить в воздухе подобно планеру, и как следствие - работать двигателю в более экономичном режиме. Экономия топлива при этом составит 6-8%. Композиционные материалы, как показывают исследования, значительно повышают ресурс конструкции.

            Этот уникальный метод позволил создать отечественный продукт, который по своим техническим характеристикам не уступает западным аналогам.

            Ну и, конечно, для нас крайне важно заниматься импортозамещением в покраске самолетов и оснащении интерьеров. У нас же, если вы посмотрите на интерьеры наших самолетов, то большинство компонентов там - американского производства. И мы планируем в нашей Особой экономической зоне создать полноценный центр кастомизации по выпуску компонентов самолетных интерьеров.

            Что касается покраски самолетов, то, к сожалению, почти вся краска - тоже импортная. И здесь у нас тоже очень много наработок - мы недавно открыли совместно с нашими зарубежными партнерами завод по выпуску современных лакокрасочных покрытий и сейчас рассматриваем возможность использовать эти материалы для покраски самолетов. Если нам это удастся, то это будет грандиозный шаг вперед.

            - А кроме проекта МС-21, в каких еще проектах участвуют ульяновские предприятия авиапрома?

            - Почти 10 лет назад мы выбрали авиацию как одно из приоритетных направлений развития региона. Именно для этого мы создали в области большой авиационный кластер. И сейчас можем говорить о значительных успехах в этой отрасли. Кроме активного включения в кооперацию по строительству нового пассажирского самолета МС-21, на "Авиастаре" строится первый топливозаправщик Ил-78М-90А, выполняется государственный заказ на строительство тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А.

            Мы принимаем активное участие также в кооперации по строительству самолетов Ил-112В. Ульяновские самолетостроители производят монтаж интерьера и отработку систем самолетов семейства Sukhoi Superjet 100.

            Одним словом, для нас сейчас главное - сохранить статус Ульяновской области как главного кооперанта по всем ведущим отечественным разработкам в сфере самолетостроения.

            - А как Вы оцениваете возможность развития в России беспилотных авиационных систем? Эта сфера пока в нашем государстве освоена слабо и лежит в основе Национальной технологической инициативы, провозглашенной руководством страны. Какие Ульяновская область может предложить для этого ресурсы?

            - Этот проект является частью нашей Региональной технологической инициативы, сформированной на базе аналогичного проекта.

            В апреле 2016 года область вошла в число 10-и пилотных регионов страны, которые приступят к ее реализации по 5 направлениям: авиация ("Аэронет"), автомобилестроение ("Автонет"), продукты питания ("Фуднет"), здоровье ("Хэлзнет") и энергетика ("Энерджинет"). По каждому из этих направлений уже началась конкретная работа, разработаны "дорожные карты".

            Широкое экспертное обсуждение "дорожной карты" по развитию рынка "Аэронет", а также перспектив роста сферы беспилотных авиационных систем состоялось в рамках Международного авиатранспортного форума, который проходил у нас в начале июня.

            Эксперты площадки также обозначили проект создания в регионе испытательного полигона. В России такого нет, а у Ульяновской области есть все предпосылки для создания полигона для беспилотных авиационных систем. В то же время этот полигон может служить звеном сертификационной цепочки, которая сегодня только-только начинает развиваться.

            Ульяновская область имеет всю необходимую инфраструктуру для создания первых российских беспилотников.

            Во-первых, возможна разработка БПЛА вертикального взлета, автономных БПЛА без пульта управления, БПЛА с возможностью погружения под воду, для сельского хозяйства.

            Во-вторых, на территории Ульяновской области расположены два действующих международных аэропорта, имеются аэродром ДОСААФ и аэродром Бряндино. И конечно, базирование беспилотников на любом из перечисленных объектов инфраструктуры будет зависеть от их ведомственной принадлежности, вида и назначения аппаратов.

            В-третьих, Ульяновской области по силам решить вопрос подготовки кадров. Безусловно, образовательные программы будут зависеть от типа техники и необходимости в организации различных специализаций и профилей подготовки кадров. Подготовка специалистов в области БПЛА на территории Ульяновской области может быть организована на базе трех вузов и профильного авиационного колледжа.

            Организацию производства беспилотников в Ульяновской области мы рассматриваем в таких сферах, как обработка сельскохозяйственных комплексов, санитарная авиация, перевозки, картографирование, разведка и др. Производство возможно организовать на базе АО "Авиастар-СП", ООО "Симбирскавиа", ООО "Дизель".

            Между тем в Ульяновске есть определенные наработки еще советского периода, главное - есть люди, которые хотели бы этим заниматься. Поэтому мы в рамках Национальной технологической инициативы могли бы продолжить работу и в этом направлении, необходимая ресурсная база для этого есть.

            - Сравнительно недавно руководство Ульяновской области заявило, что в регионе намерены активно развивать альтернативную энергетику. Когда планируете построить и запустить первый ветропарк?

            - В 2017-м году собираемся запустить первые установки мощностью 35 МВт. Это - инвестиционный проект компании "Фортум". На текущий момент идет оформление проектной документации, ожидается выход на стройплощадку. В продвижении данного проекта и дальнейшего развития ветроэнергетики в регионе примут участие специалисты Ульяновского наноцентра и управляющей компании "Роснано", которая рассматривает Ульяновскую область как базовую точку локализации производства отдельных компонентов для объектов возобновляемой энергетики. Компании разработают совместный план действий до конца года.

            Это будет первый оптовый ветропарк в регионе. В дальнейшем планируется увеличить мощность ветрогенерации в Ульяновской области до 500 МВт, для чего в 2016 году будет проведен ветромониторинг на трех перспективных площадках.

            Вообще развитие альтернативной энергетики в Ульяновской области - это еще одно из приоритетных стратегических направлений региональной технологической инициативы.

            Для создания максимального количества ветропарков на территории Ульяновской области регион готов выступить системным партнером для всех участников этого рынка. Инвестирующие в развитие возобновляемой энергетики в регионе компании могут рассчитывать на получение максимальной поддержки, доступной в рамках действующего законодательства, а сами проекты находятся под моим личным контролем.

            И здесь важно понять, что наша задача не только в выработке электроэнергии на основе возобновляемых источников, но и локализация на нашей территории оборудования для этой отрасли.

            Ульяновские производственные предприятия готовы организовать локализованное производство компонентов для генерирующих объектов возобновляемой энергетики, оператором проекта по локализации выступает Ульяновский наноцентр, который ведет переговоры с ведущими мировыми производителями ветротурбин.

            Обсуждаются различные организационные схемы партнерства, например, открытие совместного предприятия или создание консорциума, уже подготовлен предварительный план локализации.

            В начале июня прошла очень продуктивная встреча с руководителем "Роснано" Анатолием Чубайсом, где мы обсудили конкретные варианты сотрудничества в области ветроэнергетики. Для создания максимально комфортных условий для инвесторов Ульяновская область подготовила ряд законодательных инициатив федерального уровня, часть из которых была поддержана и реализована.

            Кроме ветрогенерации на территории области разрабатываются проекты по утилизации бытовых отходов с выработкой энергии, проекты солнечной генерации, создания малых гидроэлектростанций и биогазовых установок.

            Ульяновская область готова стать регионом экологически чистых и энергоэффективных решений. Закладывая основы новой энергетики сегодня, мы перестаем быть зависимыми от традиционного топлива, получаем доступ к дешевой энергии. Регион становится экономичнее и конкурентоспособнее

            - Сергей Иванович, вот Вы в начале нашего разговора говорили о планах создания в ульяновской ОЭЗ центра кастомизации по производству самолетных интерьеров. А между тем на днях стало известно, что на федеральном уровне принято решение о приостановке создания новых особых экономических зон, работа 10 ОЭЗ будет прекращена, все действующие зоны будут переданы в управление регионам. Какими, в связи с этим, Вам видятся перспективы дальнейшего развития ОЭЗ "Ульяновск-Восточный", где, как известно, уже начали работу первые резиденты?

            - На усиление контроля результативности работы территорий развития мы смотрим позитивно. Они должны проходить "фильтр" контроля эффективности. Поэтому решение президента я считаю абсолютно правильным.

            Как пример могу привести наш индустриальный парк "Заволжье" - региональная площадка с высокой эффективностью. К настоящему времени на 1 рубль бюджетных вложений в инфраструктуру парка приходится 22,8 рубля инвестиций резидентов и 8 рублей - налоговых платежей в региональный бюджет.

            На заводах промзоны работают порядка 3 тыс. жителей региона. Мы рассчитываем, что и Особая экономическая зона "Ульяновск", расположенная в районе аэропорта Ульяновск-Восточный" будет также эффективна. Она вполне конкурентоспособна.

            Мы полностью выполнили все свои обязательства: построили базовую инфраструктуру, подвели сети, построили дороги, чтобы инвесторы в любой момент смогли перейти к реализации проекта.

            Одним словом, мы с уверенностью можем сказать: проект Особой экономической зоны в Ульяновской области состоялся. Теперь мы сами будем нести ответственность за достижение показателей эффективности работы портовой Особой экономической зоны, строительству объектов, наполнению инвестициями.

            Ульяновская ОЭЗ полностью готова. Первый резидент - крупный логистический центр авиационной направленности - компания Т1 уже начала свою работу. Второй резидент - современный завод по производству авиационных кабелей компании "Промтех" - открывается этим летом. Только эти два инвестора дадут почти 2,8 млрд рублей инвестиций.

            Производственная компания "АФТ" создаст в ОЭЗ предприятие по сборке аэродромной и коммунальной техники, "1А" реализует проект по поставке авиационно-технического имущества, "Западные ворота" подразумевает создание на территории ПОЭЗ терминально-логистического центра для поставки, перевалки, хранения и отправки контейнерных и общих грузов, в т.ч. в рамках импорта и экспорта.

            Кроме того на днях были рассмотрены еще пять заявок новых компаний, которые хотят стать резидентами, - в дополнение к уже имеющимся 5 резидентам ОЭЗ. А это дополнительно 5,6 млрд рублей. Это позволит создать 500 новых рабочих мест для жителей региона.

            На днях мы приступили к строительству на территории ОЭЗ коммерческого объекта - Индустриального парка, который откроет свои двери для инвесторов уже в первом квартале будущего года. В нем смогут разместиться более 20 резидентов разного профиля.

            Данный объект будет способствовать более интенсивному развитию промышленных площадок Ульяновской области, налаживанию цепочек кооперации между авиастроительными, машиностроительными, станкостроительными предприятиями и уже стимулирует интерес потенциальных инвесторов ульяновской особой экономической зоны.

            Мы планируем увидеть в индустриальном парке сосредоточение производств, которые являются поставщиками "якорных" предприятий, находящихся на территории Ульяновской области.

            В результате мы увидим увеличение числа квалифицированных рабочих мест для ульяновцев, улучшение социальной обстановки, закрепление за нашей областью статуса центра станко-, машино- и авиастроения.

            Мы наблюдаем повышенный интерес к проекту портовой Особой экономической зоны, ведь заканчивается строительство инфраструктуры первого пускового комплекса, в процессе - проектирование второго пускового комплекса и территорий перспективного развития. Инвесторы проявляют больший интерес, приезжая на площадку и наблюдая за строительством объектов управляющей компании и резидентов. Нередки случаи, когда представители предприятий повторно приезжают на экскурсию в ПОЭЗ и видят готовую площадку с подведенной инфраструктурой, во что несколько лет назад было трудно поверить.

            Так что мы с гордостью можем сказать - проект особой экономической зоны в Ульяновской области состоялся!