Амбициозный пермский проект, претендующий на завоевание статуса "Культурная столица Европы" для Перми в 2016 году, с уходом инициировавшего его экс-губернатора Олега Чиркунова рискует остаться неосуществленным.
Новый губернатор Виктор Басаргин хоть и не высказался против, но заявил, что продолжаться "культурная революция" будет только при определенных условиях, как то "работа на имидж региона, а не отдельных персон", "одновременное развитие культурных традиций". Исключил возможность работы в новом региональном правительстве и один из активных участников и исполнителей проекта - бывший министр культуры, а позднее вице-премьер правительства Борис Мильграм. Один из главных реализаторов проекта Марат Гельман тут же назвал это "угрозой" для его осуществления.
Впрочем, один из ключевых участников проекта – дирижер с мировым именем Теодор Курентзис, полтора года назад возглавивший Пермский театр оперы и балета - рисков для воплощения задуманных, по крайней мере, им грандиозных проектов не усматривает. В интервью агентству "Интерфакс-Поволжье" он рассказал о своем видении ситуации, планах на следующий год и открывающемся на этой неделе "Дягилевском фестивале".
- С учетом того, что произошло, я имею в виду смену губернатора, не могу начать разговор с вопроса – что, по Вашему, мнению, будет с проектами в области культуры, с Вашими, в частности?
- Во-первых, я не считаю, что искусство имеет какое-то отношение к политике. Во-вторых, Олег Анатольевич (экс-губернатор О.Чиркунов – ИФ), безусловно, очень многое сделал для развития культуры в Перми, и частью этого культурного развития является мое назначение на должность художественного руководителя Пермского академического театра оперы и балета. Но когда мы говорим об адекватном успехе Перми и пермских проектов на мировом уровне, не возникает никакого сомнения, что это благо для города. И, думаю, любой политик, понимая это, будет сторонником дальнейшего развития заданного курса.
С другой стороны, хочу сказать, что это было достаточно рискованно и сложно: делать культурные проекты такого уровня и мощи, подобных которым нет ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Каждый город должен иметь некий образ, посредством которого он может заявить о себе и презентовать свою уникальную специфику. Многие делают ставку на промышленность, а для Перми именно культурный проект стал визитной карточкой.
Благодаря тем постановкам, которые мы уже осуществили, мы имеем возможность заявлять о себе по всему миру. А это очень важно для города: чтобы люди в Европе и мире начали произносить эти пять букв – "Пермь". Многие европейцы, с кем я общался, прежде не знали о существовании такого города. Это несправедливо. Например, все знают Дортмунд, а он меньше Перми. Штутгарт был разрушен во время Второй мировой войны, но в процессе восстановления он сделал ставку на культуру, и теперь его название у всех на слуху. А Пермь - нет. Почему?
Если мы не будем интересоваться будущим и прикладывать все усилия для создания того, чем мы могли бы гордиться, а будем просто проживать нашу жизнь, тогда, к сожалению, не будет прогресса. И это единственная причина, по которой я нахожусь здесь, - я очень хочу создать в Перми своего рода "музыкальную электростанцию", которая будет вырабатывать энергию не только для своего города, но и для всей России.
- Но сможет ли Пермский академический театр оперы и балета реализовать все свои грандиозные планы без поддержки властей, в том числе и финансовой?
- Нет, не сможет. Но… не знаю, как насчет других культурных проектов, но в моем случае я не чувствую какой-то настороженности. Потому что не может быть сомнений в том, что наши проекты - это самая интересная стадия "культурной революции".
- Но будет ли Вам самому интересно продолжать здесь работать, если придется убеждать чиновников в значимости и ценности проекта?
- Я не считаю, что придется кого-то убеждать. Конечно, не все чиновники в России являются специалистами в классической музыке, но это не значит, что у них нет представления о хорошем и плохом. Я оптимист.
Что касается нового губернатора, мне еще предстоит с ним познакомиться. Но, так или иначе, какие у него могут быть основания не любить музыку, не поддерживать культурные проекты? Если создано что-то хорошее, нужно это продолжать.
- Ваши слова обнадеживают. Расскажите о Ваших планах в Перми на следующий год?
- Мы готовим целый ряд оперных и балетных премьер. Перечислю те, что ожидают зрителей в первой половине сезона 2012/ 2013. Это "Свадьба Фигаро" - вторая опера Моцарта на либретто Лоренцо да Понте (в прошлом году театр представил премьеру первой оперы из трилогии Моцарта - Да Понте - Cosi fan tutte ("Так поступают все женщины") с участием мировой команды музыкантов - ИФ). Премьера состоится уже в сентябре. Мы готовим оперу Перселла "Дидона и Эней" с музыкальным прологом Майкла Наймана - это в октябре. Далее, в ноябре - "Дуэнья" Прокофьева и два балета: "The Second Detail" живого классика, хореографа Уильяма Форсайта и "Геревень" в постановке Раду Поклитару, на музыку, написанную по заказу Пермского театра оперы и балета композитором Владимиром Николаевым. В декабре состоится премьера оперы для детей "Малахитовая шкатулка". И, немного забегая вперед, анонсирую февральскую премьеру - оперу "Носферату" современного композитора Дмитрия Курляндского. Это совершенно новая музыка, написанная по заказу нашего театра.
Вот это мечта, понимаете? Мы делаем театр, который будет интересен разным людям, чтобы отвлечь их от рутины. Репертуар, который в театре сохранился, убогого качества, его никому нельзя показать, но сейчас я не могу отменить эти спектакли, потому что пока им нет замены. Поэтому мы готовим новые проекты, чтобы постепенно полностью обновить репертуар.
- 18 мая в Перми открывается "Дягилевский фестиваль" - первый, программа которого составлена полностью Вами. Ее называют революционной, предназначенной для продвинутого зрителя. Вы согласны с таким определением?
- Это фестиваль для всех. С моей точки зрения, в театре должна существовать качественная продукция на любой вкус. Если зритель хочет посмотреть классический, традиционный спектакль, мы должны его предложить, но он тоже должен быть сделан на высоком уровне, как, например, "Cosi fan tutte". С другой стороны, мы должны соответствовать театральным тенденциям России и Запада - нам нужны современные спектакли.
Если работать только в одном направлении, мы лишим зрителя шанса вновь прийти в театр в том случае, если ему не понравилось уже увиденное. Поэтому мы предлагаем спектакли разных направлений и самых разных авторов: классический и современный балет, классическую и современную оперу.
Что касается Дягилевского фестиваля- 2012, то я хочу обратить внимание зрителей на несколько премьер. Во-первых, это опера выдающегося французского композитора нашего времени Паскаля Дюсапена Medea material, которая впервые будет исполнена в России. Во-вторых, балет "Петрушка" Игоря Стравинского в хореографии Николо Фонте. Это уникальная история, потому что за сто лет, со времен Дягилева и Фокина, в России не появилось достойной новой версии этого балета, которая могла бы расширить контекст этого произведения. В-третьих, я приглашаю всех на потрясающий проект от оркестра Ensemble modern - Chaplin operas: музыканты исполнят саундтреки к трем фильмам Чарли Чаплина, которые режиссер сочинил сам. Еще одно большое событие - встреча на сцене выдающихся пианистов Кристофера Тейлора, Антона Батагова и Ивана Соколова. Не пропустите этот концерт.
- Еще один грандиозный проект - открытие в Перми консерватории. Насколько реально его осуществление?
- Консерватория крайне необходима городу. Чтобы сохранить достигнутое, нам нужно думать о следующем поколении музыкантов. И это должны быть не приезжие музыканты, а выучившиеся здесь. Чтобы мечта о превращении Перми в культурный центр осуществилась, нужно создать консерваторию с лучшими педагогами. И тогда "культурная революция" станет свершившимся фактом.
Я могу сказать, какова главная идея. Работая в Европе, я вижу там огромное количество студентов музыкальных специальностей из России. Каким же должен быть спад музыкального образования здесь, чтобы русские студенты уезжали учиться в Германию? Раньше все было наоборот. Поэтому я хочу создать здесь такой стиль образования, чтобы молодые музыканты могли приезжать учиться в Пермь, а не уезжать из России, и чтобы студенты из Европы тоже стремились обучаться у нас.
Невозможно дальше терпеть такое поражение в культуре. Надо перестать думать, что мир заканчивается там, где заканчивается подъезд, а что будет на улице - и вовсе безразлично. Надо думать о своей стране. Россия не имеет права быть второй. Но недостаточно только политической силы, чтобы стать первыми, свое первенство нужно каждый день доказывать культурными проектами.
- Тем не менее, несмотря на то, что многие уезжают учиться и работать в Европу, у нас до сих пор есть ощущение, что мы лучшие. Соответствует ли это, как Вам кажется, действительности?
- К сожалению, это не так. Я говорю это как большой поклонник России и русской культуры. В России рождаются и живут талантливые люди. Но до тех пор, пока они будут сидеть не на своих местах, играть не свои роли, не наступят перемены в культуре. Возьмем, к примеру, первый оркестр в Москве и сравним его с четвертым оркестром в Германии - московский проиграет по всем параметрам.
Лучшие российские инструменталисты не хотят сидеть в оркестре, все хотят быть солистами. Только нам удается объединять в оркестре MusicAeterna первоклассных солистов, лауреатов международных конкурсов.
Есть нюансы образования: на Западе музыканты изучают несколько иные дисциплины, там другое отношение к интонации, другая школа и, с чем не поспоришь, лучше менеджмент. Но у них нет одухотворенности, которая есть в русских исполнителях. Поэтому мы должны взять все то хорошее, что есть у них и у нас, объединить, и тогда мы сможем перенести центр музыкального образования из Запада в Россию.
- Вы верите, что именно Пермь может стать таким центром образования, куда поедут и со всей страны, и из Европы?
- Мы планируем приглашать лучших педагогов из России, Германии, Голландии, Англии. Почему немцы преподают в Цюрихе, англичане - в Нью-Йорке, американцы - в Париже, а в России - только русские?
Россия не закрытая тоталитарная страна, нужно налаживать международное сотрудничество, и тогда к нам будут приезжать учиться, жить и работать отовсюду, как в XIX веке ехали в Санкт-Петербург.
Я верю, что это возможно.