Поволжье / Эксклюзив 7 июня 2010 г. 15:26

Президент Удмуртии А.Волков: "Процедура банкротства сельхозпредприятий больше похожа на диверсию"

Президент Удмуртии А.Волков: "Процедура банкротства сельхозпредприятий больше похожа на диверсию"

Агропромышленный комплекс является одной из ключевых отраслей Удмуртии. Судя по данным статистики, даже в кризис этот сектор экономики в регионе неизменно показывал существенный рост. О том, как укрепить эту тенденцию, "Интерфаксу" рассказал глава республики Александр Волков.

- Александр Александрович, в чем вы видите причины такого активного развития АПК в регионе?

- Мы активно занимаемся агропромышленным комплексом потому, что на селе проживает 30% жителей нашей республики. Как и жители городов, селяне хотят работать, хотят получать за свою работу достойную заработную плату. А главное, хотят, чтобы они, их дети и внуки жили в человеческих условиях: чтобы были доступными и качественными образование, медицинская помощь, учреждения культуры… И для меня АПК – это не только отрасль, производящая молоко и мясо, а жизнь сотен тысяч жителей Удмуртии.

И для того, чтобы поднять село, мы, в первую очередь, стали заниматься решением социальных вопросов селян, надеясь на ответный отклик в виде роста производственных показателей. И наши надежды оправдались. Как только мы начали создавать условия для достойной жизни на селе, АПК пошел в рост. И как вы правильно заметили, даже по итогам кризисного 2009 года, когда сворачивалось все, объем производства продукции сельского хозяйства в Удмуртии вырос на 2,4%, а это более 35 млрд рублей.

- Тем не менее, здесь, как и в любом деле, есть и свои сложности. Например, банкротство сельскохозяйственных предприятий. Это очень серьезный вопрос, так как зачастую от судьбы того или иного сельхозпредприятия зависит будущее сельских поселений…

- Если говорить откровенно, то банкротство сельских предприятий больше похоже на диверсию. Эта процедура по всей стране разоряет тысячи хозяйств, люди теряют работу. Да, появляются новые собственники СПК или имущества, но это, как правило, не приводит к более эффективной работе. Признаться, я не знаю ни одного предприятия, прошедшего через процедуру банкротства, которое бы оздоровилось и получило новое развитие. Как правило, имущество предприятия-банкрота покупается за копейки, а затем распродается. А жители села или деревни, для которых это сельхозпредприятие порой единственная организация, где можно работать, остаются ни с чем.

Если быть честным и откровенным – это просто разбой среди бела дня! Однако, к моему удивлению, многие это воспринимают спокойно - вроде как все в рамках закона. Но ведь это неправильно! Во-первых, хочешь быть собственником – заработай эту собственность, получи ее по реальной стоимости. А во-вторых, предприниматель не должен в погоне за наживой забывать о судьбах людей, живущих на селе, которые остаются без средств к существованию и без надежд на будущее.

Сейчас у нас в стадии банкротства находится ОАО "Агрокомплекс" в Воткинском районе Удмуртии, где уже частично распроданы основные фонды. Четыре фермы по 200 голов проданы всего за 4,5 млн рублей. А ведь для того, чтобы построить такие фермы, надо вложить далеко не 4 млн даже в одну из них.

Я считаю, что процедура банкротства в ее сегодняшнем виде ничего хорошего российскому, в том числе и удмуртскому, селу не принесла. Мы несем колоссальные потери, как экономические, так и социальные.

- Как с этим бороться?

- Надо просто захотеть с этим бороться. Если уж и банкротить, то необходимо ввести особый порядок для сельхозпредприятий. В особых случаях – передавать их муниципалитетам. Весной этого года наши парламентарии вышли с совершенно верной, на мой взгляд, инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности". В частности, мы предложили установить в законе исключение для сельскохозяйственных организаций, согласно которому они будут считаться неспособными удовлетворить требования кредиторов, если обязательства перед ними не исполняются в течение года. Ведь существующий сегодня трехмесячный срок, может быть, является обоснованным для других организаций, но абсолютно не учитывает особенности деятельности предприятий на селе, где производственный цикл порой составляет более девяти месяцев, а финансовые результаты сильно зависят от природных факторов.

Учитывая значимость социальных последствий банкротства, мы предложили включить в круг участников в деле о банкротстве сельскохозяйственной организации орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и орган местного самоуправления муниципального района.

- Пока таких норм нет, как сегодня в Удмуртии решают этот вопрос?

- Только ручное управление в каждом конкретном случае. Мы пытаемся, чтобы к управлению приходили добропорядочные собственники, которые бы не распродавали все, а занимались развитием хозяйств. Иногда приходится выкупать предприятия-банкроты за счет бюджетных средств, отдавая то или иное сельскохозяйственное предприятие в собственность муниципалитетов.

- Следующий вопрос из другой области, однако он вызвал большой резонанс. В разгар кризиса вы приняли решение, которое, с одной стороны, позволило многим молодым семьям решить свой жилищный вопрос, а с другой – поддержать строительную отрасль региона в тяжелый для нее период. Многие жители Удмуртии с сожалением восприняли информацию о том, что к 2012 году республиканская программа "Доступное жилье молодым семьям", по которой можно взять ипотечный кредит под 5% годовых, завершит свое существование. Есть ли все-таки какие-то перспективы для продления сроков этой программы, учитывая ваше предложение запуска аналогичной программы на федеральном уровне?

- Я считаю, что перспектива здесь только одна – государство не только на региональном, но и на федеральном уровне должно создавать приемлемые условия для молодых семей по улучшению жилищных условий. Мы, как я и обещал, продержимся еще один год - 2011, а потом придется программу сворачивать. К сожалению, бюджет не может вечно брать на себя растущие обязательства по компенсации части процентной ставки в рамках этой программы.

- Если бы федерация взяла на себя 50% расходов по такой программе, ее можно было бы продлить?

- Нам стало бы значительно легче и, я считаю, что при таких условиях мы продлили бы ее.

- В этом году город Ижевск – столица Удмуртии - отмечает свой 250-летний юбилей. В чем, на ваш взгляд, заключается изюминка Ижевска как столичного города? В чем его отличие от столиц других регионов? Какие, на ваш взгляд, приоритеты развития столицы Удмуртии?

- Ижевск – это оружейная столица России. И в этом его уникальность. История ижевского оружия насчитывает уже более 200 лет. А это богатые традиции, это хорошая школа оружейников, конструкторов. И хотя тому же тульскому оружию 300 лет, нам удалось в сфере производства стрелкового оружия занять лидирующие позиции. Надо сохранять эти позиции и развиваться в этом направлении.

В последние годы Ижевск развивается и как город, благоприятный для жизни, а не только как промышленный центр. По этой же причине он становится все более привлекательным для жителей других городов республики и соседних регионов, чего нельзя было сказать еще 5-10 лет назад. Сегодня к нам едут погостить из других регионов, чтобы увидеть и посетить наши достопримечательности. Своеобразными визитными карточками Ижевска стали и Свято-Михайловский собор, и музей Калашникова, и Удмуртский зоопарк, и цирковой комплекс. А к сентябрю мы откроем первую очередь набережной Ижевского пруда. Я считаю, что развитие этого сегмента инфраструктуры города подтверждает столичный статус Ижевска.

Со своей стороны, я могу заявить, что власти республики будут все делать для того, чтобы Ижевск продолжал развиваться.