Поволжье / Эксклюзив 7 октября 2013 г. 12:25

Зампред правительства Саратовской области П.Большеданов: "Сочинский форум продемонстрировал востребованность ГЧП в реализации масштабных инвестпроектов в регионах"

Зампред правительства Саратовской области П.Большеданов: "Сочинский форум продемонстрировал востребованность ГЧП в реализации масштабных инвестпроектов в регионах"

О работе делегации Саратовской области на сентябрьском инвестфоруме "Сочи-2013", о строительстве аэропорта в Саратове и планах "переформатирования" закрытого объекта УХО в Горном агентству "Интерфакс-Поволжье" рассказал заместитель председателя правительства области, куратор финансово-экономического блока Павел Большеданов.

- Павел Владимирович, на XII инвестиционном форуме в Сочи Саратовская область презентовала четыре проекта. Какие из них имеют стратегическое значение для развития региона?

- В Сочи мы представили два приоритетных для нас проекта. Первый - строительство нового аэропортового комплекса "Центральный" в Саратовском районе, возле села Сабуровка. Объект строится "с нуля", буквально в чистом поле, что само по себе уникально для России. Аэропорт возводится в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП), с участием федеральных и региональных средств, а также частного капитала. Для Саратовской области это первая практика в реализации столь масштабных проектов.

Новый аэропорт, как планируется, будет принимать все типы самолетов и обслуживать от 500 тыс. до 2 млн пассажиров ежегодно. Окончание строительства и ввод в эксплуатацию аэропортового комплекса запланированы на конец 2016 года.

В настоящее время возводится взлетно-посадочная полоса. Впереди у нас - обустройство аэропорта и пассажирской инфраструктуры, возведение здания аэровокзала и подъездных дорог к нему. Цена вопроса - порядка 6 млрд рублей. 

В Сочи саратовская делегация встретилась с потенциальным инвестором, председателем совета директоров ГК "Ренова" Виктором Вексельбергом. На этой встрече в числе других обсуждался и проект здания нового аэропорта.

Сроки у нас очень жесткие. В конце этого года мы должны выйти на экспертизу с проектом аэропорта. И где-то в течение четырех месяцев, в марте-апреле 2014 года, имея экспертизу проекта, инвестор, который выиграет конкурс, уже может приступать к сооружению аэропортового комплекса.

- Помимо здания аэровокзала необходимо построить еще дороги. Какова цена вопроса?

- На возведение так называемого Южного подхода, который бы позволил как минимум в три раза сократить путь из Саратова, необходимо еще 5 млрд рублей. Мы предложили правительству РФ профинансировать строительство Южного подхода либо в рамках ГЧП, либо из средств федерального бюджета. С таким предложением в Сочи мы обратились к Дмитрию Медведеву, когда он осматривал саратовский стенд. Премьер забрал документы для изучения.

Для нас общение с премьером на форуме было очень важно еще и потому, что до Сочи из уст ряда федеральных чиновников нередко звучали сомнения, мол, наш проект вообще не состоится. После форума в Сочи сомнения, уверен, отпали.

Мы показали Д.Медведеву, что проект движется. Премьер понял, что все свои обязательства по строительству аэропорта регион выполняет. Федеральное финансирование открыто, и мы идем в графике.

- Павел Владимирович, понятно, что при строительстве нового саратовского аэропорта саратовское правительство возлагает большие надежды на ГК "Ренова". Успешные переговоры в Сочи с В.Вексельбергом, возможно, как ничто другое способствовали исчезновению последних сомнений у скептиков. Второй, не менее важный для региона, инвестпроект, представленный в Сочи, тоже связан с "Реновой"?

- Да, проект "Организация производства особочистых материалов для микро- и наноэлектроники и других высокотехнологичных отраслей промышленности на базе бывшего объекта по уничтожению химического оружия "Горный" мы тоже рассчитываем реализовать вместе с компанией В.Вексельберга. Речь идет о выпуске очищенного оксида мышьяка на основе инертных масс, которые остались после переработки химоружия в поселке Горный.

12 тыс. тонн инертных масс ждут своей участи. Это будет либо переработка, либо захоронение. У каждого из проектов свои деньги, свои программы и свои исполнители.

Какой вариант выбрать, чтобы дать заводу в Горном новую жизнь?

Минпром РФ предлагал модернизировать завод под выпуск неких минеральных удобрений. Данный проект пока находится в стадии обсуждения. Параллельно с ним частный бизнес в лице "Реновы" подал другую идею: на основе реакционных масс выпускать разной степени очистки мышьяк, который очень активно применяется в электронной и стекольной промышленности. 

Мы постоянно находимся в контакте с "Реновой". Видим, что чисто технологически вся цепочка по выпуску мышьяка уже проработана в России. Знаем, что стоимость мышьяка в Горном будет практически на 40% ниже, чем традиционный способ его производства, поскольку сырье уже есть - это готовые реакционные массы.

Но чтобы подойти к окончательной стадии выпуска мышьяка, требуется промежуточная стадия его обогащения. Провести ее можно, только переоборудовав завод в Горном.

Здесь, как нам представляется, можно использовать средства федерального бюджета, предусмотренные на утилизацию инертных масс, поскольку это та же утилизация, только с выходом готовой продукции. Цена вопроса по меркам Минпромторга РФ не такая большая, порядка 1 млрд рублей. Запустить новое производство мы могли бы уже в 2014 году.

На эту тему мы переговорили в Сочи с министром промышленности РФ Денисом Мантуровым. Он обещал подумать, поскольку эта тема даже на слух гораздо более благозвучна, нежели "захоронение инертных масс", - это экологически несопоставимые вещи.

- Об экологичности проекта давайте поговорим отдельно. "Мышьяк" звучит совсем не благозвучно, а так же страшно, как и "химическое оружие". Акции протеста экологов и "зеленых" не заставят себя ждать. Убедить людей в экологической безопасности нового производства будет очень непросто…

- На территории Саратовской области мы уже прошли первую стадию уничтожения абсолютно опасного химического оружия. Переработали его в инертные массы. Вторая стадия значительно более безопасна, к примеру, с точки зрения выхлопов в атмосферу - их просто нет. Здесь перед нами стоит более простая задача, чем та, которая стояла при уничтожении химоружия. Безусловно, со стороны государства будет организован жесточайший контроль как за самим производством, так и за перевозкой и хранением мышьяка на территории страны. Выпуск мышьяка будет осуществляться с учетом всех экологических требований. Это наша территория, и правительство области крайне заинтересовано в развитии не только высокотехнологичных, но и экологически чистых производств.