Казань. 15 апреля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Результаты повторной комплексной судоводительской инженерно-технической экспертизы, проведенной специалистами Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова для установления непосредственных причин крушения теплохода "Булгария", оглашены во вторник в Московском районном суде Казани.
Как сообщили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе суда, эксперты ответили на 44 вопроса. В частности - назвали причины, приведшие к трагедии, и ответили на вопрос относительно возможности предотвращения крушения судна.
Как следует из заключения экспертов, непосредственной причиной затопления теплохода явилась совокупность факторов: негодность судна к плавания, как по его техническому состоянию, так и по уровню подготовки его экипажа, несоблюдение требований правил безопасного судоходства, а также неисполнение или не надлежащее исполнение своих обязанностей судовладельцем, командным составом, должностными лицами контролирующих органов и учреждений, как при подготовке судна к плаванию, так и при его эксплуатацию в навигацию 2011 года.
"Авария и ее последствия обусловлены не одним нарушением правил и требований безопасности движения и эксплуатации судна, жизни и здоровья граждан, а совокупностью факторов, каждый их которых по взаимодействию с другими давал реальную возможность наступления произошедших последствий. При таких обстоятельствах не представляется возможным выделить из числа вышеуказанных нарушений, составляющих причину аварии, какую-либо одну, которая могла бы быть решающей", - говорится в заключение экспертов.
Там же указывается, что нарушений правил безопасности движения и эксплуатации судна капитаном Александром Островским и его старшим помощником Рамилем Хаметовым в совокупности с нарушением правил допущенных Яковым Ивашовым, Светланой Инякиной, Иреком Тимергазеевым и Владиславом Семеновым создало реальную угрозу и риск безопасного судоходства.
Эксперты также пришли к выводу, что судно было непригодно к плаванию в навигацию 2011 года, а также не обеспечено в достаточном количестве коллективными спасательными средствами, которых хватало лишь на 152 человека, а не на 201 человека.
Скоротечность катастрофы была обусловлена открытыми иллюминаторами, через которые поступала вода. Успеть надеть спасжилеты и покинуть судно смогли лишь нерастерявшиеся пассажиры. Капитан теплохода и его экипаж не успел предпринять какие-либо действия по спасению судна и пассажиров, также прозвучало в суде.
По мнению экспертов, действия экипажа в процессе движения судна и до момента его затопления не соответствовали требованиям обеспечения безопасности судовождения в штормоопасном районе Куйбышевского водохранилища реки Волга.
"Из-за выхода из строя правого вспомогательного двигателя и полного обесточивания судна, а также неработающих аварийных батарей капитан судна капитан судна не объявил тревогу, не организовал борьбу за живучесть судна, не сообщил судовладельцу и диспетчеру о возникшей угрозе судну и людям и не обратился за помощью к другим судам", - фигурирует в заключение экспертов.
В конечном итоге специалисты, проводившие экспертизу, пришли к выводу о том, что у экипажа не было возможности предотвратить катастрофу.
"Исходя из допущенных в комплексе нарушений, возможности предотвратить крушение судна в сложившейся ситуации (после начала поворота судна с открытыми иллюминаторами в штормовых условиях) не имелось", - отмечается в заключении экспертов.
Заседание суда по делу о крушении "Булгарии" продолжится в четверг. В этот день планируется допросить эксперта Олега Солякова, участвовавшего в проведении экспертизы.