*** Капитан "Дунайского" спрашивал у капитана "Арабеллы", нужна ли помощь, но его попросили отойти подальше
*** Пострадавшие были потрясены равнодушием команды "Дунайского", не отреагировавшего на их крики
Казань. 7 февраля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Капитан пассажирского теплохода "Арабелла" Роман Лизалин считает, что любой капитан должен остановиться и оказать помощь терпящим бедствие на воде, но каждый принимает решение самостоятельно, независимо от чьих-либо просьб или указаний.
"Любой капитан должен оказать помощь терпящим бедствие. Это долг каждого человека, не только капитана, - помогать любому человеку. Почему капитан "Дунайского-66" не сделал этого, я не могу сказать", - сказал Р.Лизалин агентству "Интерфакс-Поволжье" во вторник по окончанию очередного заседания Московского районного суда Казани по уголовному делу.
Суд рассматривал дело капитана барже-буксирного судна (ББС) "Дунайский-66" Александра Егорова (Пермский край), обвиняемого в неоказании помощи терпящим бедствие при крушении "Булгария". В отличие от "Дунайского-66", прошедшего мимо тонущего теплохода, экипаж "Арабеллы" спас часть пассажиров и членов экипажа "Булгарии".
На суде капитан "Арабеллы" Р.Лизалин заявил, что не хочет "никого ни обвинять, ни оправдывать".
"Каждый капитан в случае ЧС принимает решение самостоятельно. Да, есть диспетчерская служба, но капитан капитану может дать только рекомендации, а дело каждого - сделать выводы и принять решение", - сказал Р.Лизалин.
"Это, - заметил он, - как если бы лежал на земле истекающий кровью человек, а ты перешагиваешь через него и идешь дальше."
Капитан "Арабеллы" сообщил суду, что при подходе к месту трагедии он, хоть связь из-за непогоды была плохая, слышал в эфире обрывки чьих-то переговоров, слова о том, что на воде есть какие-то люди.
Чуть позже, когда уже удалось увидеть в бинокль людей в воде, плоты с людьми, которые подавали сигналы бедствия (махали майками, веслами, выпускали файеры), "Арабелле" удалось связаться с судоводителем "Дунайского-66".
"Меня спросили с буксира: "Ну, что, помощь нужна?" Я ответил, что нет и попросил отойти подальше, тем более, что увидел, как у борта буксира плавает человек на спасательном круге, что было очень опасно", - сказал Р.Лизалин.
По его словам, он, как положено, объявил в эфире, что начинает спасательную операцию.
Но, уточнил он, другое судно тоже может вести спасение людей, спустив свои шлюпки или другие спасательные средства.
"Я не исключаю, что "Дунайский" останавливался, но не смог довершить это. Не знаю, что помешало буксиру полностью остановиться и спустить спассредства, возможно, какие-то технические характеристики - длинный тормозной путь, например, размеры, возможно, капитан, увидел, что мы уже спустили шлюпки. Не знаю…", - сказал Р.Лизалин.
Он считает, что если бы "Арабеллы" не оказалось в то время на месте трагедии, жертв могло бы быть гораздо больше: усиливался шторм, люди были в шоковом состоянии, сильно устали. "Многие бы долго не продержались, некоторым требовалась срочная медпомощь", - пояснил он.
Выступавшие в суде потерпевшие, в свою очередь, допускали, что буксиру, шедшему с двумя тяжелыми баржами, было трудно подойти близко к месту трагедии так, чтобы не подавить плоты с людьми.
"Но даже если бы вы просто встали неподалеку, просигналили, дали бы понять, что мы не одни, что о нас знают, что помощь идет, вы бы сделали для нас очень много. А так мы видели, что два корабля ("Арбат" и "Дунайский-66" - ИФ) проходят мимо нас в 400 метрах, не обращая внимания на наши крики отчаяния и наши сигналы, это - страшно! Мы были потрясены таким равнодушием", - сказала одна из пострадавших Фарида Шагеева.
Другая пострадавшая сказала, что до сих пор многие из ее собратьев по несчастью плохо спят, все время стараются "выплыть" из холодной реки.
"Полученные нами ушибы, порезы, травмы - ничто по сравнению с моральной травмой, с потерей близких. Про себя могу сказать, что я "утонула" там", - сказала она.
На суде присутствовали три члена экипажа "Дунайский-66" - жена и два сына капитана А.Егорова. По словам братьев, на их корабле был сигнал тревоги, они оперативно расчехлили и приготовили к спуску единственную шлюпку, но соответствующей команды от капитана не последовало.
"Судно затормозило, мы шли на холостом ходу, а потом уже были далеко от места трагедии. Чтобы заякориться, отцепить баржи, вернуться к месту трагедии нужно было бы не менее часа", - сказал один из них.
Процесс продолжится в четверг.
Как сообщалось, А.Егорову и капитану сухогруза "Арбат" Юрийю Тучину (Астрахань) предъявлено обвинение по ст. 270 УК РФ (неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие).
Ю.Тучин, частично признавший свою вину, уже осужден, ему назначено наказание в виде 130 тыс. рублей штрафа в доход государства.
А.Егоров свою вину не признает.
Пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии (ранее назывался "Украина"), затонул 10 июля на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. На борту находился 201 человек, спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей.