Поволжье / Новости 31 января 2012 г. 15:41

Прокурор считает, что вина в трагедии "Булгарии" лежит и на контролирующих органах, и на экипаже

Казань 31 января. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Прокурор Татарстана Кафиль Амиров считает, что к гибели теплохода "Булгария" привело недобросовестное отношение к своим обязанностям как должностных лиц, ответственных за выпуск в рейсы пассажирских судов, так и экипажа.

"Основная причина кораблекрушения "Булгарии" была в том, что соответствующее должностное лицо подписало заключение о готовности "Булгарии" к эксплуатации, не выходя из кабинета. Этот чиновник не осмотрел судно, не осмотрел узлы и агрегаты, не оценил их с точки зрения изношенности", - сказал К.Амиров на пресс-конференции во вторник в Казани.

"Кроме того, - считает прокурор, - капитан "Булгарии", ответственный за пассажиров, за экипаж и за само судно, тоже должен был проявить принципиальность".

Этого не было сделано, что и сказалось на развитии событий.

"Так, один из двигателей не работал, в результате топливо было перекачено в бак другого двигателя, получился крен судна, и с эти креном судно продолжало движение", - сказал К.Амиров.

Капитан, считает прокурор, осознавал, что возможна трагедия. Именно поэтому он изменил ход судна (когда сильная волна стала захлестывать палубу) и направил его на мель.

"Ему не хватило до мели каких-то 20-40 метров, тогда, по аналогу с потерпевшей у берегов Италии Costa Concordia, жертв было было бы гораздо меньше", - сказал прокурор.

Он уверен, что случившееся с "Булгарией" должно стать для всех уроком, но "прекращать пользоваться этим видом транспорта было бы неразумно".

"Конечно, сейчас большинство судов находится в критическом состоянии, ведь они - выпуска второй половины 50-х годов и давно уже исчерпали свой амортизационный ресурс", - сказал прокурор.

Между тем, считает он, эти суда могут быть использованы, но при условии "умелой эксплуатации и при условии очень четкой, очень грамотной системы оценки технического состояния судов".

Отвечая на вопрос, не затягивается ли предварительное следствие по уголовному делу о крушении "Булгарии", К.Амиров заявил, что эти сроки оправданы.

"Я не считаю, что следствие затянулось. Дело расследуется в разумные сроки, соответствующие тяжести и обстоятельствам этого преступления", - сказал К.Амиров.

Прокурор напомнил, что достаточно длительными процедурами оказались подъем затонувшего судна, проведение его осмотра и необходимых экспертиз, составление экспертного заключения - без всего этого следствие не может быть закончено, а дело направлено в суд.

"Кроме того, я считаю правильным решение руководителя следственной бригады о разделении дела на несколько дел - по преступлениям, сопутствующим основному", - пояснил прокурор.

К этим делам относятся, например, дела против капитанов двух судов, прошедших мимо тонущей "Булгарии" и не оказавших помощь терпящим бедствие. "Один из них уже осужден, решение по второму ожидается", - напомнил К.Амиров.

Как сообщалось, сроки предварительного следствия по делу кораблекрушения "Булгарии" неоднократно продлевались, последний раз - в связи с возникшими новыми обстоятельствами - до 10 мая 2012 года.

Так, следствию потребовалось повторно допросить потерпевших и свидетелей. Не исключено, что к ответственности будут привлечены некоторые члены экипажа, а в отношении погибших из их числа - принято процессуальное решение.

В настоящее время под следствием по уголовному "Булгарии" находятся 4 фигуранта - генеральный директор ООО "Арго РечТур" (субарендатор затонувшего теплохода, Казань) Светлана Инякина, старший эксперт Камского филиала Росречрегистра (Пермь) Яков Ивашов, а также два чиновника Ространснадзора: начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ирек Тимергазеев и главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов. Все они, несмотря на протесты защиты, находятся под арестом.

Кроме того, под суд были отданы два капитана судов, которые прошли мимо "Булгарии". Один из них - капитан сухогруза "Арбат" Юрий Тучин (Астрахань) уже признан виновным и приговорен к штрафу в размере 130 тыс. рублей.

Процесс по делу капитана барже-буксирного состава "Дунайский-66" Александра Егорова (Пермский край) начнется 6 февраля в Московском райсуде Казани.

Пассажирский двухпалубный теплоход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии (ранее назывался "Украина"), затонул 10 июля на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. На борту находился 201 человек, спасти удалось 79. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Погиб и капитан теплохода - Александр Островский.