Нижний Новгород. 24 ноября. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Арбитражный суд Нижегородской области оставил без удовлетворения заявление правительства региона о признании незаконным решения управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Нижегородской области по делу о нарушениях антимонопольного законодательства при реализации в регионе программы поддержки молодых специалистов, говорится в решении суда, опубликованном на сайте.
Решение суда вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня принятия (21 ноября), если не будет подана апелляционная жалоба.
Как сообщалось, комиссия УФАС в марте текущего года признала правительство Нижегородской области нарушившим п.5 ч.1 ст. 15 федерального закона "О защите конкуренции", министерство финансов Нижегородской области - нарушившим п.2 и п.5 ч.1 ст. 15 федерального закона "О защите конкуренции".
В УФАС поступило уведомление Волго-Вятского банка Сбербанка России о заключении 14 октября 2009 года соглашений с министерством финансов и министерством социальной политики Нижегородской области. Документы предусматривают предоставление кредитных ресурсов на приобретение (строительство) жилья, транспортных средств и расчетно-кассовое обслуживание участников областной целевой программы "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в учреждениях образования, здравоохранения, спорта и культуры Нижегородской области на 2006-2020 годы". Решением экспертного совета при областном Минфине Волго-Вятский Банк Сбербанка России включен в реестр финансовых организаций, рекомендуемых к осуществлению кредитования молодых специалистов.
При этом порядок включения финансовой организации в данный реестр регулируется регламентом отбора финансовых организаций, утвержденным приказом Минфина области от 17 августа 2006 года "Об отборе финансовых организаций". Данный регламент предъявляет определенные требования как к самой финансовой организации, так и к условиям кредитования.
Между тем, установленные областным Минфином требования к условиям кредитования финансовых организаций не обусловлены нормами действующего законодательства, так как эти условия определяются по соглашению между кредитной организацией и заемщиком. Кроме того, на нормах законодательства не основано требование о возможности предоставлении финансовой организацией в течение года определенного объема кредитных ресурсов. Одновременно с этим молодые специалисты могут заключить кредитные договоры в рамках программы только с финансовыми организациями, включенными в реестр. Таким образом, приказ Минфина области "Об отборе финансовых организаций" противоречит положениям п. 2 и п.5 части 1 статьи 15 закона "О защите конкуренции".
Также УФАС Нижегородское УФАС России установило наличие в изданном правительством Нижегородской области постановлении N279 от 29 августа 2006 года "О порядке предоставления социальных выплат молодым специалистам …" нарушения п. 5 ч. 1 ст. 15 закона "О защите конкуренции". Согласно российскому законодательству отсутствует необходимость осуществления отбора органами власти субъектов РФ финансовых организаций для кредитования физлиц в рамках региональных целевых программ. В связи с этим постановление облправительства N279 приводит к ограничению участников программы в выборе финансовых организаций, предоставляющих услуги по кредитованию физлиц на приобретение (строительство) жилья и приобретение транспортных средств.
В ходе рассмотрения дела было выявлено, что заключение соглашений о предоставлении мер социально-экономической поддержки, проведение отбора финансовых организаций в рамках программы и предоставление финансовыми организациями кредитов молодым специалистам происходило до 2010 года включительно, так как в период с 2011 по 2020 годы запланировано осуществление только предусмотренных программой социальных выплат.
Внесение изменений в порядок реализации программы может нанести существенный ущерб молодым специалистам, участвующим в программе, поэтому Нижегородское УФАС России приняло решение не выдавать правительству Нижегородской области и министерству финансов Нижегородской области предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства.