Нижний Новгород. 21 февраля. ИНТРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Торговая недвижимость Нижнего Новгорода находится в стадии стагнации, действующие торговые центры ждет реконцепция, считает ведущий аналитик, руководитель отдела консалтинга компании IDEM Денис Зыков.
"Девелопмент качественных торговых площадей будет (в ближайшее время - ИФ) мало интересен для инвесторов. Это, прежде всего, связано с ростом стоимости строительства, которая с 2014 года выросла практически в 2 раза к 2018 году, в то время как арендные ставки остались практически без изменения. В Нижнем Новгороде в 2018 году арендные ставки в среднем выросли менее, чем на 1% (...) Мы не считаем, что в 2019 году будет какой-то заметный рост арендных ставок (торговой недвижимости - ИФ) в Нижнем Новгороде. В среднем рост составит не более 1-3% по рынку", - сказал Д.Зыков на пресс-конференции в четверг.
По его словам, в Нижнем Новгороде - высока конкуренция между торговыми центрами, а обеспеченность качественными торговыми площадями является избыточной - 600 кв. м. на 1 тыс. жителей. При этом только три российских города - Краснодар, Тюмень и Самара - имеют обеспеченность выше, чем в Нижнем Новгороде. В Москве данный показатель составляет 500 кв. м. Кроме того продолжают снижаться реальные доходы населения.
Председатель комитета по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД), представитель РГУД по Нижегородской области, гендиректор компании IDEM Екатерина Гресс, в свою очередь, отметила, что ритейлеры, практически, не покупают торговую недвижимость. "Если раньше ритейл входил и строил для себя сам, то сегодня никто из них не готов покупать площадки, строить", - отметила она.
Е.Гресс отметила, что в активную эпоху потребления вступили "миллениалы", которые "уже не знают жизни без интернета". В том числе в связи с этим изменилось покупательское поведение, появился тренд экономии времени, взаимопроникновение онлайн и офлайн торговли, появились новые сервисы формата "Яндекс-Еда". Для покупателей становятся интересными не классические торговые центры, а многофункциональные центры, ритейл-парки, аутлет-центры, lifestyle-центры, есть тренд на коллаборацию.
Говоря об итогах 2018 года. Д.Зыков отметил, что 2018 год был сложным как для девелоперов, так и ритейлеров. Многие города-миллионники (в том числе и Нижний Новгород) продемонстрировали худшие показатели по вводу качественной торговой недвижимости за последние несколько лет. Для Нижнего Новгорода 2018 год стал третьим годом, когда не было введено ни одного качественного торгового центра. При этом значимыми для рынка города стали открытия гипермаркетов "Leroy Merlin" и "Hoff", однако, это - формат именно гипермаркетов, а не классических торговых центров. Также в 2018 год нижегородский рынок, в основном, осваивали операторы DIY, товары для обустройства дома и ремонта, операторы общественного питания. При этом покинули рынок магазины товаров для детей ("Мама+Я", "Бегемот") и Coffeeshop.
По мнению Д.Зыкова, в 2019 году можно будет наблюдать бум реконцепций торговых объектов, многие уже проводят масштабные изменения, например ТЦ "Мега". Способствует этому, в том числе, и всемирный тренд на увеличение доли он-лайн торговли.
Он также сообщил, что в апреле 2019 года в Нижнем Новгороде запланировано открытие ТЦ "Автозаводец" (совместит функции шоппинга и досуга), в 2020 году - открытие многофункционального комплекса "Аквамания" (первый аквапарк в городе совместит развлекательную функцию и шоппинг). По мнению аналитиков IDEM, оба объекта находятся в тренде развития рынка торговой недвижимости - это совмещение нескольких функций и смещение акцентов в пользу досуга.
"Для классических торговых центров - не то время, чтобы сейчас строиться, это - и изменение покупательского поведения, и переизбыточность торговых площадей (в Нижнем Новгороде - ИФ). Но если выбрать определенные точки, можно найти какое-то место", - сказал Д.Зыков, отметив, что наибольшая обеспеченность качественными торговыми площадями в городе в двух районах - Нижегородском и Канавинском, тогда как, например, в Московском и Приокском районах она низкая.
IDEM (International Development & Marketing) - региональная компания-консультант по торговой недвижимости, оказывающая консалтинговые и брокерские услуги девелоперам торговых центров, ритейлерам и владельцам объектов недвижимости во всех регионах России.