Нижний Новгород. 16 февраля. ИНТЕРФАКС-ПОВОЛЖЬЕ - Процесс закупки лекарственных средств за счет бюджетных средств Нижегородской области должен быть конкурентным, заявил руководитель УФАС Михаил Теодорович на пресс-конференции во вторник в Нижнем Новгороде.
Ранее сообщалось, что Заксобрание Нижегородской области 28 января приняло закон, согласно которому ГП Нижегородской области "Нижегородская областная фармация" было законодательно закреплено в качестве единственного поставщика лекарственных препаратов и медизделий медицинских организаций региона, подведомственных областному Минздраву.
До этого решения эти полномочия подтверждало постановление облправительства от 17 декабря 2014 года. УФАС в мае 2015 года признало облправительство нарушившим ч.1 ст.15 федерального закона "О защите конкуренции" и выдало предписание, в котором обязало ответчика отменить это постановление. Решение и предписание УФАС облправительство пытало оспорить в суде, однако суды трех инстанции подтвердили их законность.
"Суть дела не меняется от того, что теперь эти полномочия определены законом. Самое главное в текущей ситуации это то, что бюджетные деньги выводятся из конкурентных процедур. Они не перестают быть бюджетными от того, что ими распоряжается облфармация. Мы убеждены, что любой распорядитель бюджетных денег должен прилагать усилия, чтобы на торгах при их использовании при возможности была достигнута экономия", - сказал руководитель УФАС.
М.Теодорович добавил также, что УФАС направляло запросы в правительство региона об экономии на торгах и о закупках "Нижегородоблфармации", если они проводили в рамках этой схемы, однако не получило ответа. Он не уточнил, каким образом будет действовать УФАС в связи с принятие областного закона об исключительных полномочиях "Нижегородоблфармации".
"Мы анализируем, мы планируем действия, но, несомненно, эта ситуация не останется без движения", - сказал он.
УФАС, отметил М.Теодороич, предлагает Минздраву области "плавно конструктивно перейти в новую схему работы" по закупке лекарств. В частности, речь идет о планировании закупок заранее по законной схеме. Также УФАС предлагает опробовать работу по предлагаемой антимонопольным ведомством схеме на ограниченных объемах лекарств, а после отработки нового механизма распространять его на все госзакупки лекарственных средств в регионе.
"К сожалению, эту модель пока никто не хочет с нами обсуждать", - посетовал руководитель УФАС, подчеркнув при этом, что "никто не собирается совершать какие-либо экстремистские действия, разрывать контракты, создавать ситуацию, в которой нижегородцы почувствовали какие-либо неудобства".
Вместе с тем уже в 2016 году УФАС, по словам главы управления, получило "значительное количество жалоб", в которых заявители указывают на то, что концентрация ресурсов в одних руках приводит к тому, что менее крупные участники рынка теряют объемы реализации, выручку, прибыль, что "чревато прекращением их деятельности".
"То есть, количество игроков на коммерческом рынке, независимом от госзакупок и поставок, может сокращаться, их экономическое положение может ухудшаться, и это может оказать негативное воздействие на ценовую ситуацию в аптеках по лекарствам, покупаемым людьми за свои деньги. Это также может сказаться на номенклатуре лекарств, предлагаемых аптеками, потому что дорогостоящие лекарства будет менее выгодно закупать, хранить и продавать", - сказал М.Теодорович.
Начальник отдела контроля закупок УФАС Светлана Кирьякова, в свою очередь, сообщила, что помимо дела о спорном постановлении обправительства, упоминавшемся выше, антимонопольное управление осуществляло работу по нескольким направлениям. Так, в рамках административных дел были наложены штрафы на должностных лиц заказчиков, которые заключали контракты с облфармацией, не проводя торгов и ссылаясь на постановления правительства региона. По оценке УФАС, таких контрактов в прошлом году было заключено на сумму около 3 млрд рублей.
Также УФАС выдавало предписания Минздраву области по проводимым закупкам лекарств у единственного поставщика. В частности, в августе 2015 года была аннулирована такая закупка на сумму около 300 млн рублей на основании предписания УФАС. Однако в сентябре Минздрав снова провел закупку и заключил контракт с "Нижегордоблфармацией". УФАС обратилось в суд, который отказал в иске, так как контракт уже исполнен. При этом суд "однозначно поддержал позицию антимонопольного органа о том, что нельзя осуществлять закупки с единственным поставщиком, должна быть конкурентная процедура", - отметила она.
Также УФАС признало нарушением объединение в один предмет конкурса услуг по обеспечению лекарственными средствами (хранению, доставке) и непосредственно закупок и поставок лекарственных средств. Рассмотрение этого дела в суде было приостановлено до вступления в силу дела со схожими обстоятельствами по решению центрального аппарата ФАС. На данный момент суды трех инстанции поддержали позицию ФАС, и нижегородское управлении будет ходатайствовать о возобновлении дела в арбитраже, сказала С.Кирьякова.